НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 28.01.2004 № А79-8528/03-СК1-8152

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8528/03-СК1-8152

января 2004 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" г. Алатырь

к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР г. Алатырь

о возврате 115 084 руб. излишне уплаченного налога

при участии представителей:

истца – Козлова В.А. –директора, Фоминой М.М. по доверенности от 05.01.2004г.

ответчика – Троицкой Е.Н. по доверенности от 15.10.2003г.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" г. Алатырь обратилось в суд с иском к Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 115 084 руб.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования, суду пояснили, что предприятием за период с сентября по декабрь 2002г. уплачен в бюджет налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 115 084 руб. Федеральным законом № 110-ФЗ от 24.07.2002г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог был отменен. В связи с чем предприятием направлено в налоговый орган письмо от 03.11.2003г. о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог. Налоговый орган письмом от 13.11.2003г. отказал предприятию в возвращении из бюджета уплаченной суммы налога на пользователей автомобильных дорог, ссылаясь на то, что доходы от уплаты данного налога учтены в 2002 финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов РФ и данный налог отменен только с 01.01.2003г. Считают данный отказ необоснованным, поскольку согласно статье 21 Закона № 110-ФЗ он вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть с 01.01.2002г. и именно с этой даты не подлежит уплате налог на пользователей автомобильных дорог. В связи с изложенными обстоятельствами, просили обязать налоговый орган вернуть из бюджета 115 084 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября по декабрь 2002г.

Представитель налогового органа иск не признала, суду пояснила, что статьей 53 Бюджетного кодекса РФ определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось.

Кроме того, статья 5 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в силу статей 9, 21 Федерального закона № 110-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2003г. При этом статьей 4 указанного Закона установлено, что налогоплательщики, определяющие в 2002г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные  (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные на 01.01.2003г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта РФ исходя из ставки налога, действовавшей  в 2002г., до 15.01.2003г.

Для налогоплательщиков, определяющих в 2002г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные  (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 01.01.2003г.

Налоговый период Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлен. Поэтому применяются положения Налогового кодекса РФ, в статье 55 которого указано, что под налоговым периодом понимается календарный год. Таким образом, положения Федерального закона № 110-ФЗ, отменяющие налог на пользователей автомобильных дорог, вступают в силу не раньше 01.01.2003г. По указанным основаниям просила отказать в иске в полном объеме.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" 3.11.2003г. обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР с письмом, в котором просило излишне перечисленную сумму по налогу на пользователей автомобильных дорог за сентябрь – декабрь 2002г. в размере 115 084 руб. засчитать как пени по реструктуризации автомобильных дорог согласно графика. При этом указало, что согласно статье 2 Федерального закона № 110-ФЗ внесены изменения в статью 19 Закона РФ № 2118-1, согласно которым исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог. Согласно статье 21 Федерального закона № 110-ФЗ он вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть с 01.01.2002г.

Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР письмом от 13.11.2003г. фактически отказав предприятию в возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, указала, что статья 5 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в силу статей 9 и 21 Федерального закона № 110-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2003г.

Посчитав данный отказ необоснованным, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" обратилось в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в размере 115 084 руб.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" пункт 1 статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 названного Закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источником образования дорожных фондов и зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.

Статья 2 Федерального закона № 110-ФЗ вступила в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Вместе с тем, статья 5 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", на основании которой взимался налог на пользователей автомобильных дорог, в силу статей 9 и 21 Федерального закона № 110-ФЗ, утратила силу лишь с 01.01.2003г.

Согласно статьям 17, 39 Бюджетного кодекса РФ территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В приложении № 2 к Федеральному закону № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Указанные доходы учтены в 2002 финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

В пунктах 3, 4 статьи 53 Бюджетного кодекса РФ определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились.

Порядок уплаты налога за 2002 год определен в статье 4 Федерального закона № 110-ФЗ, в соответствии с которой налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 01.01.2003г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003г.

Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог до 01.01.2003г. должен исчисляться и уплачиваться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона № 110-ФЗ.

Указанное подтверждается и статьей 20 Федерального закона № 110-ФЗ, где предусмотрена отмена налога на пользователей автомобильных дорог только с 01.01.2003г.

Таким образом, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит на ответчика, считая возможным уменьшить ее размер до 100 руб. в связи с тяжелым материальным положением ответчика, подтвержденным материалами дела.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Муниципальному унитарному предприятию "Алатырское предпринятие объединенных котельных и тепловых сетей" г. Алатырь в иске к Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР г. Алатырь о возврате 115 084 руб. излишне уплаченного налога отказать.

Взыскать с МУП "Алатырское предпринятие объединенных котельных и тепловых сетей" г. Алатырь в доход федерального бюджета 100 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья                                                                                 М.Н. Кириллова