НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 20.08.2012 № А79-6691/2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-6691/2012

27 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года. Полный текст решения изготовлен 27 августа 2012 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Афанасьева А.А.,

судей Бойко О.И., Борисова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги»

к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Строитель» и заинтересованного лица – прокуратуры Чувашской Республики,

о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» на 2012 год в части установления тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Шумерля в сумме 1110,63 руб. за 1 Гкал,

при участии:

от заявителя – Январевой Е.В. по доверенности № 10 от 11.01.2012, Хамматовой О.В. по доверенности от 30.01.2012,

от Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам – Разумовской Э.О. по доверенности № 22 от 24.06.2012, Семеновой В.Н. по доверенности № 12 от 29.02.2012,

от третьего лица - ООО «Строитель» - Кузнецова С.В. по доверенности № 24 от 21.05.2012, Глуховой Е.В. по доверенности № 5 от 10.01.2012, Ризова Н.Д. по доверенности № 35 от 12.07.2012,

от прокуратуры Чувашской Республики – не было

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги» (далее – ООО «Жилищно-коммунальные услуги», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т
 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» на 2012 год в части установления тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Шумерля в сумме 1110,63 руб. за 1 Гкал.

В обоснование заявленных требований ООО «Жилищно-коммунальные услуги» указало, что вышеназванное постановление в части установления указанного тарифа для потребителей города Шумерля незаконно и необоснованно с учетом следующего.

Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 установлено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации (пункт 4 данных Основ предусматривает, что «необходимая валовая выручка» - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования), осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

В силу пункта 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), включающие в себя согласно пункту 19 Основ и расходы на оплату туда.

ООО «Жилищно-коммунальные услуги» указывает, что при расчете тарифа на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающей организации - ООО «Строитель» (пункт 7 приложения № 1 постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т) в состав необходимой валовой выручки необоснованно включены расходы, полученные ООО «Строитель» от администрации города Шумерля по ничтожной сделке, заключенной с нарушением антимонопольного законодательства (статья 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и приказа ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 «Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества».

Заявитель считает, что при расчете тарифа на тепловую энергию необоснованно включены затраты на воду, в связи с тем, что ООО «Строитель» производит забор воды из пруда расположенного при въезде в г. Шумерля по Калининскому шоссе автодороги для обеспечения отопления и водоснабжение горячей водой жилых домов, находящихся в управлении ООО «Жилищно-коммунальные услуги».

Согласно пункту 5.1. договора теплоснабжения, заключенного между ООО «Жилищно-коммунальные услуги» - абонент (потребитель) и ООО «Строитель» - (энергоснабжающая организация) от 01.06.2010 энергоснабжающая организация и абонент при расчете за тепловую энергию руководствуются решениями Республиканской службы по тарифам и правовыми актами об энергоснабжении.

С учетом изложенного, заявитель считает, что постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифа от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2012 год» в части установления тарифа для энергоснабжающей организации - ООО «Строитель» для исполнителей коммунальных услуг в городе Шумерля, каковым является также ООО «Жилищно-коммунальные услуги», нарушаются права и законные интересы последнего.

Представители ООО «Жилищно-коммунальные услуги» в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительным письменным пояснениям к нему, указав, что с учетом приказа Минэнерго РФ от 30 декабря 2008 г. № 325 «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов технологических потерь при передачи тепловой энергии», от 04.09.2008 № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», от 30.12.2008 № 323 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных» ООО «Строитель» не утвердил в Министерстве промышленности и энергетики Чувашской Республики технологические потери, что, по мнению заявителя, ООО «Строитель» необоснованно включило потери теплоэнергии в тепловых сетях в размере 3,08 тыс. Гкал (5,17 %) (таблица № 2 тарифного дела).

Заявитель считает, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» ООО «Строитель» к материалам тарифного дела не были приложены следующие документы: 1) баланс электрической энергии; 2) баланс электрической мощности; 3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; 4) баланс тепловой мощности; 5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; 6) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; 8) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

При формировании тарифа на тепловую энергию включены расходы по подготовке и освоению производства (в общей калькуляции строка 9), ремонт котельной на сумму – 2 430,00 руб. и заработная плата рабочих – 1 345,80 (таб. № 8.2). Итого на сумму – 3 775,83 руб. В плане работ по содержанию и ремонту котельной ООО «Строитель» указало перечень работ, которые необходимо провести в 2012 году: проведение технической экспертизы котлов на сумму 140 тыс. руб.; режимная наладка котлов - 240 тыс. руб.; поверка газового счетчика - 100 тыс. руб.; монтаж частного преобразования - 350 тыс. руб.; ремонт теплообменного оборудования - 400 тыс. руб.; ремонт солевого хозяйства - 400 тыс. руб.; ремонт котлов - 200 тыс. руб.; ремонт натрий катионитовых фильтров - 250 тыс. руб.; монтаж автоматики регулирования на станции ГВС - 120 тыс.; частичная замена труб отопления и ГВС - 130 тыс.; ремонт теплоизоляции труб отопления - 100 тыс. руб. Как указывает заявитель, в материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснование включения данных сумм при формировании тарифа.

Необоснованно включены затраты по амортизации трубопроводов горячего водоснабжения в сумме 54 204 руб. (таблица № Т9.1), поскольку согласно экспертного заключения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (пункт з) договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом расторгнут с 01.01.2012.

В общей калькуляции статьи затрат Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам неправильно указаны фактические расходы за первый квартал 2011 г. воды на технологические нужды (строка 2) - 108,066 тыс.руб. Согласно приложению к таблице № 5 фактические затраты на воду за первый квартал 2011 года составили - 85,71 тыс. руб. (январь - 28,95 ; февраль - 27,26 ; март - 29,50)

В расчете амортизации основных средств (таблица № Т9.1.) необоснованно указана балансовая стоимость автомобиля «УАЗ» 200 000 руб., когда согласно договора купли-продажи № 1 от 15.12.2010 стоимость автомобиля «УАЗ» составляет - 120 000 руб.

Заявитель считает, что неправильно указано топливо на технологические нужды (строка 1). Лимит коммерческий ООО «Строитель» выработка тепловой энергии - 7,93 (таблица ТЗ), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам выработку теплоэнергии уменьшает до 7,850, но итоговую сумму оставляет ООО «Строитель».

   ООО «Строитель» завышено количество работников непосредственно участвующих в производстве тепловой энергии, в связи с чем необоснованно включены в затраты расходы по оплате работников, не связанных с выработкой и поставкой тепловой энергии в нарушение пункта 19 Основ ценообразования и Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденного приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 65. В обоснование данного довода заявитель представил заключение экспертной организации – ООО «ТехКонсалтгрупп» от 20.08.2012, в котором указано, что для работы котельной ООО «Строитель» и тепловых сетей, участвующих в поставке тепловой энергии потребителям ООО «Строитель» необходимо не более 12 работников.

Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

В нарушение пунктов 14 и 15 указанных рекомендаций установленный для потребителей ООО «Строитель» тариф на тепловую энергию не основан на принципе обязательности ведения раздельного учета по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности при том, что ООО «Строитель» осуществляет и иные виды деятельности, в частности, строительство и пошивочного производства.

Представители Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве и письменным пояснениям к нему.

Представители третьего лица - ООО «Строитель» в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в возражениях на заявление.

Прокуратура Чувашской Республики о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещена надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия в силу статей 123, 156 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 20.08.2012.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги» зарегистрировано при создании 07.05.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 1102138000183.

Как следует из материалов дела, постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2012 год для ООО «Строитель» (для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, расположенных на территории г. Шумерля) со следующей календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС; с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 1147 руб.98 коп. за 1 Гкал без НДС .

Вышеназванное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Чувашской Республики 20.01.2012 № 1056 и опубликовано в издании «Вести Чувашии» 27.01.2012 № 3 (1266).

Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов (цен).

Не согласившись с постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» в части установления тарифа для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, расположенных на территории г. Шумерля в сумме 1110,63 руб. за 1 Гкал ООО «Жилищно-коммунальные услуги» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования ООО «Жилищно-коммунальные услуги» не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (Часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - это вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении одним из полномочий Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов.

Соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пунктам 4 - 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении утверждение тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункты 4-6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Согласно Положению о Государственной службе по конкурентной политике и тарифам, утверждённого постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 в Чувашской Республике – Чувашии таким государственным органом является Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российский Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 (далее - Основы ценообразования), при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

С учетом изложенного Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в ходе судебного заседания указала, что расчет тарифов на тепловую энергию на 2012 год в разрезе теплоснабжающих организаций республики на 2012 год осуществлен на основе метода экономически обоснованных затрат с индексацией затрат по статьям расходов теплоснабжающих организаций, запланированных и принятых при утверждении тарифов на 2011 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов.

На основании пункта 53 Основ ценообразования, Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации на очередной период регулирования, одобренного Правительством Российской Федерации.

В рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам устанавливает тарифы на тепловую энергию в разрезе теплоснабжающих организаций республики.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 предельный максимальной уровень величины роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на 2012 год в среднем по Чувашской Республике установлен со следующей календарной разбивкой: с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по Чувашской Республике, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по Чувашской Республике на уровне 100,0%; с 01.07.2012 по 31.08.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по Чувашской Республике, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по Чувашской Республике на уровне 106,0%; с 01.09.2012 по 31.12.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по Чувашской Республике, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.08.2012, и максимальной величины роста тарифов по Чувашской Республике на уровне 105,2%.

Предусмотренный рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на природный газ на 14,9 % (с 01.07.2012), рост цен на электрическую энергию в регулируемом секторе оптового рынка на 8,0%, рост расходов на оплату труда на 5,1%, рост цен на прочие затраты на 3,0%.

Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г. Шумерля на 2012 год, произведены в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами и не противоречит пунктам 17-30 Основ ценообразования.

Перечень затрат, включаемых в расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, определен в пункте 19 Основ ценообразования.

В пункте 17 Основ ценообразования закреплено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 18-21 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Доводы заявителя о том, что при расчете тарифа на тепловую энергию на 2012 год для потребителей энергоснабжающей организации - ООО «Строитель» в состав необходимой валовой выручки необоснованно включены расходы, полученные ООО «Строитель» от администрации г.Шумерля по ничтожной сделке, заключенной с нарушением статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества» суд считает необоснованными, поскольку при формировании тарифа на тепловую энергию на 2012 год, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля, затраты по договору безвозмездного пользования от 01.05.2010 Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам не были предусмотрены.

С учетом соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования от 01.11.2011, заключенного между администрацией г. Шумерля и ООО «Строитель», затраты на содержание и текущий ремонт трубопроводов горячего водоснабжения и теплоснабжения от границы территории ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» до границы балансовой принадлежности жилых домов не включены в состав расходов по подготовке и освоению производства (ремонт и техническое обслуживание).

Согласно пункту 40 части 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 предложения по установлению тарифов (цен) на тепловую энергию (мощность), включают в себя экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период регулирования, в том числе расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов. ООО «Строитель» представлен расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов, указанных в таблице № Т9 с приложением расчета амортизации основных фондов в виде таблицы № Т9.1.

Как следует из материалов дела Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при формировании тарифов на тепловую энергию на 2012 год предусмотрены расходы по амортизационным отчислениям на восстановление основных производственных фондов, принадлежащих ООО «Строитель» в соответствии договором купли-продажи недвижимости от 08.07.2010, договором купли-продажи № 1 от 15.12.2010, договором купли-продажи № 17/02/УМ от 17.02.2011, актом ввода в эксплуатацию № 1 от 01.11.2010 и локальной сметой от 06.09.2010 в сумме 774,52 тыс. руб.

Пунктом 19 Основ ценообразования в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), включаются расходы на сырье и материалы, в которые включаются затраты на воду. В соответствии с договором на предоставление услуг по водоснабжению и канализации от 01.07.2010, представленным ООО «Строитель», муниципальное унитарное предприятие «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» предоставляет ООО «Строитель» услуги по водоснабжению и приему сточных вод.

Следовательно, в тарифе на тепловую энергию на 2012 год, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля, общая сумма расходов на воду предусмотрена в сумме 428,55 тыс. рублей.

Экономическое обоснование статей калькуляции затрат, принятых при утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля на 2012 год, приведено в экспертном заключении расчета тарифов на тепловую энергию для ООО «Строитель» (для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля) на 2012 год.

Тариф на тепловую энергию на 2012 год для ООО «Строитель» и для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля по результатам проведенной экспертизы рабочей группой, постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» установлен тариф на тепловую энергию на 2012 год для ООО «Строитель» со следующей календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС на уровне тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2011; с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС на уровне тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2011 при доведенном среднем для Чувашской Республики максимальном уровне роста тарифов на тепловую энергию 106,0 %, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 с 01.07.2012 к 31.12.2011; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 1147 руб.98 коп. за 1 Гкал без НДС с ростом 103,4% к тарифу, действовавшему по состоянию на 31.08.2012 при доведенном среднем для Чувашской Республики максимальном уровне роста тарифов на тепловую энергию 105,2 %, установленным приказом Федеральной службой по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 с 01.09.2012 по 31.08.2012.

Таким образом, в составе необходимой валовой выручки, которая предусмотрена при формировании и утверждении тарифов на тепловую энергию для ООО «Строитель» (для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля) на 2012 год, учтен экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения в течение расчетного периода регулирования.

В пункте 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Следовательно, в тарифе на тепловую энергию на 2012 год, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля, потери тепловой энергии в тепловых сетях предусмотрены в размере 5,17 % с учетом предложенных ООО «Строитель» потерь и на уровне предусмотренного в тарифе на тепловую энергию на 2011 год.

Суд считает необоснованные ссылки заявителя на документы, указанные в пунктах 1 и 2 дополнений к заявлению от 20.08.2012, поскольку данные документы необходимы при расчете тарифа на передачу электрической энергии, в пункте 3 при расчете двухставочного тарифа на тепловую энергию и мощность.

Заявитель указывает, что в материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснование включения при формировании тарифа на тепловую энергию расходов по подготовке и освоению производства (в общей калькуляции строка 9), ремонту котельной на сумму – 2 430,00 тыс. руб. и заработная плата рабочих – 1 345,80 тыс. руб. (таб. № 8.2). Итого на сумму – 3 775,83 тыс. руб.

Однако, как следует из материалов дела, при формировании тарифа на тепловую энергию на 2012 год, поставляемую ООО «Строитель» для потребителей, расположенных на территории г.Шумерля, расходы по подготовке и освоению производства Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам были предусмотрены на основании представленных обществом с ограниченной ответственностью «Строитель» Плана ремонтных работ данного Общества на 2012 год и Плана работ по содержанию и ремонту котельной на 2012 год, согласованных администрацией города Шумерля, на общую сумму 3775,83 тыс.рублей.

Заявитель считает, что необоснованно включены затраты по амортизации трубопроводов горячего водоснабжения в сумме 54, 204 тыс. руб. (таблица № Т9.1), поскольку согласно экспертного заключения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (пункт з) договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом расторгнут с 01.01.2012.

Данные доводы не могут приняты во внимание судом, поскольку на основании акта ввода в эксплуатацию № 1 от 01.11.2011 г. и локальной сметы от 06.09.2010 Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предусмотрены затраты по амортизации собственного имущества ООО «Строитель» - трубопровода горячего водоснабжения на сумму 54,204 тыс. рублей.

Как подтверждают материалы дела, затраты по договору безвозмездного пользования от 01.05.2010 Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в тарифе на тепловую энергию на 2012 год не были предусмотрены.

По мнению ООО «Жилищно-коммунальные услуги», в общей калькуляции статьи затрат Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам неправильно указаны фактические расходы за первый квартал 2011 г. воды на технологические нужды (строка 2) - 108,066 тыс. руб. Согласно приложению к таблице № 5 фактические затраты на воду за первый квартал 2011 года составили - 85,71 тыс. руб. (январь - 28,95; февраль - 27,26; март - 29,50)

Однако суд отмечает, что в калькуляции расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, ООО «Строитель» на 2012 год, по строке 2 «Вода на технологические цели» Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам указаны фактические расходы за 1 квартал 2011 года.

Заявитель же ссылается на приложение к таблице № 5, где Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам указаны оценочные (плановые) затраты на воду на 2011 год.

Как указывает заявитель, в расчете амортизации основных средств (таблица № Т9.1.) необоснованно указана балансовая стоимость автомобиля «УАЗ-2206» 200 000 руб., когда согласно договора купли-продажи № 1 от 15.12.2010 стоимость данного автомобиля составляет - 120 000 руб.

Как следует из договора купли - продажи № 1 от 15.12.2010 стоимость автомобиля «УАЗ-2206» определена 120 000 руб.

Однако по договору подряда от 15.12.2010 ООО «Строитель» произвело установку газового оборудования и аудиосистемы, антикоррозийную обработку, тонирование автомобиля «УАЗ-2206» на сумму 80 000 руб. 00 коп.

Следовательно, общая стоимость автомобиля «УАЗ-2206» составила 200 000 руб. 00 коп. и в этом случае Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в тарифе обоснованно указывает в расчете амортизации основных средств балансовую стоимость автомобиля «УАЗ-2206» в размере 200 000 руб. 00 коп.

Заявитель считает, что неправильно указано топливо на технологические нужды (строка 1). Лимит коммерческий ООО «Строитель» выработка тепловой энергии - 7,93 (таблица ТЗ), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам выработку теплоэнергии уменьшает до 7,850, но итоговую сумму оставляет ООО «Строитель».

Суд считает данные доводы необоснованными, поскольку в калькуляции расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии ООО «Строитель» на 2012 год, по строке 1 «Топливо на технологические цели» Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предусмотрены затраты в размере 39 692,49 тыс. рублей, что соответствует расходам, указанным в таблице № 3.

   Заявитель считает, что ООО «Строитель» завышено количество работников непосредственно участвующих в производстве тепловой энергии, в связи с чем необоснованно включены в затраты расходы по оплате работников, не связанных с выработкой и поставкой тепловой энергии в нарушение пункта 19 Основ ценообразования и Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденного приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 65. В обоснование данного довода заявитель представил заключение экспертной организации – ООО «ТехКонсалтгрупп» от 20.08.2012, в котором указано, что для работы котельной ООО «Строитель» и тепловых сетей, участвующих в поставке тепловой энергии потребителям ООО «Строитель» необходимо не более 12 работников.

Данные доводы суд считает необоснованными на основании следующего.

Пунктом 19 Основ ценообразования в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), включаются расходы на оплату труда. Общий фонд оплаты труда в целом по ООО «Строитель» на 2012 год предусмотрен в сумме 5 684,6 тыс. рублей, что ниже предусмотренного в тарифе 2011 года на 10,1% и ниже уровня индекса-дефлятора по оплате труда на 2012 год, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, разработанного Минэкономразвития России, в размере 105,1%.

При этом среднемесячная заработная плата на одного работника ООО «Строитель» предусмотрена в сумме 10 079,08 рублей при численности 47 человек против численности по предложению ООО «Строитель» 52,5 человек и численности согласно штатному расписанию ООО «Строитель» (с 01 марта 2011 года) в количестве 53 человек.

При формировании тарифов на тепловую энергию на 2012 год, поставляемую потребителям города Шумерля ООО «Строитель», численность в количестве 47 человек принята на уровне предусмотренного в тарифе на 2011 год в связи с тем, что объема отпуска тепловой энергии на 2012 год по сравнению с 2011 годом увеличиваются незначительно. В тарифе на 2011 год численность работников принята на уровне предложения ООО «Строитель» в количестве 47 человек.

Кроме того, в таблице 8.2 общая фактическая численность сотрудников ООО «Строитель» за 1 квартал 2011 года составляет 44,5 человек.

ООО «ТехКонсалтГрупп» при расчете нормативной численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, необходимой для работы котельной расположенной по адресу: г.Шумерля, ул.Щербакова, д.60 и поставки тепловой энергии в жилой фонд и нежилые помещения, в количестве 12 человек, не в полном объеме учитывает количество тепловых сетей, протяженности сетей, количество тепловых камер, а также не приняты при расчет цеховых рабочих и работников административно-управленческого персонала.

Кроме того, представленное заявителем ксерокопия заключения эксперта ООО «ТехКонсалтГрупп» не соответствует требованиям статьям 75 и 82   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в данном заключении отсутствуют сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также с учетом того, что заявителем представлена ксерокопия заключения эксперта без представления на обозрение суда подлинника данного документа или заверенной надлежащим образом ее копии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что указанное заключение эксперта не может быть признано допустимым доказательством по настоящему делу и доводы, указанные заявителем в обоснование определения нормативной численности рабочих котельных установок и тепловых сетей необходимой для работы котельной расположенной по адресу: г. Шумерля, ул. Щербакова, д. 60 и поставки тепловой энергии в жилой фонд и нежилые помещения, основанные на вышеназванном заключении судом не могут быть приняты во внимание.

По аналогичным доводам суд считает недопустимым доказательством по настоящему делу экспертное заключение по расчету нормативов технологических потерь при расчете тепловой энергии ООО «Строитель», подготовленное ООО «НПП «Инженерный центр» и заключение специалиста в области охраны окружающей среды Свинцова А.Н.

Суд также считает недопустимым доказательством по рассматриваемому делу постановление о передаче сообщения по подследственности от 25.04.2012, поскольку вопреки требованиям статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем представлена ксерокопия данного постановления без представления на обозрение суда подлинника данного документа или заверенной надлежащим образом ее копии.

Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

В нарушение пунктов 14 и 15 указанных рекомендаций установленный для потребителей ООО «Строитель» тариф на тепловую энергию не основан на принципе обязательности ведения раздельного учета по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности при том, что ООО «Строитель» осуществляет и иные виды деятельности, в частности, строительство и пошивочное производство.

Однако вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Жилищно-коммунальные услуги» не представило в суд доказательства осуществление ООО «Строитель» строительства и пошивочного производства.

В Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам из представленных ООО «Строитель» документов, информация об осуществлении данным Обществом иного нерегулируемого вида деятельности также отсутствует.

Кроме того, представитель ООО «Строитель» в ходе судебного разбирательства также подтвердил об отсутствии у Общества иного нерегулируемого вида деятельности.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит пунктам 14 и 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.

Судом также установлено, что тариф на тепловую энергию на 2012 год для ООО «Строитель» по результатам проведенной экспертизой Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам принято постановление от 21.12.2011 № 54-19/т со следующей календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС на уровне тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2011; с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 1110 руб. 63 коп. за 1 Гкал без учета НДС на уровне тарифа, действовавшего по состоянию на 31.12.2011 при доведенном среднем для Чувашской Республики максимальном уровне роста тарифов на тепловую энергию 106, 0 %, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 с 01.07.2012 к 31.12.2011; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 1147 руб.98 коп. за 1 Гкал без НДС с ростом 103,4% к тарифу, действовавшему по состоянию на 31.08.2012 при доведенном среднем для Чувашской Республики максимальном уровне роста тарифов на тепловую энергию 105,2 %, установленным приказом Федеральной службой по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 с 01.09.2012 по 31.08.2012.

С учетом изложенного, суд считает, что в составе необходимой валовой выручки, которая предусмотрена при формировании и утверждении тарифов на тепловую энергию для ООО «Стороитель» на 2012 год учтен экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения в течение расчетного периода регулирования.

Кроме того, суд отмечает, что вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в суд доказательства, подтверждающие нарушение нормативным правовым актом в оспариваемой части его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного суд считает, что оспариваемое постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам не содержит положений противоречащих действующему законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы ООО «Жилищно-коммунальные услуги» указанные в обоснование заявленных требований и в дополнительных письменных пояснениях не опровергают вышеизложенное.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления ООО «Жилищно-коммунальные услуги»следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп. суд относит на заявителя.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп. по платежному поручению № 130 от 18.04.2012

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги» (ИНН 2125007693, ОГРН 1102138000183), расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Щербакова, д.48, о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» на 2012 год в части установления тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Шумерля в сумме 1110,63 руб. за 1 Гкал отказать.

Признать постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 21.12.2011 № 54-19/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в Чувашской Республике, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии» на 2012 год в части установления тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Шумерля в сумме 1110,63 руб. за 1 Гкал соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год», постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» и приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги» (ИНН 2125007693, ОГРН 1102138000183), расположенному по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Щербакова, д.48, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп. по платежному поручению № 130 от 18.04.2012.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий судья А.А. Афанасьев

Судьи О.И. Бойко

Д.В. Борисов