НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 21.12.2006 № А79-11426/2006

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-11426/2006

декабря 2006 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Кудряшовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Новочебоксарский завод строительных материалов» г. Новочебоксарску

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску

об обжаловании постановления

при участии: ФИО1, ФИО2, ФИО3,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Новочебоксарский завод строительных материалов» (далее - ОАО НЗСМ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления инспекции Федеральной  налоговой службы по г. Чебоксары по делу об административном правонарушении от 24.11.2006 № 9.

          Требование заявителя мотивировано тем, что согласно обжалуемому акту ОАО НЗСМ привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 МРОТ за нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

ОАО НЗСМ считает указанное постановление налогового органа незаконным в силу того, что ранее, 31.07.2002, проведенная налоговым органом аналогичная проверка от книги кассира - операциониста не выявила никаких нарушений. Кроме того, выручка за 02.11.2006, указанная в книге кассира - операциониста, соответствует выручке в кассовой книге.

По мнению заявителя, налоговые органы имеют право проводить проверки полноты учета, а не технической укрепленности касс. ОАО НЗСМ оборудовало кассу, обеспечило сохранность денег в помещении в соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. Касса находится под постоянным контролем контрольно - пропускного пункта, расположенного при входе в здание; вес сейфа составляет 700 кг, поэтому отсутствие креплений к стене и полу не может поставить под угрозу сохранность содержимого сейфа. Ссылка налогового органа на несоблюдение пункта 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации необоснованна, так как проверка проводилась в дневное время, установить факт не опечатывания сейфа не могла. Заявитель указал, что отсутствие на момент проверки стальных ершей, прикрепляющих сейф к стене  и  полу, является малозначительным правонарушением.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требование по ранее изложенным основаниям, просила признать незаконным и отменить постановление от 24.11.2006 № 9.

Представители налогового органа с требованием не согласились, объяснив суду, что в ходе проверки порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в ОАО НЗСМ, расположенного по адресу: <...> выявлены нарушения – помещение кассы находится на первом этаже двухэтажного здания, сейф для хранения денег в помещении  кассы не прикреплен к стене и полу и по окончанию рабочего дня не опечатывается.

Проверкой также установлено, что принятая сумма наличных денег (выручки от продаж), в кассу организации по приходным ордерам, указанным в кассовой книге, не совпадает со сданной выручкой, указанной в журналах кассира-операциониста. Так, 02.11.2006 по данным журнала кассира-операциониста в кассу организации сдана выручка, полученная с применением ККМ АМС 100К № 20632582 в сумме 138779 руб., при этом в кассовой книге отражен приход в сумме 140520,30 руб. Аналогичные нарушения были установлены и по другим дням.

Тем самым ОАО НЗСМ нарушило пункты 13, 19, 24, 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.

По факту проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 000010 от 09.11.2006, который был рассмотрен и постановлением от 24.11.2006 № 9 ОАО НЗСМ было привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 рублей.

Представителями налогового  органа заявлено о пропуске ОАО НЗСМ установленного срок  для обжалования постановления.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд усматривает в действиях ОАО НЗСМ признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15. 1 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что инспекцией ФНС России по г. Новочебоксарску в 11 час. 50 мин. 09 ноября 2006 года в ОАО НЗСМ, расположенного по адресу: <...> осуществлена проверка  порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств - помещение кассы находится на первом этаже двухэтажного здания, сейф для хранения денег в помещении кассы не прикреплен к стене и  полу и по окончании рабочего дня не опечатывается. Кроме того, имеется нарушения порядка ведения кассовых операций. По данным журнала кассира - операциониста от 02.11.2006  в кассу организации сдана выручка, полученная с применением ККМ АМС 100К № 20632582 в сумме 138779 руб., при  этом  в кассовой книге отражен приход в сумме 140520,30 руб., разница составляет - 1741,30 руб.

          По факту правонарушения был составлен протокол об административном правонарушении от 09.11.2006 № 000010. По результатам рассмотрения указанного протокола было вынесено постановление от 24.11.2006 о привлечении ОАО НЗСМ к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 МРОТ в сумме 40000 рублей.

В силу статей 4, 7, 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» суд находит, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации является нормативным правовым актом, принятым Центральным банком Российской Федерации по вопросам, отнесенным законодателем к его компетенции, поэтому он  носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Суд усматривает в действиях ОАО НЗСМ нарушение пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40  (далее - Порядка) - в части несоблюдения им единых требований по технической укрепленности.

Согласно 29 Порядка в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении № 3.

В ходе рассмотрения дела установлено, что помещение кассы ОАО НЗСМнаходится на первом этаже двухэтажного здания, сейф для хранения денег в помещении кассы не прикреплен к стене и полу, этим нарушаются единые требования. 

Суд находит не доказанным факт того, что по окончанию рабочего дня сейф в ОАО НЗСМ не опечатывается. В протоколе отсутствуют сведения – каким образом был установлен данный факт, объяснения кассира в материалах дела отсутствуют, тем более, что проверка была осуществлена в дневное время.

          В ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения фактнарушения ОАО НЗСМ  работы с денежной наличностью. Так, по данным журнала кассира - операциониста от 02.11.2006  в кассу организации сдана выручка, полученная с применением ККМ АМС 100К № 20632582 в сумме 138779 руб.,   в кассовой книге отражен приход в сумме 140520,30 руб. Тем самым не подтвердился факт в части неполного оприходования в кассу денежной наличности.

Довод заявителя в части составления протокола об административном правонарушении  неуполномоченным лицом судом не принимается.

Из смысла части 1 статьи 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Указанная норма относит к статье 23.5 КоАП РФ,  согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1 Кодекса, рассматривают налоговые органы.

При установленных обстоятельствах налоговый орган правомерно посчитал, что общество нарушило порядок работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций, и признал ОАО НЗСМ виновным в совершении административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.

Однако в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения названной нормы в отношении административного правонарушения, ответственность по которой наступает по статье 15.1.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пунктом 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Оценив обстоятельства и характер административного правонарушения, учитывая, что ОАО НЗСМ приняты меры  по обеспечению сохранности денежной наличности, поскольку охрана кассы находится под круглосуточным контролем охраны, ущерб государству и третьим лицам не причинен, суд  приходит к выводу, что правонарушение не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В связи с чем, суд расценивает совершенное ОАО НЗСМ   правонарушение как малозначительное и на основании статьи 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить общество от административной ответственности и ограничиться устным  замечанием. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении  подлежит отмене. 

Руководствуясь статьями 2.9, 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску от 24.11.2006 № 9.

          В отношении открытого акционерного общества «Новочебоксарский завод строительных материалов» ограничиться устным замечанием.

          Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок  в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир.

Судья                                                                                         Г.Г. Кудряшова