АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-7180/2012
25 июня 2012 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Поляковой Ларисе Валериановне, д. Большое Буяново Шемуршинского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – Зайцевой Н.Ю., по доверенности от 30.01.2012 № 01/12-794,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Поляковой Ларисе Валериановне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что в ходе плановой выездной проверки сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской Республике были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении индивидуальным предпринимателем Поляковой Л.В. фармацевтической деятельности.
В нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 60 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», подпункта «г» пункта 5 постановления правительства Российской Федерации «О лицензировании фармацевтической деятельности» от 22.12.2011 № 1081, постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» индивидуальным предпринимателем Поляковой Л.В. допущено завышение цен на лекарственные препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
- ноотропил раствор для внутривенного и внутримышечного введения, предельная розничная цена которого составляет 382 руб. 04 коп., при этом фактически установленная цена равна 507 руб. 20 коп. В этой связи превышение составляет 32,7 %,
- эффералган суппозитории ректальные, предельная розничная цена которого составляет 23 руб. 15 коп., при этом фактически установленная цена равна 32 руб. 80 коп. В этой связи превышение составляет 41,6 %.
Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддерживает и просит суд привлечь индивидуального предпринимателя Полякову Л.В. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении.
Индивидуальный предприниматель Полякова Л.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явилась. В своем отзыве указывает, что на момент поставки названные препараты не были включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2002 № 34 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделий медицинского назначения», ценообразование составляло 25-30 %.
Указывает также, что препараты приобретались ею не для продажи. Просит не привлекать ее к административной ответственности в связи с тяжелым финансовым положением.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившегося индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В. возражений относительно рассмотрения дела в ее отсутствие, судом определено завершить предварительное слушание и разрешить дело в первой инстанции.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Полякова Лариса Валериановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.09.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 305213226200026.
В ходе плановой выездной проверки сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской Республике 10.04.2012 в аптечном пункте индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В., находящегося по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, село Шемурша, ул. Космовского, дом 37, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении индивидуальным предпринимателем Поляковой Л.В. фармацевтической деятельности.
Допущенное нарушение индивидуальным предпринимателем Поляковой Л.В. выразилось в завышении цен на лекарственные препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:
- ноотропил раствор для внутривенного и внутримышечного введения, предельная розничная цена которого составляет 382 руб. 04 коп., при этом фактически установленная цена равна 507 руб. 20 коп. В этой связи превышение составляет 32,7 %,
- эффералган суппозитории ректальные, предельная розничная цена которого составляет 23 руб. 15 коп., при этом фактически установленная цена равна 32 руб. 80 коп. В этой связи превышение составляет 41,6 %.
По результатам проверки 10.05.2012 с участием индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Согласно пункту 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (подпункт «в»).
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 Положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1938-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей (далее - производители) на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства. Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств.
Пунктом 14 вышеназванного Положения установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных средств и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.12.2010 № 411 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» установлены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактически отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно Приложению к настоящему постановлению.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела в нарушение максимальных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, по Чувашской Республике (по состоянию на 31.05.2012), в аптечном пункте индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В. с завышением максимальной розничной цены и с неправильным применением розничной надбавки выявлены лекарственные средства:
- ноотропил раствор для внутривенного и внутримышечного введения, предельная розничная цена которого на территории Чувашской Республики составляет 382 руб. 04 коп., при этом фактически установленная цена равна 507 руб. 20 коп.,
- эффералган суппозитории ректальные, предельная розничная цена которого на территории Чувашской Республики составляет 23 руб. 15 коп., при этом фактически установленная цена равна 32 руб. 80 коп.
Предприниматель Полякова Л.В. нарушила вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустила правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 10.05.2012 № 17-18/3. Изложенные в нем нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела.
Доводы индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В. о том, что названные лекарственные препараты на момент поставки не были включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов суд считает необоснованными. Данные доводы основаны на неправильном толковании положений нормативных правовых актов.
В силу подпунктов «а» и «в» пункта 4 и пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, допущенные нарушения лицензионных требований и условий являются грубыми.
На основании вышеизложенного суд считает, что индивидуальным предпринимателем Поляковой Л.В. осуществлялась фармацевтическая деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Вина предпринимателя заключается в том, что она, имея возможность для соблюдения обязательных правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Оснований для признания содеянного малозначительным суд не усматривает, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным интересам в сфере фармацевтической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым принять решение о привлечении индивидуального предпринимателя Поляковой Л.В. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Полякову Ларису Валериановну, 29.04.1963 года рождения, уроженку д. Старая Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 19.09.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республике (ОГРН – 305213226200026), проживающую по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Большое Буяново, ул. Карла Маркса, дом 3, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 руб. (четыре тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР Банка России г.Чебоксары, БИК банка – 049706001, счет получателя - 40101810900000010005, ИНН получателя - 2128015420, КПП получателя – 213001001, код дохода – 060 1 16 12000 01 0000 140, код ОКАТО – 97401 000 000, статус плательщика «08».
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья О.Л. Павлова