НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Дальневосточного округа от 15.12.2009 № А24-4692/09

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                         Дело № А24-4692/2009

22 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2009 года. Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2009 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Агентства по занятости населения Камчатского края

о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 06.08.2009 № 38-01-05/1296 (в части)

при участии:

от заявителя

ФИО1 - по доверенности от  12.11.2009 № 02/01 до  31.12.2009;

ФИО2 – по доверенности от 21.09.2009 № 02/01-2303, до 31.12.2009;

от ответчика

ФИО3 – по доверенности от 11.01.2009 № 2, до 31.12.2009;

ФИО4 – по доверенности от 07.12.2009, до 31.12.2009

установил:

Агентство по занятости населения Камчатского края (далее – заявитель, Агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – Управление Росфиннадзора, административный орган) от 06.08.2009 № 38-01-05/1296 в части ненадлежащего исполнения бюджетного процесса по позициям применения районного коэффициента и возмещения командировочных расходов – суточных.

            Предписание вынесено по результатам проведенной Управлением Росфиннадзора проверки использования субвенции, выделенной из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в Агентстве по занятости населения Камчатского края за 2008 год.

Как следует из заявления, в оспариваемом предписании указано, что нецелевое расходование средств федерального бюджета допущено в результате излишнего начисления денежного содержания за счет средств федерального бюджета (субвенции) при применении районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8. В результате излишне начислено денежное содержание за счет средств федерального бюджета (субвенции) в общей сумме 3118083,97 руб.

Агентство полагает, что расходование средств субвенции проводилось в строгом соответствии с действующим законодательством, а вывод Управления Росфиннадзора основан на неверной трактовке подлежащих применению правовых норм.

В обоснование своих доводов заявитель указал следующее.

Статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 7.1. Закона о занятости, средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета; объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 4, 5 названной статьи субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно приложению № 37 (таблица 22) «Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и города Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1  «О занятости населения в Российской Федерации» на 2008 год» к Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Камчатскому краю выделена субвенция на 2008 год в сумме 289889,2 тыс. руб. на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий органами службы занятости населения Камчатского края.

В соответствии с Приложением № 9 к Закону Камчатской области от 23 ноября 2007 года № 693 «О краевом бюджете на 2008 год» указанная сумма субвенции (289889,2 тыс. руб.), в полном объеме отнесена к расходам Агентства по занятости населения Камчатского края с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов.

22 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации № 35 утверждена Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (далее – Методика), и постановлением Правительства Российской Федерации 22 января 2007 года № 36 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (далее – Правила предоставления субвенций).

В соответствии с пунктами 30-31 Методики расчет объема затрат органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и объема затрат государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий определяется по специальной формуле, которая включает в себя затраты на оплату труда (с учетом начислений) работников органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.

В предписании Управления Росфиннадзора указано на необоснованно начисленный и выплаченный за счет средств субвенции из федерального бюджета в повышенном размере районный коэффициент к заработной плате государственных гражданских служащих управления в сумме 3118083,97 руб.

Агентство считает, что постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года № 380/П-18 (далее – Постановление №308/П-18), на которое ссылается Управление Росфиннадзора, не может применяться к спорным правоотношениям, так как официально опубликовано не было.

Статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

С момента введения ТК РФ и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников предприятий, организаций и учреждений Камчатского края.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Частью 3 статьи 28 Закона Камчатского края от 04 мая 2008 года № 56 «О государственной гражданской службе Камчатского края» (далее – Закон Камчатского края № 56) предусмотрено, что фонд оплаты труда гражданских служащих помимо прочего формируется за счет средств, предусмотренных на выплату районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законом Камчатского края от 06 марта 2008 года № 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета» районный коэффициент к заработной плате работников организаций, финансируемых из краевого бюджета, установлен в размере 1,8.

Кроме того, на основании статьи 2 Закона Камчатского края № 56 финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для указанной выше категории работающих предусматриваются ежегодно в краевом бюджете на очередной финансовый год и не предоставляются лицам работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.

Ссылаясь на статью 14, пункт 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Правила представления субвенций, Агентство полагает, что субвенции из федерального бюджета образуют расходные обязательства бюджета Камчатского края.

Поскольку, должности государственной гражданской службы Агентства включены на основании приложения № 1 к Закону Камчатского края № 56 в реестр должностей госслужбы Камчатского края, служащие Агентства являются государственными гражданскими служащими Камчатского края, получают денежное содержание в размере, установленном законодательством о государственной гражданской службе Камчатского края, заявитель считает, что в Агентстве начисление и выплата районного коэффициента к заработной плате государственных гражданских служащих Камчатского края в размере 1,8 осуществлялась в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос об источнике финансирования, т.е. за счет субвенции, по мнению Агентства, не влияет на существо рассматриваемого спора ввиду того, что приведенные выше нормативные акты не ставят соблюдение трудовых прав граждан в зависимость от источника финансирования конкретного работодателя.

По аналогичным доводам Агентство не согласно с предписанием в части того, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 года № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» – выплату суточных за каждый день нахождения в служебной командировке следовало производить в размере 100 рублей за счет средств федерального бюджета.

Закон Камчатского края от 15 сентября 2008 года № 118 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих» (далее –  Закон Камчатского края № 118) регулирует отношения связанные с предоставлением лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и государственным гражданским служащим Камчатского края (далее - краевые гражданские служащие) гарантий на возмещение расходов, связанных со служебными командировками. В служебную командировку направляются лица, замещающие государственную должность Камчатского края, или краевого гражданского служащего по решению руководителя государственного органа Камчатского края либо представителя нанимателя.

Направление в служебные командировки осуществляется:

1) в исполнительных органах государственной  власти Камчатского края:

а) лиц, замещающих государственные должности Камчатского края – с письменного согласия Губернатора Камчатского края;

б) Министров, руководителей агентств, служб, инспекций, руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края – управляющего делами – с письменного согласия Губернатора Камчатского края;

в) иных краевых гражданских служащих – по решению представителя нанимателя.

Для указанной выше категории служащих, данный закон определяет порядок и условия возмещения расходов суточных в размере 550 руб. и расходов по найму жилого помещения в размере стоимости однокомнатного (одноместного) стандартного номера. Других размеров выплат для лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края Закон Камчатского края № 118 не предусматривает.

Кроме того, заявитель указал, что правовые нормы постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 года № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» носят общий характер и не конкретизированы для применения определенной категории гражданских служащих, в частности для командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственным гражданским служащим Камчатского края.

Также заявитель полагает, что нарушения пункта 3 статьи 133 БК РФ Агентством не допущено.

            В судебном заседании представители Агентства поддержали в полном объеме доводы, изложенные в заявлении (том 1 л.д. 4-15).

            Управление Росфиннадзора направило отзыв на заявление, в котором требования по заявлению не признало, указав, что в ходе проверки использования заявителем субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения за 2008 год установлено не соблюдение пункта 3 статьи 133 БК РФ, выразившееся  в нарушении порядка расходования субвенции, установленного федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

            При начислении денежного содержания за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета применялся районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8, тогда как в соответствии с действующим федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета (субсидий) следовало применять коэффициент в размере 1,6. Более высокий размер районного коэффициента, установленный статьей 4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 года № 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета» следовало выплачивать за счет средств краевого бюджета.

Кроме того, Управление Росфиннадзора считает, что Агентству следовало, производить, выплату суточных сотрудникам, замещающим государственные должности Камчатского края, за каждый день нахождения в служебной командировке в размере 100 руб. за счет средств федерального бюджета (субвенции) и в размере 450 руб. за счет средств бюджета Камчатского края. В обоснование своих доводов по данному эпизоду ответчик ссылается на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» и пункт 1 статьи 6 Закона Камчатского края от 15.09.2008 года № 118 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края».

            В судебном заседании представители Управления Росфиннадзора не признали требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (том 2 л.д. 1-8).

            Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, Управлением Росфиннадзора проведена проверка использования субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в Агентстве за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 11.06.2009 г. № 61 (том 1 л.д. 45-83).

            В ходе проверки Управление Росфиннадзора пришло к выводу, что заявителем в нарушение пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции, предоставляемые из федерального бюджета, расходовались с нарушением порядка, установленного федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Нарушение выразилось в том, что в Агентстве и пяти краевых государственных учреждениях Центрах занятости населения, подведомственных Агентству, при начислении денежного содержания за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета применялся районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8, тогда как в соответствии с действующим федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета (субсидий) следовало применять коэффициент в размере 1,6 в соответствии с приложением 4 к Постановлению 380/П-18, и 1,2 за счет средств краевого бюджета в соответствии со статьей 4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 г. № 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета». В результате излишне начислено денежного содержания за счет средств федерального бюджета (субвенции) в общей сумме 3118083,97 руб.

Также административный орган установил, что в нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» работникам Агентства, замещающим государственные должности Камчатского края, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные) выплачивались в размере 550 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке. В результате в 2008 году излишне возмещено командировочных расходов работникам Агентства, замещающим государственные должности Камчатского края, за счет средств федерального бюджета (субвенции) в общей сумме 41400 руб.

По результатам проверки руководителем Управления Росфиннадзора вынесено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (том 1 л.д. 31-35), в соответствии с которым заявителю в срок до 16.10.2006 предписано, в частности, установить районный коэффициент работникам Агентства и Краевых государственных учреждений Центр занятости населения, подведомственных Агентству, при начислении денежного содержания за счет средств федерального бюджета (субвенции) в размере 1,6, а также восстановить на лицевой счет неправомерные расходы любым соответствующим действующему законодательству способом в общей сумме 269423,58 руб., в том числе 41400 руб. излишне возмещенных командировочных расходов (сумма, которую оспаривает Агентство).

Не согласившись с предписанием в указанной части, Агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Статья 38 БК РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются   межбюджетные   трансферты,   предоставляемые   бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому Камчатская область (ныне – Камчатский край) является районом Крайнего Севера. Данное постановление является действующим, и соответственно, подлежит применению.

В силу статьи 316 ТК РФ, статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что до настоящего времени федеральным законом или иным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, не установлен, то в соответствии со статьей 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 №380/П-18, утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению.

Из пункта 4 Приложения следует, что к заработной плате вышеуказанных работников на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, применяется районный коэффициент 1,6.

Постановление № 380/П-18 неоднократно являлось предметом судебного обжалования в Верховном Суде РФ, однако было признано соответствующим закону. Так, из решения Верховного Суда РФ от 03.11.2005 № ГКПИ05-1141 следует, что оспариваемое Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС принято до введения в действие Конституции и в связи с этим содержащееся в части 3 статьи 15 Конституции РФ требование об обязательном официальном опубликовании правовых актов на него не распространяется.

Данный вывод также подтверждается решением Верховного Суда РФ от 11.03.2004 № ГКПИ04-34, который указал, что установленным в Конституции РФ положениям об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов обратная сила не придавалась. Более того, согласно пункту 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей.

При таких обстоятельствах довод Агентства о том, что Постановление №380/П-18 неприменимо к спорным правоотношениям, поскольку официально не было опубликовано, суд признает неправомерным.

При этом суд принимает во внимание, что данное постановление принято Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в пределах предоставленных ему на тот период полномочий и во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 г. № 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета» в организациях, расположенных на территории Камчатского края, финансируемых из краевого бюджета, устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8.

При разграничении полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней необходимо учитывать правовой режим средств финансовой помощи. Исходя из смысла статьи 47 БК РФ, к собственным доходам бюджетов субвенции не относятся, а являются целевыми средствами.

Кроме того, согласно пункту 1.6 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением губернатора Камчатского края от 10.12.2007 № 238, финансирование деятельности Агентства осуществляется за счет субвенций, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета. При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Закона о занятости средства на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Пунктом 3 статьи 84 БК РФ предусмотрено, что федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).

В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Довод Агентства о том, что до сегодняшнего дня не принято нормативного правового акта регулирующего порядок расходования субвенций, судом не может быть принят, поскольку установление и исполнение вышеуказанных расходных обязательств за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета закреплено в статье 85 БК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце 6 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 БК РФ.

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения  указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно Методике определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35, затраты на оплату труда (с учетом начислений) работников государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, определяются на основе утвержденных объемов оплаты труда предшествующего периода с учетом индексации в установленном порядке, а также предусматриваются прочие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не законодательством субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд признает обоснованным довод административного органа о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Российской Федерации возмещать работодателям, либо субъекту Российской Федерации их затраты по выплате работникам повышенного районного коэффициента к заработной плате, более того, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из вышеприведенных нормативных актов не следует, что субвенции выделялись Агентству с учетом предоставления работникам дополнительных гарантий, установленных законодательством субъекта.

Суд считает, что более высокий уровень гарантий работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, по сравнению с установленным федеральным законодательством должен обеспечиваться за счет бюджета субъекта. Следовательно, Агентство имело право при начислении денежного содержания, выплачиваемого, в том числе за счет субвенций из федерального бюджета, применять районный коэффициент в размере 1,6, а не 1,8.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованным и соответствующим статье 133 БК РФ вывод, сделанный Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании, о нарушении Агентством бюджетного законодательства при начислении коэффициента 1,8 к заработной плате работникам, содержащимся за счет средств, выделенных в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий в области содействия занятости населения.

Иные доводы заявителя не приняты во внимание судом, как не влияющие на исход по делу.

По аналогичным основаниям суд признает правомерными выводы Управления Росфиннадзора в отношении эпизода по возмещению дополнительных расходов, связанных со служебными командировками (суточных) лицам, замещающим государственные должности Камчатского края.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» возмещение расходов, связанных с выплатой суточных во время служебных командировок на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Камчатского края от 15.09.2008 №118 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края» лицу, замещающему государственную должность Камчатского края, или краевому гражданскому служащему выплачиваются суточные в размере 550 руб.

При таких обстоятельствах суд считает, что Агентством неправомерно выплачивались суточные в размере 550 руб. за счет средств федерального бюджета (субвенции). В результате нарушения в 2008 году излишне возмещено командировочных расходов работникам Агентства, замещающим государственные должности Камчатского края, за счет средств федерального бюджета (субвенции) в общей сумме 41400 руб.

В данном случае следовало производить выплату суточных сотрудникам замещающим государственные должности Камчатского края за каждый день нахождения в служебной командировке в размере 100 руб. за счет средств федерального бюджета (субвенции) и в размере 450 руб. за счет средств бюджета Камчатского края, на что правомерно указано в оспариваемом предписании.

На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд считает, что предписание Управления Росфиннадзора в части рассмотренных эпизодов соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Агентства, в связи с чем требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ.

Кроме того, предписанием заявителю предложено производить начисление денежного содержания за счет средств федерального бюджета (субсидии) с районным коэффициентом 1,6. Решений о привлечении виновных лиц к ответственности и об изъятии в доход бюджета неправомерно выплаченных сумм в размере 3118083,97 руб. Управлением Росфиннадзора не принималось

Вместе с тем, суд считает, что предписание подлежит признанию недействительным в части обязания Агентства восстановить на лицевой счет неправомерные расходы в сумме 41400 руб. (в остальной сумме предписание заявителем не оспаривается). При этом суд исходит из следующего.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» Министерство финансов Российской Федерации приказом от 11.07.2005 № 89н утвердило Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее – Положение).

Согласно пункту 5 Положения территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.

Таким образом, названным Положением территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не наделены полномочиями по обязанию проверяемых лиц восстанавливать в бюджетном учете неправомерно израсходованные денежные средства.

При таких обстоятельствах требования по заявлению подлежат частичному удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку и заявитель и административный орган освобождены от уплаты государственной пошлины согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Предписание руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 06 августа 2009 года №38-01-05/1296 об устранении нарушений законодательства в части обязания Агентства по занятости населения Камчатского края в срок до 16 октября 2009 года восстановить на лицевой счет неправомерные расходы в сумме 41400 рублей признать недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В остальной части в удовлетворении требований по заявлению отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев  со дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                                             К.Ю. Иванушкина