НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 17.02.2006 № А79-5843/04-СК2-5562

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-5843/04-СК2-5562

февраля 2006 года

Арбитражный суд в составе: судьи Авдониной О. Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Васильевой А. В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Октябрьского РАЙПО Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

к Чувашскому республиканскому союзу потребительских обществ, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике, государственному учреждению «Государственный центр по охране культурного наследия»

о признании права собственности

при участии:

от истца Терентьевой И. С. на основании доверенности от 25.07.2005,

от Чувашпотребсоюза Ершовой Ю. В. на основании доверенности от 01.10.2003,

от Теруправления  по ЧР Афанасьева А. Н. на основании доверенности №01 от 10.01.2006,

от ГУ «Государственный центр по охране культурного наследия» Родионовой В. Г. на основании доверенности от 13.02.2006,

от Минимущества ЧР Чекмасовой С. В. на основании доверенности № 112 от 30.12.2005,

установил:

           Мариинско-Посадское РАЙПО обратилось с иском к  Чувашскому республиканскому союзу потребительских обществ и администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании права собственности на двухэтажное кирпично-бревенчатое административное здание с кирпичным пристроем, с тесовой верандой и с тесовым складом (лит. А, А1, а, Б) общей площадью 441,3 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Петра Бондарева, дом 11, и  на двухэтажное кирпичное здание магазина «Стройхозтовары» (лит. А, А1, а, Б, В, Г) общей площадью 224,3 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Бондарева, дом 9.

Требования мотивированы тем, что на основании решения исполнительного комитета Мариинско-Посадского Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР от 18.11.1963 Мариинско-Посадскому РАЙПО безвозмездно передано помещение под канцелярию горпо (административное здание) и склад № 1 для переоборудования под хозяйственный магазин, расположенные по улице Бондарева города Мариинский  Посад.

В 1966 году истец за счет собственных средств произвел работы по  реконструкции здания по улице Бондарева, дом 9 под магазин «Стройхозтовары».

Здание канцелярии горпо было реконструировано, и в нем располагаются: на первом этаже магазин «Сельхзпродукты», а на втором – администрация общепита Марпосадского РАЙПО.

Истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости в связи с отсутствием документов, необходимых для представления в регистрирующий орган.

Дополнительным заявлением истец указал, что Мариинско-Посадское РАЙПО открыто, добросовестно и непрерывно владеет и пользуется объектами недвижимости с 1963 года, и в силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации прибрело право собственности на них.

Определением от 03.02.2006 произведена замена истца Мариинско-Посадского РАЙПО на Октябрьское РАЙПО Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в связи с его присоединением к последнему.

Чувашский республиканский союз потребительских обществ отзывом на иск требование истца признал и просил рассмотреть дело без участия своего представителя.

Администрация Мариинско-Посадского района ЧР первоначально представила отзыв, что указанные в исковом заявлении объекты недвижимости являются казной муниципального образования. Затраты, произведенные истцом на переоборудование строений будут зачтены в арендную плату. Передача имущества с баланса на баланс не подразумевает под собой перехода права собственности.

В последующем в отзыве на иск от 01.10.2004 указала, что указанные истцом объекты недвижимости не  значатся в реестре имущества муниципальной собственности Мариинско-Посадского района. Ответчик просил рассмотреть дело на усмотрение суда.

Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в отзыве на иск указало, что указанные истцом объекты недвижимости не значатся в реестре имущества Чувашской Республики, в связи, с чем просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и разрешить требование истца на усмотрение суда.

Определением суда от 04.10.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Чувашской Республике, в связи с установлением факта включения объектов недвижимости, находящихся по ул. Петра Бондарева, д. 9 и д. 11 города Мариинский Посад в список памятников градостроительства и архитектуры (распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики № 299 от 23.10.1990).

Определением суда от 19.10.2004 процессуальное положение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Чувашской Республике, привлеченного истцом к участию в процессе в качестве  третьего лица, изменено на ответчика.

Ответчик в отзыве на иск указал, что пунктом 1 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Указанный закон в пункте 2 статьи 63 (заключительные и переходные положения) отмечает отсутствие федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В связи с этим, указанным законом приостанавливается приватизация объектов культурного наследия федерального значения и регистрация прав федеральной собственности и прав собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящихся в государственной собственности.

В настоящее время Министерство реорганизовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике.

Теруправление Росимущества по Чувашской Республике в отзыве на иск от 31.01.2006 указало, что в период пользования объектами недвижимости истец за счет собственных средств произвел их реконструкцию. Теруправление не возражает удовлетворению заявленных истцом требований с обязательным условием оформления охранных обязательств, предусмотренных статьей 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

По ходатайству истца определением суда от 02.11.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение культуры «Государственный центр по охране культурного наследия» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.

Отзывом на иск ГУК «Государственный центр по охране культурного наследия» указало, что постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного значения, подлежащих государственной охране» спорные объекты недвижимости  приняты под охрану государства как памятники местного (Чувашской АССР) значения.

Приватизация объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия». Обязательным при передаче недвижимых памятников в собственность является выполнение требований по подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств, контролю по их выполнению и подтверждение их выполнения собственником объекта культурного наследия.

Ответчик считает возможным осуществление передачи права собственности на здания-памятники с условием оформления охранных обязательств, предусмотренных ст. 63 Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

В судебном заседании представитель истца поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям.

Уточнила, что административное здание ранее  называлось магазином «Сельхозпродукты» и находилось по улице Николаева, 21, а магазин «Стройхозтовары» ранее назывался посудохозяйственным магазином и находился по ул. Бондарева, 9.

Представитель Чувашпотребсоюза пояснила, что не оспаривает право истца на указанные им объекты недвижимости.

Представитель Теруправления Росимущества по ЧР поддержал доводы, изложенные в отзывах на иск.

Представитель ГУК «Государственный центр по охране культурного наследия» пояснила, что считает возможным удовлетворение требования истца, так как истец в течение длительного времени несет бремя содержания объектов, содержит их в надлежащем состоянии. В настоящее время завершается работа по оформлению охранных обязательств на указанные истцом объекты недвижимости.

Представитель Минимущества ЧР пояснила, что спорные объекты недвижимости не значатся в реестре имущества Чувашской Республики. В связи с отсутствием спора о праве, просила разрешить требования истца на усмотрение суда.

Администрация Мариинско-Посадского района ЧР не обеспечила явку в заседание суда своего представителя, будучи уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Резолютивная часть решения оглашена 14.02.2006.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил.

На балансе Октябрьского РАЙПО Мариинско-Посадского района Чувашской Республики учитываются двухэтажное кирпично-бревенчатое административное здание с кирпичным пристроем, с тесовой верандой и с тесовым складом (лит. А, А1, а, Б) общей площадью 441,3 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Петра Бондарева, дом 11, и  двухэтажное кирпичное здание магазина «Стройхозтовары» (лит. А, А1, а, а1, Б, В, Г) общей площадью 224,3 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Бондарева, дом 9.

Указанные объекты недвижимости переданы истцу по акту передачи от 27.04.2005 от Мариинского-Посадского РАЙПО в связи с реорганизацией последнего  и присоединением к Октябрьскому РАЙПО Мариинско-Посадского района ЧР.

В свою очередь, Мариинско-Посадскому РАЙПО указанные объекты недвижимости были переданы на основании решения исполнительного комитета Мариинско-Посадского Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР от 18.11.1963 как помещение под канцелярию горпо (административное здание) и склад № 1 для переоборудования под хозяйственный магазин.

В решении было указано, что объекты недвижимости передаются безвозмездно.

В 1966 году истец за счет собственных средств произвел работы по  реконструкции здания по улице Бондарева, дом 9 под магазин «Стройхозтовары».

Здание канцелярии горпо было реконструировано, и в нем в настоящее время располагаются: на первом этаже магазин «Сельхзпродукты», а на втором – административные помещения.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 27.02.1995 № 26 «О Чувашской республиканской программе разгосударствления и приватизации предприятий федеральной, республиканской и муниципальной собственности» в 1995 году была проведена работа по установлению источников образования и приращения  имущественного комплекса, находящегося в ведении Мариинско-Посадского РАЙПО, и определения в нем долей государственной, муниципальной и иной  собственности.

Протоколом согласительной комиссии, утвержденной главой администрации Мариинско-Посадского района ЧР 30.06.1995, установлено, что Мариинско-Посадскому РАЙПО безвозмездно переданы четыре объекта недвижимости, в том числе посудохозяйственный магазин, расположенный по ул. Бондарева, д. 10, и  магазин «Сельхозпродукты», расположенный по ул. Николаева, 21.

Судом установлено, что посудохозяйственный магазин в последующем был переименован в магазин «Стройхозтовары», а магазин «Сельхозпродукты» реконструирован и в настоящее время в нем размещаются: на первом этаже магазин «Сельхозпродукты», на втором этаже – административные помещения. По техническому паспорту здание именуется административным.

Постановлением главы администрации г. Мариинский-Посад №71 от 27.05.2004 магазину «Сельхозпродукты» присвоен адрес: ул. Бондарева,        д. 11. Согласно справке главы администрации г. Мариинский-Посад от 09.02.2006 адрес по ул. Бондарева дом № 11 и Николаева дом 21 принадлежат одному и тому же зданию – магазину «Сельхозпродукты».

Согласно указанной же справе изменился адрес магазина «Стройхозтовары» на ул. Бондарева, дом 9.

Земельные участки под объектами недвижимости были предоставлены Мариинско-Посадскому РАЙПО на основании постановления главы Мариинско-Посадской городской администрации №10-10 от 07.10.1994, что подтверждается государственным актом на землю № ЧР-16-14-0347.

Материалами дела подтверждается, что Мариинско-Посадское РАЙПО открыто и добросовестно владело объектами недвижимости непрерывно в течение 42 лет, несло бремя их содержания.

В связи с реорганизацией Мариинско-Посадского РАЙПО и его присоединением к Октябрьскому РАЙПО Мариинско-Посадского района все имущество Мариинско-Посадского РАЙПО, в том числе объекты недвижимости были по передаточному акту переданы правопреемнику.

Реорганизация Мариинско-Посадского РАЙПО произошла в период рассмотрения дела

В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество.

Таким образом, Октябрьское РАЙПО Мариинско-Посадского района, являясь универсальным правопреемником Мариинско-Посадского РАЙПО, в силу статьи 234 ГК РФ приобрело право собственности на административное здание по ул. Бондарева, д.11 и на магазин «Стройхозтовары» по ул. Бондарева, д. 9.

На основании изложенного, требование истца подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине суд относит на истца.

Поскольку при обращении с иском государственная пошлина истцом была уплачена в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

иск  Октябрьского районного потребительского общества  Мариинско-Посадского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать за Октябрьским районным потребительским обществом  Мариинско-Посадского района Чувашской Республики право собственности:

- на двухэтажное кирпично-бревенчатое здание с кирпичным пристроем, с тесовой верандой и с тесовым складом (лит. А, А1, а , Б) общей площадью 441,3 кв. м. (административное здание), расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Петра Бондарева, дом 11;

- на двухэтажное кирпичное здание магазина «Стройхозтовары» (лит. А, А1, а, а1, Б, В, Г) общей площадью 224,3 кв. м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Бондарева, дом 9.

Взыскать с Октябрьского районного потребительского общества  Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в федеральный бюджет 2 000 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                       О. Г. Авдонина