НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 18.04.2007 № А79-2621/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2621/2007

18 апреля 2007 года

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания судьей Михайловым А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Учебно-производственный комбинат «Облик» г. Чебоксары к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике г. Чебоксары о признании незаконными и отмене постановления от 14.03.2007 и решения от 29.03.2007,

при участии: представителей заявителя – директора Ереминой Л.Н., юриста Андреева Д.Г., по доверенности от 02.04.2007, представителей Инспекции ФНС по городу Чебоксары – специалиста Максимова Е.В., по доверенности от 09.01.2007 №05-22/11, старшего государственного налогового инспектора Нилова В.А., по доверенности от 03.04.2007 №05-22/128, представителей Управления ФНС по Чувашской Республике – специалиста Калановой О.В., по доверенности от 15.01.2007 №07-08/12, специалиста Львова Л.В., по доверенности от 09.01.2007 №07-08/6,

у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат «Облик» обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о признании незаконными и отмене вышеуказанных постановления и решения налоговых органов. В заявлении указывается, что по результатам проведенной сотрудниками Инспекции ФНС по городу Чебоксары проверки деятельности МУП «Учебно-производственный комбинат «Облик» оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на сумму 40 000 руб.

Решением Управления ФНС по Чувашской Республике от 29.03.2007 постановление Инспекции оставлено без изменения, а жалоба МУП «УПК «Облик» без удовлетворения.

Считает, что постановление и решение о привлечение муниципального унитарного предприятия к административной ответственности незаконно и подлежит отмене. Так, согласно пункту 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 №40, предприятия могут иметь в своих кассах наличные денежные средства в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Кроме этого, пунктом 6 разъяснения Центрального банка России по отдельным вопросам Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 №14-П и указаниями Банка России от 14.01.2001 №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» лимит остатка кассы действует с момента получения организацией экземпляра утвержденного банком сведений и до установления нового лимита.

В этой связи считает, что в период с 01.01.2007 по 15.01.2007 у заявителя имелся утвержденный лимит кассы в размере 20 000 руб., а с 15.01.2007 лимит кассы увеличен до 23 000 руб.

Не отрицает, что МУП «УПК «Облик» действительно не имеет изолированного помещения кассы, она совмещена с бухгалтерией. В бухгалтерии работают два человека: главный бухгалтер и бухгалтер-кассир. Из-за отсутствия кассы и для обеспечения сохранности денежных средств предприятием в помещении бухгалтерии установлены металлическая решетка на окне, металлическая дверь, металлический сейф, охранно-пожарная сигнализация.

На предприятии ведется кассовая книга, а кассовые операции осуществляются строго с применением приходных и расходных ордеров, хотя журнала их регистрации до проведения проверки не было.

Полагает, что при принятии постановления налоговый орган должен был учесть, что МУП «УПК «Облик» является учебным заведением и добросовестным налогоплательщиком. Это, по мнению заявителя, является смягчающим ответственность обстоятельством.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требование об отмене постановления о привлечении муниципального унитарного предприятия «Учебно-производственный комбинат «Облик» к административной ответственности и решения Управления ФНС по Чувашской Республике. В обоснование своей позиции привели доводы, изложенные в заявлении. Указывают также, что отсутствие у предприятия журнала регистрации приходных и расходных ордеров не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагают, что приоритет в проведении проверок по вопросу хранения наличных денежных средств принадлежит учреждениям банка, а не налоговому органу. Проверкой технической укрепленности кассы и его оборудования должны заниматься органы МВД.

Кроме этого, в соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просят взыскать с Инспекции ФНС по городу Чебоксары издержки в сумме 4 308 руб. 50 коп., выплаченные представителю заявителя.

Представители Инспекции ФНС по городу Чебоксары письменными пояснениями на заявление и в ходе заседания суда требование заявителя не признают. Указывают, что 19.02.2007 в ходе проверки бухгалтерии МУП «Учебно-производственный комбинат «Облик» обнаружен факт отсутствия у последнего отдельного изолированного помещения кассы. Так, денежные расчеты производятся в бухгалтерии предприятия, где расположены рабочие места главного бухгалтера и бухгалтера, выполняющего функции кассира. Кроме этого, до 15.01.2007 предприятие не имело установленного лимита кассы на 2007, т.к. ранее установленный лимит кассы на 2006 утратил силу с 01.01.2007.

Просят учесть, что при принятии постановления были учтены все смягчающие обстоятельства по делу.

Управление ФНС по Чувашской Республике отзывом на заявление и его представители в ходе заседания суда требования заявителя также не признают. Указывают, что принятое Инспекцией ФНС по городу Чебоксары постановление соответствует нормам действующего законодательства, поэтому оно оставлено в силе решением Управления.

Выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 19.02.2007 Инспекцией ФНС по городу Чебоксары проведена проверка соблюдения муниципальным унитарным предприятием «Учебно-производственный комбинат «Облик» установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом было установлено несоблюдение обществом порядка хранения свободных денежных средств. По результатам проверки должностным лицом налогового органа составлен акт проверки. 20.02.2007 с участием законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от 14.03.2007 МУП «Учебно-производственный комбинат «Облик» привлечено в административной ответственности на 40 000 руб. Решением Управления ФНС по Чувашской Республике от 29.03.2007 названное постановление оставлено без изменения.

При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела нарушений норм процессуального права Инспекцией ФНС по городу Чебоксары не допущено.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 №40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу.

В силу пункта 29 названного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении № 3.

В пункте 3 Приложения №3 к Порядку ведения кассовых операций установлен перечень требований, которым должно отвечать помещение кассы для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств. В частности, помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; должно иметь капитальные стены, закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стен стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, предусмотрена в статье 15.1 КоАП РФ.

Суд не принимает доводы представителя заявителя о том, что приоритет в проведении проверок по вопросу хранения наличных денежных средств принадлежит учреждениям банка, но не налоговому органу, а проверкой технической укрепленности кассы и его оборудования должны заниматься органы МВД.

В соответствии с частью 1 статьи 23.5 Кодекса налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1 Кодекса. Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.5 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Как свидетельствуют материалы дела, основанием привлечения муниципального унитарного предприятия «Учебно-производственный комбинат «Облик» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ явилось отсутствие изолированного помещения кассы; превышение остатка лимита кассы в период с 01.01.2007 по 14.01.2007, а также отсутствие журнала регистрации приходных и расходных ордеров.

Материалами дела и объяснениями участников процесса факт отсутствия у МУП «Учебно-производственный комбинат «Облик» изолированного помещения кассы и журнала учета приходных и расходных ордеров доказан. Это подтверждается как объяснениями директора предприятия, так и протоколом об административном правонарушении от 20.02.2007.

В части отсутствия у предприятия установленного лимита остатка наличных денежных средств кассы необходимо учесть следующее.

В силу пункта 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 №40, предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Пунктом 6 разъяснения Центрального банка России по отдельным вопросам Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 №14-П и указаниями Банка России от 14.01.2001 №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предусмотрено, что лимит остатка кассы действует с момента получения организацией экземпляра утвержденного банком сведений и до установления нового лимита.

В письме Чувашского отделения №8613 Сберегательного банка Российской Федерации от 11.04.2007 №01/4609 указывается, что в период с 01.01.2007 по 15.01.2007 до момента установления нового лимита следует считать лимит остатка кассы МУП «УПК «Облик» в размере 20 000 руб.

При изложенных выше обстоятельствах постановление Инспекции ФНС по городу Чебоксары о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия «Учебно-производственный комбинат «Облик» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 15.1 КоАП РФ, соответствует нормам права и не противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.

В силу статьи 15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Выявленное в ходе проверки правонарушение в виде отсутствия изолированного помещения кассы посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов и сборов, а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины. Поэтому оно судом не может быть оценено как малозначительное. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Требование заявителя о признании незаконным и отмене решения Управления ФНС по Чувашской Республике от 29.03.2007 не может быть рассмотрено судом в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации и статьями 30.1 и 30.2 КоАП РФ. В этой части производство по делу необходимо прекратить.

По изложенным основаниям требование заявителя удовлетворению не подлежит, оснований для возмещения расходов представителю заявителя не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 150, статьями 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

муниципальному унитарному предприятию «Учебно-производственный комбинат «Облик» г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановления от 14.03.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары.

В части признания незаконным решения Управления ФНС по Чувашской Республике от 29.03.2007 №18-11/1/41 производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.

Председательствующий А.Т. Михайлов