НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 27.05.2013 № А79-2251/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2251/2013

27 мая 2013 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Васильеву Алексею Николаевичу,
 дер. Андреево-Базары Козловского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Васильева Алексея Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Так, по результатам плановой документарной проверки выявлено, что индивидуальным предпринимателем Васильевым А.Н. не организован контроль за своевременным прохождением водителем Авдеевым С.М. периодического медицинского освидетельствования (1 раз в 2 года). Кроме того, не организовано проведение стажировки названного водителя на маршруте Чебоксары - Козловка - Чебоксары. Обучение этого же водителя по ежегодной 20-тичасовой программе в 2012-2013 годах не проведено.

Контроль за соблюдением периодического технического обслуживания автотранспорта не организован, учет пробега автобуса для постановки на ТО не ведется. Инструктажи с водителями Васильевым В.Г. и Авдеевым С.М. по охране труда и безопасности дорожного движения не проводятся.

Кроме того, нарушается порядок заполнения путевых листов, журнал их регистрации не ведется. Не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.

По указанным обстоятельствам 19.03.2013 должностным лицом Управления составлен протокол № 130119 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Васильева А.Н. к административной ответственности.

Индивидуальный предприниматель Васильев Алексей Николаевич требования Управления не оспорил, в нарушение определения суда от 28.03.2013 отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе от 19.03.2013 № 130119 об административном правонарушении, Васильев А.Н. не оспаривает.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Васильев Алексей Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 311213711800030.

На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 06.06.2011 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011698.

На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 15.01.2013 № 45/л проведена плановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Васильева А.Н. По её итогам 19.03.2013 составлен акт проверки № 93, в котором были отражены нарушения лицензионных требований.

В это связи 19.03.2013 с участием индивидуального предпринимателя Васильева А.Н. был составлен протокол от № 130119 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона и пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, являются, в том числе: - использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; - использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.1997 за № 1302), установлено, что проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Согласно пункту 2.3.2 указанного Положения в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.

При этом исходя из пункта 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2004 за № 6015), частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

В нарушение указанных правовых норм индивидуальным предпринимателем Васильевым А.Н. не представлены доказательства прохождения периодического медицинского освидетельствования водителем Авдеевым С.М.

В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска (пункт 3.2.4).

Индивидуальным предпринимателем Васильевым А.Н. не представлены доказательства организации прохождения водителем Авдеевым С.М стажировки на маршруте Чебоксары - Козловка - Чебоксары.

Вместе с тем, индивидуальный предприниматель Васильев А.Н. не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам (в части прохождения водителем Авдеевым А.Н. ежегодной 20-часовой программы повышения профессионального мастерства в 2011-2012 годах), поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Статьей 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).

Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).

Индивидуальным предпринимателем Васильевым А.Н. не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984. Кроме этого отсутствует журнал учета проведения техобслуживания и ремонта автотранспорта.

В соответствии с пунктом 10.5 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ-027-2003), утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2003 № 4734), работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.

Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой (пункт 10.6 Правил). При этом согласно пункту 10.10 Правил повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в пункте 10.8 Правил.

Однако в ходе проверки установлено, что инструктажи по охране труда на автомобильном транспорте с водителями Васильевым В.Г. и Авдеевым С.М. не проводятся, журнал проведения инструктажей отсутствует.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный.

Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия (пункт 5.2 Положения).

Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях: при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.); при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов; при получении информации о совершенных происшествиях; при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций (пункт 6.1 Положения).

Вместе с тем, в журнале учета инструктажа водителей по безопасности движения с 19.11.2011 отсутствуют записи о проведении с водителями
 Васильевым В.Г. и Авдеевым С.М. предрейсового, периодического, сезонного и специального инструктажей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008, регистрационный № 12414) установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (подпункт 2 пункта 6).

Сведения о транспортном средстве включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункт 4 пункта 6).

Сведения о водителе включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7). Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).

Кроме того, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (пункт 17).

Однако в нарушение названных норм в путевых листах от 01.03.2013 № 422, от 02.03.2013 № 423, от 06.03.2013 № 427, от 07.03.2013 № 428, от 08.03.2013 № 429 и от 10.03.2013 № 431 не указаны полностью фамилия, имя и отчество владельца автобуса, а также адрес индивидуального предпринимателя (не указан населенный пункт). Кроме того, в названных путевых листах отсутствуют фактическое время выезда с места стоянки и возврата автобуса к месту стоянки, номер телефона индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя и отчество медицинского работника. Журнал регистрации путевых листов отсутствует.

В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.

В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.

Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.

Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку на установленных контрольных пунктах маршрута не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.

Доказательств обратного индивидуальным предпринимателем
 Васильевым А.Н. в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Васильев А.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данная норма Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Васильевым А.Н. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Кроме этого, в порядке части 2 статьи 4.1 и пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, суд учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, то, что Васильев А.Н. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.12.2012 по делу № А79-12658/2012 в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Васильева А.Н. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Васильева А.Н. к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

привлечь индивидуального предпринимателя Васильева Алексея Николаевича, 10.02.1983 года рождения, уроженца дер. Андреево-Базары Козловского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу:
 дер. Андреево-Базары Козловского района Чувашской Республики,
 ул. Лесная, дом 18, проживающего по адресу: г. Чебоксары, просп. 9-ой Пятилетки, дом 24, кв. 321 (ОГРНИП – 311213711800030, ИНН – 210701718867), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. (четыре тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Т. Михайлов