НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 18.01.2012 № А79-10877/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10877/2011

25 января 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2012.

Полный текст решения изготовлен 25.01.2012.

Арбитражный суд в составе: судьи Новожениной О.А.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Михайловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", г. Чебоксары ОГРН:1032128013488,

к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары ОГРН: 1022101141700,

о взыскании 1952550 руб. 63 коп.,

третьи лица:

Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, г.Чебоксары,

Министерство финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Государственное учреждение "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", г. Чебоксары,

при участии:

от истца: Иванова А.В. по доверенности №48 от 08.06.2011,

от ответчика: Афанасьева Ю.Г. по доверенности от 17.01.2012,

от третьих лиц: Еремеевой Р.Н. по доверенности от 09.03.2011, Мастеровой К.И. по доверенности от 10.01.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее – ООО "Коммунальные технологии", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды Чувашии, ответчик) о взыскании 1952550 руб. 63 коп. расходов, понесенных в связи с тушением лесных пожаров в период с 02.08.2010 по 29.08.2010.

В заседании суда представитель истца заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания с ответчика 297846 руб. 71 коп., составляющих налог на добавленную стоимость. В остальной части иска заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика требования признал, указав, что расчет суммы расходов на тушение лесных пожаров обоснован, за исключением суммы в размере 297846 руб. 71 коп. (НДС). В соответствии с подпунктом 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров. В данном случае тушение лесных пожаров осуществлялось вне населенных пунктов, на территории земель лесного фонда.

По обстоятельствам спора пояснил, что летом 2010 года ООО "Коммунальные технологии" было привлечено к выполнению работ по тушению лесных пожаров на территории земель лесного фонда, расположенных в границах Чебоксарского лесничества. В соответствии с протоколом совещания по возмещению затрат, связанных с тушением лесных пожаров 2010 года, привлеченным организациям за счет средств субвенций федерального бюджета от 08.07.2011 принято решение о возмещении вышеуказанных работ по решению суда.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Чувашской Республики считает, что Чувашская Республика не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Третье лицо – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике указало, что основанием выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В рамках субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений Минприроды Чувашии были перечислены субвенции: в 2010 году в сумме 1358200 руб., в 2011 году в сумме 43687500 руб. Минприроды Чувашии является главным распорядителем этих средств, имеет два лицевых счета: 01 (лицевой счет главного распорядителя) и 03 (лицевой счет получателя средств республиканского бюджета).

Третьи лица - Государственное учреждение "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов экологии Чувашской Республики, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики, а также муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", извещенные о месте и времени заседания суда, явку представителей не обеспечили. Письменные пояснения по существу спора не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с положениями статьи 83 (пункт 4 часть 1) Лесного кодекса Российской Федерации Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в т.ч. тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №837 от 29.12.2006 (в редакции от 06.04.2011) субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №11 от 29.01.2007 "Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики" Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере природопользования, сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы объектов регионального уровня, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики.

В пункте 1.6. названного Положения указано, что финансирование Министерства осуществляется, в том числе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с Водным и Лесным кодексами Российской Федерации полномочий в области водных и лесных отношений.

Согласно пояснениям представителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, данным в ходе судебного разбирательства по делу, в рамках субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений Минприроды Чувашии были перечислены субвенции: в 2010 году в сумме 1358200 руб. платежным поручением №243, в 2011 году в сумме 43687500 руб. платежными поручениями №389 от 10.06.2011 и №403 от 01.09.2011.

Согласно протоколу совещания от 08.07.2011, в котором участвовали представители ответчика, Минфина Чувашии, Казначейства, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары и ГУ "Чувашская республиканская противопожарная служба" ГК ЧР по делам ГО и ЧС, принято решение о возмещении затрат, связанных с тушением лесных пожаров 2010 года, понесенных в том числе и ООО "Коммунальные технологии" в сумме 1654703 руб. 92 коп., за счет средств субвенций федерального бюджета.

ООО "Коммунальные технологии", указывая, что работы на указанную сумму им выполнены, полномочия в области охраны лесного фонда, в т.ч. по охране лесов от пожаров, возложены на Минприроды Чувашии обратилось в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав в порядке главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Истец просит взыскать с ответчика расходы на тушение лесных пожаров за период с 02.08.2010 по 29.08.2010 в сумме 1654703 руб. 92 коп., состоящие из расходов по заработной плате с отчислениями привлеченных для тушения пожаров работников, стоимости транспортных услуг, расходов по затратам на ГСМ и запчасти, расходов на питание работников, занятых на тушение лесных пожаров, на инвентарь, средства индивидуальной защиты.

Факт участия истца в тушении лесных пожаров в период с 02.08.2010 по 29.08.2010 ответчиком не опровергнут. Предъявленные к взысканию расходы истца подтверждены первичными документами и ответчиком по существу не оспариваются.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения на предъявленную в исковом заявлении сумму, возникшего в результате неоплаты фактически выполненных истцом работ – расходов на тушение лесных пожаров.

В пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

ООО "Коммунальные технологии" обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании суммы неосновательного обогащения к Минприроды Чувашии как уполномоченному представителю собственника, главному распорядителю средств бюджета.

При таких обстоятельствах неосновательное обогащение в сумме 1654703 руб. 92 коп. в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса подлежит взысканию с Чувашской Республики за счет средств казны.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ истца от исковых требований в части взыскания 297846 руб. 71 коп. и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекращает.

В заседании суда объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 18.01.2012.

Руководствуясь статьями 110, 150 (пункт 4 часть 1), 151, 167 – 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

взыскать с Чувашской Республики за счет казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" 1654703 руб. 92 коп. в возмещение расходов на тушение лесных пожаров.

Производство по делу в части взыскания 297846 руб. 71 коп. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.А. Новоженина