АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-2778/2006 | ||
мая 2006 года | |||
Арбитражный суд в составе: судьи Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмедовой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике, г. Алатырь, ул. Гончарова, 36
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" г.Москва, Варшавское шоссе, д.37, адрес филиала – Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - г.Чебоксары, пр-т Ленина,2
о взыскании 346,78 руб.
при участии:
от Инспекции – Жабской Ю.А. по пост.дов.от 06.05.2006 года №02-40/66/4 зам.начальника юротдела (после перерыва),
от ФГУП «Почта России» - Семенова В.И. по пост.дов.от 07.11.2005 года, (удост. выд. 10.01.2001 года), руководителя группы правового обеспечения Чебоксарского почтампта УФПС России по Чувашской Республике
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике г. Алатырь (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлениями к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" по местонахождению филиала - Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - г.Чебоксары (далее - ФГУП «Почта России», налогоплательщик) о взыскании 6 114 руб. 78 коп. (6 026 руб. недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2005 года, 88 руб.78 коп. пени за его неуплату), а также 6 232 руб. (6026 руб. недоимки по налогу на имущество за 1 квартал 2005 года, 206 руб. пени за его неуплату).
Заявления мотивированы занижением налога в результате неучета в качестве объекта налогообложения недвижимого имущества – зданий, переданных Управлением федеральной почтовой связи по Чувашской Республике Алатырскому почтамту, оприходованных на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Определением от 14 апреля 2006 года дела были объединены в одно производство о взыскании с ФГУП «Почта России» 12 436 руб.78 коп.
В судебном заседании со ссылкой на пункт 1 статьи 374 и статью 385 Налогового кодекса Российской Федерации представитель Инспекции требование поддержал, указав, что налогом на имущество облагаются объекты основных средств, порядок отнесения к которым того или иного имущества определяется установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статья 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете», приказ Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 года №94Н устанавливают необходимость отнесения недвижимого имущества к объектам основных средств вне зависимости от наличия их государственной регистрации. Признаки объекта основных средств определены в ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н, эксплуатируемое налогоплательщиком имущество указанным признакам отвечает. Недвижимостью указанные объекты являются, согласно статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу наличия такого признака, как прочность их связи с землей, а не в связи с фактом государственной регистрации.
Полагает необоснованной ссылку ФГУП «Почта России» на письмо Департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 13.04.2004 года №04-05-06/39 «О налогообложении незарегистрированных объектов недвижимости», поскольку в нем велась речь об объектах, принятых в эксплуатацию после капитального ремонта. Здания, переданные филиалу, построены в середине 20 века, их реконструкция не производилась, оснований для учета объектов на счете «08» не имеется.
Представитель ФГУП «Почта России» с требованиями Инспекции не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, со ссылкой на разъяснения Минфина Российской Федерации пояснив, что объекты недвижимости, принятые после капитального строительства, введенные в эксплуатацию, документы по которым не переданы на государственную регистрацию, учтенные организацией на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество до государственной регистрации прав на них. Подтвердил, что юридическое лицо было наделено указанным имуществом на основании распоряжения Правительства Российской Федерации при реорганизации Управления федеральной почтовой службы.
Кроме того, считает, что спорные объекты недвижимости в любом случае являются льготируемыми объектами, поскольку используются в социальных целях – почтовая служба осуществляет доставку пенсий.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд установил следующее.
Инспекцией были проведены камеральные проверки указанных деклараций, по результатам которых составлены докладные записки №17 от 19 сентября 2005 года и №366 от 05 декабря 2005 года.
Решениями Инспекции №76 от 10 октября 2005 года и №481 от 12 декабря 2005 года налогоплательщику был доначислен налог в сумме 6 026 руб. за каждый из периодов, а также пени за его неуплату в сумме 206 руб. и 88 руб. 78 коп. соответственно.
Неисполнение требований об уплате №14523 от 26 ноября 2005 года и №14555 от 15 декабря 2005 года, направленных налогоплательщику заказными письмами с уведомлением, послужило основанием обращения в суд.
Рассмотрев обоснованность требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций, в том числе находящееся на праве хозяйственного ведения, является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Согласно названному Плану счетов счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2002 года №1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения.
30 декабря 2003 года Министерство имущественных отношений Российской Федерации приняло распоряжение №7473 «О закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» федерального недвижимого имущества, расположенного в Чувашской Республике». По указанному распоряжению государственное учреждение «Управление федеральной почтовой связи Чувашской Республики» передало, а федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» приняло на баланс недвижимое имущество, ранее закрепленное на праве оперативного управления за учреждением. ФГУП «Почта России» поручено зарегистрировать в установленном порядке право хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости. Впоследствии часть объектов передана по акту приема-передачи от 02 февраля 2004 года Алатырскому почтамту.
Как следует из акта (л.д.47), переданные предприятию на праве хозяйственного ведения здания окончены строительством в 1957 -1995 годы, эксплуатируются в административно-хозяйственных целях, т.е. в полной мере отвечают установленным вышеприведенными нормативными правовыми актами требованиям к основным средствам. Доказательств. позволяющих отнести данные объекты к льготируемым, налогоплательщик не представил.
Следовательно, после фактической передачи вновь образованному юридическому лицу указанное имущество подлежало отражению на счете 01 "Основные средства", а не на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" бухгалтерского учета предприятия, а его остаточная стоимость - включению в налоговую базу для целей исчисления налога на имущество организаций. В связи с отсутствием у предприятия затрат, связанных с передачей ему объектов недвижимости, не имелось оснований для учета соответствующих объектов на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
При этом отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на фактически переданное и используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество законодательством о бухгалтерском учете не установлено в качестве обязательного условия для отражения такого имущества в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 1122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» момент возникновения у предприятия права хозяйственного ведения на недвижимое имущество связывает не с фактом его регистрации в Едином государственном реестре прав, а с передачей такого имущества собственником (статьи 131,164 Кодекса Российской Федерации, статья 17 Закона).
Довод предприятия о необходимости применения при рассмотрении данного дела положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации является несостоятельным, так как отсутствуют неустранимые сомнения, противоречия и неясности в применении положений пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе при определении в качестве объектов налогообложения недвижимого имущества, переданного налогоплательщику на праве хозяйственного ведения.
Следовательно, налог на имущество за 1 квартал и 9 месяцев 2005 года должен был быть исчислен и уплачен ФГУП «Почта России» в установленные сроки не позднее 11 мая и 08 ноября 2005 года соответственно.
В связи с его неуплатой в срок на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику обоснованно начислены пени.
Инспекцией представлено письмо, согласно которому меры взыскания указанных сумм в бесспорном порядке, предусмотренные статьями 46,47 Налогового кодекса Российской Федерации, к ФГУП «Почта России» не принимались.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 января 2006 года, недоимка и пени могут быть взысканы в судебном порядке.
Проверив порядок и срок обращения с заявлением о взыскании недоимки и пени (статьи 69,70, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит их соблюденными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,167 – 170,176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" г.Москва, Варшавское шоссе, д.37, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы №24 по г.Москве 13 февраля 2003 года, за основным государственным регистрационным номером 1037724007276, адрес филиала – Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - г.Чебоксары, пр-т Ленина,2, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2005 год в сумме 12 052 руб., пени за его неуплату в сумме 294 руб.78 коп., итого 12 346 руб.78 коп. в доход бюджетов соответствующего уровня.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" г.Москва, Варшавское шоссе, д.37, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы №24 по г.Москве 13 февраля 2003 года, за основным государственным регистрационным номером 1037724007276, адрес филиала – Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - г.Чебоксары, пр-т Ленина,2, государственную пошлину в сумме 500 руб. в доход федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.
Судья Н.Н. Иванова