НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 22.09.2005 № А79-8472/2005

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8472/2005

сентября 2005 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2005 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Ивановой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району по г. Чебоксары, г. Чебоксары, пр. Московский, 37

к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОН", Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Н. Сверчкова, 15а

о взыскании 73.00 руб.

при участии:

от Инспекции – Игнатьевой Л.А., гл.специалиста по пост.дов.от 25.02.2005 г. № 03-10/2317 (до перерыва), Аликова С.Ю. по пост.дов.от 06.07.2005 г. № 03-10/8174, специалиста юротдела (после перерыва)

от ООО «Строн» - Ивановой  Г.Т., юриста по пост.дов.от 10.01.2005 года, Чичкановой О.Н., гл.бухгалтера по пост.дов.дов.от 20.09.2005 года ( после перерыва)

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району по г. Чебоксары (далее - Инспекция) обратилась в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОН" (далее  - ООО «СТРОН», налогоплательщик) о взыскании 29373,00 руб.штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования Инспекции мотивированы фактом несвоевременного представления Обществом в налоговый орган налоговой декларации по единому налогу за 9 месяцев 2004 года.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ООО «СТРОН» представила письменный отзыв, в котором указано, что Обществом была направлена налоговая декларация в виде почтового отправления через отделение почтовой связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Дата, указанная в уведомлении, подтверждает дату приема заказного письма с налоговой декларацией органом почтовой связи 20.10.2004г. Фактически отправку почтового отделения осуществлял  оператор почтовой связи 22.10.2004г., о чем свидетельствует государственный знак почтовой связи, погашенный оттиском календарного штемпеля. Кроме того, представители пояснили, что декларация была направлена вместе с двумя другими документами за тот же отчетный период заказным письмом с уведомлением, хотя без описи вложений. Полагают, что в Инспекции могли потерять указанный документ.

В любом случае считают, что истек срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, который следует исчислять с 25.10.2004 года. Так,  Инспекция сама уведомила налогоплательщика о необходимости представления налоговой декларации, следовательно, обнаружила факт ранее, чем налогоплательщик повторно ее представил.

Кроме того, расчет по авансовым платежам не является налоговой декларацией, тем более для ООО «Строн», которое, как строительная организация, финансовый результат определяет   только по окончании налогового периода. В случае, если суд придет к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности, просят снизить размер штрафа, исходя из смягчающих ответственность обстоятельств.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «СТРОН» зарегистрировано администрацией Московского района г.Чебоксары 30.07.2001 года.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 01апреля 2005 года № 09-14/220  о привлечении ООО «СТРОН» к ответственности по пункту  1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

  Неисполнение требования об уплате налоговых санкций № 09-14/220 от 01апреля 2005 года явилось основанием обращения Инспекции в суд.

Суд полагает выводы Инспекции обоснованными. 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Как следует из материалов дела, в нарушение указанной нормы налогоплательщиком налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения  за 9 месяцев  2004 г., при сроке представления не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, в налоговый орган представлена 22.02.2005года. 

Следовательно, ООО «Строн» правомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы ООО «Строн» об отсутствии оснований привлечения к ответственности не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Следовательно, при отправке декларации почтой без описи вложения налогоплательщик утрачивает право доказать, какой конкретно документ представлен в заказном письме.

В отношении иных доводов налогоплательщика суд полагает следующее.

Устанавливая обязанность представления декларации и по итогам отчетного периода, законодатель исходил из указанного в норме статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации порядка  определения налоговой базы  исходя из реальных экономических результатов деятельности налогоплательщика за отчетный период.

Следовательно, несоответствие конечного финансового результата промежуточному, или характер деятельности налогоплательщика, позволяющий в отчетный период отражать только предполагаемый доход, не позволяют отнести представляемую по итогам отчетного периода информацию к налоговому расчету.

В связи с изложенным ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации должна наступать по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а не пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, как полагает налогоплательщик.

Что касается сроков привлечения к ответственности, суд полагает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчислении данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В данном случае Инспекция обнаружила непредставление не ранее 22 февраля 2005 года когда налогоплательщик поставил в известность ее об этом. Доказательств обнаружения правонарушения более ранней датой суду не представлено. Считать таковой 25 октября 2004 года – срок представления налоговой декларации за 9 месяцев 2004 года  - у суда нет оснований, поскольку в момент истечения срока представления налоговой декларации, установленного для всех налогоплательщиков, налоговый орган достаточными сведениями о том, имеется ли соответствующая обязанность у конкретного  налогоплательщика, не располагает.

На момент обращения в суд срок, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, который суд исчисляет с 22 февраля 2005 года, не пропущен.

Однако при взыскании штрафа, наложение которого суд полагает обоснованным, на основании подпункта 3) пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует учитывать, как смягчающее ответственность обстоятельство тот факт, что налог по несвоевременно представленной декларации уплачен вовремя, налогоплательщик является добросовестным, устранил нарушение, как только налоговый орган сообщил об этом. Учитывая данные обстоятельства, суд снижает размер штрафа до 1000 руб., считая его соразмерным допущенному нарушению.

Расходы по госпошлине суд относит на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований, при этом учитывая, что налоговые органы в силу статьи 33.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,167 – 170,176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью "СТРОН",  г. Чебоксары, зарегистрированного администрацией Московского района г.Чебоксары 30.07.2001 года, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. в доход бюджетов соответствующего уровня.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью "СТРОН",  г. Чебоксары, зарегистрированного администрацией Московского района г.Чебоксары 30.07.2001 года, 40 руб. госпошлины в доход федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                 Н.Н. Иванова