АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-3277/2007
28 мая 2007 года
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
судьи Кудряшова В.Н..,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продторгсервис", <...>,
к Инспекции Федеральной налоговой службе России по г. Чебоксары, <...>,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителей заявителя – ФИО1.(доверенность от 24.05.2007), ФИО2.(доверенность от 07.11.2006);
представителя уполномоченного органа – главного государственного налогового инспектора ФИО3.(доверенность №05-22/126 от 03.04.2007)
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью "Продторгсервис"
г. Чебоксары (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления № 25 Инспекции ФНС России по г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности от 25.04.2007.
Заявление мотивировано тем, что 02.03.2007 налоговым органом была проведена проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по адресу: <...> д.№13. При этом установлено, что в кассе Общества 26.02.2007 и 27.02.2007 на конец рабочего дня остаток наличных денежных средств составил 32 295,0 руб. и 51 420,20 руб. соответственно, что превышает лимит остатка кассы, установленный Чувашским отделением №8613 Сбербанка России на 2007 год для Общества в размере 27500 рублей. По результатам проверки 19.03.2007 составлен протокол №049. Постановлением № 25 от 25.04.2007 ООО "Продторгсервис" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. Однако согласно доводам Общества инспекции не предоставлено действующим налоговым законодательством право проверять организации на нарушение установленного банком лимита хранения наличных денежных средств в кассе организации. В соответствии с пунктом 2.14 Положения ЦБР от 05.01.1998 №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» только учреждения банков обслуживающих организации по заключенным с ними договорам имеют право проверять соблюдение организациями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Согласно договору банковского счета №1820 от 27.07.2000 расчетно-кассовое обслуживание Общества осуществляет Чувашский банк Сбербанка РФ. Тем самым, по мнению Общества, только сотрудники обсуживающего его банка имели право проверять и устанавливать факты нарушения установленного банком лимита хранения наличных денежных средств в кассе Общества. Кроме того, превышение лимита остатка кассы на конец рабочего дня 26.02.2007 на сумму 4795,20 рублей и 27.02.2007 на сумму 23920,20 рублей было связано с выдачей в Обществе заработной платы работникам. Инспекцией при привлечении Общества к административной ответственности не представлены доказательства, подтверждающие нарушение пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 №40), так, не составлен протокол осмотра помещения кассы.
В судебном заседании представители ООО "Продторгсервис" заявление поддержали и дали суду аналогичные пояснения, что и в письменном заявлении, при этом заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил предмет заявления и просил применить к ООО «Продторгсервис» статью 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Представители Инспекции ФНС по г. Чебоксары требование заявителя не признали и пояснили, что 02.03.2007 в ходе проверки бухгалтерии ООО «Продторгсервис» выявлено, что изолированное помещение кассы, предназначенное для приема, выдачи, временного хранения наличных денег, в нарушение п.29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации не соответствует требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений кассы. Также в нарушение п.п. 5 и 7 указанного Порядка не соблюдается лимит остатка наличных денег в кассе. 22.12.2006 учреждением банка на 2007 год установлен лимит остатка кассы ООО «Продторгсервис» на сумму 27500 рублей. Так, остаток наличных денег на 26.02.2007 -32295 рублей, на 27.02.2007 – 51420, 20 рублей. Общество утверждает, что действующим налоговым законодательством инспекции не предоставлено право проверять организации на соблюдение установленного лимита хранения денежных средств в кассе организации. Однако в данном случае Инспекция не проводила проверку в соответствии с налоговым законодательством, а проводила проверку в соответствии с административным законодательством. Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. и нет оснований для применения статьи 2.9 Кодекса, т.е. малозначительность.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, актом проверки №071 от 02.03.2007г. и протоколом об административном правонарушении № 049 от 19.03.2007 Инспекцией ФНС РФ по г. Чебоксары установлено, что 02.03.2007 в 14 час. 40 мин. в бухгалтерии ООО "Продторгсервис", расположенного по адресу: <...>, выявлено нарушение Порядка ведения кассовых операций (утвержденный решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40), выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (несоответствие помещения кассы требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс), а также превышение лимита остатка кассы, установленной для Общества Чувашским отделением №8613 Сбербанка России в размере 27500 рублей 22.12.2006. Сумма превышения лимита составляет 26.02.2007 – 4795,20 рублей и 27.02.2007 – 23920,20 рублей.Постановлением № 25 по делу об административном правонарушении от 25.04.2007 ООО "Продторгсервис" привлечено в административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела нарушений норм процессуального права Инспекцией не допущено. Директор ООО "Продторгсервис" ФИО4 ознакомлен с протоколом об административном правонарушении, ему разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Постановление № 25 по делу об административном правонарушении также принято с участием законного представителя Общества.
Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.02 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93 №40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 3 названного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Пунктом 3 ст. 29 Порядка предусмотрено, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении №3 к Порядку. В частности, в п. 3 упомянутого приложения указывается, что для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Материалами дела подтверждается, что в бухгалтерии ООО "Продторгсервис", расположенного по адресу: <...>, выявлено нарушение Порядка ведения кассовых операций (утвержденный решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40), выразившееся в превышении лимита остатка наличных денежных средств в кассе и несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (нет изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег).Эти обстоятельства в судебном заседании нашли подтверждения материалами дела, данный факт не отрицается и самим заявителем.
В силу ст. 15. 1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, в действиях ООО "Продторгсервис" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Продторгсервис" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств и накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Согласно пункту 5 Правил предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
ООО "Продторгсервис" установлен лимит остатка кассы на 2007 год в размере 27500 рублей.
Согласно п.2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 №14-П, утв. Советом директоров Банка России, предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Согласно п.7 Порядка, предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающим банком могут расходовать ее на оплату труда и т.д. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе и на оплату труда.
Кроме того, в Расчете на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2007 год, Общество просит Учреждение банка утвердить день выдачи заработной платы на 2 половину месяца на 15 число каждого месяца.
Таким образом, утверждение Общества о том, что денежные средства, находившиеся в кассе, были предназначены для выдачи заработной платы, противоречит Расчету об утверждении лимита на 2007 год.
Материалами дела подтверждается, что у Общества отсутствует изолированное помещение кассы, соответствующее требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений кассы. Следует учесть, что ООО «Продторгсервис» арендует помещение в доме №13 по проезду Ишлейский г. Чебоксары у индивидуального предпринимателя ФИО5, который является участником ООО «Продторгсервис». Следовательно, давно имеется возможность решить вопрос о выделении и переоборудовании помещения кассы.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу статьи 23.5 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1, рассматривают налоговые органы.
Суд не может применить к ООО "Продторгсервис" положение статьи 2.9 Кодекса, т.е. малозначительность совершенного административного правонарушения, ибо выявленное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов и сборов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска интересов хозяйствующих субъектов в сферу финансов), а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Продторгсервис" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью "Продторгсервис" г. Чебоксары в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.
Судья В.Н.Кудряшов