АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-1401/04-СК1-1456 | ||
марта 2004 года | |||
Арбитражный суд в составе: судьи Дроздова Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Чувашэнерго" г. Чебоксары
к Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Чебоксары, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР г. Чебоксары ,
о признании незаконными действий налогового органа, Отделения ПФ РФ по ЧР
при участии:
от истца Мальков М.В. (дов. в деле),
от налогового органа – Павлов С.Л. (дов. от 05.01.04 г.),
от отделения ПФ РФ по ЧР – Тасакова Р.Г. – дов. от 01.09.2002 г. № 09-30/2351,
установил:
ОАО «Чувашэнерго» обратилось в суд с иском к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Чебоксары с участием третьего лица – Отделения ПФР по ЧР о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Чебоксары, выразившиеся в отказе уменьшения размера пени в Пенсионный фонд РФ в сумме 27 578 380 руб.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что ОАО «Чувашэнерго» г. Чебоксары обратилось к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Чебоксары с просьбой уменьшить сумму пени, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд РФ, начисленных, но не взысканных с налогоплательщика к моменту введения в действие части первой НК РФ до размера неуплаченной суммы страховых взносов.
Инспекция отказала в удовлетворении просьбы на том основании, что она не вправе принимать подобные решения.
Отказ Инспекции считают незаконным и необоснованным. Согласно ст. 8 ФЗ от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой НК РФ взыскиваются с налогоплательщиков в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога. Указанные ограничения действуют в период с 01.01.99 и до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, т.е. до 18.08.99.
Просит иск удовлетворить.
Представитель налогового органа иск не признал и пояснил, что с 01.01.99 в соответствии с п.7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, положения части первой НК РФ в полной мере распространились на деятельность данных органов, и до передачи права взыскания недоимок, пеней и штрафов налоговым органам, предусмотренного ст. 9 ФЗ от 05.08.00 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ», органы Пенсионного фонда на местах обязаны были принять меры по взысканию сумм задолженности, а также сделать перерасчет пени.
Налоговым органам на основании вышеназванного закона переданы только акты сверок, лицевые счета находятся в органах Пенсионного фонда.
Таким образом, налогоплательщику для перерасчета пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до суммы недоимки на основании ст. 8 ФЗ от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» следует обратиться в органы Пенсионного фонда.
Представитель Пенсионного фонда иск не признает, пояснил, что Федеральным законом от 31.05.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" статья 13 части первой Налогового кодекса РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ. До этого времени на территории Российской Федерации взимаются только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В данном законе перечень налогов и сборов, взимаемых в бюджеты различных уровней, не содержит указаний о платежах во внебюджетные фонды, а равно и в Пенсионный фонд РФ.
Взыскание недоимки и пени до введения части 2 НК РФ производилось в соответствии с порядком и условиями, установленными специальным законодательством, а именно Порядком уплаты страховых взносов и пени работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 и на основании законов "О тарифах страховых взносов в ПФ РФ". В частности статьей 12 Закона РФ N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в ПФР, что свидетельствует об особом порядке списания пени, отличном от положений налогового законодательства.
На основании статьи 9 Федерального закона от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ», ст. 1 Налогового кодекса РФ считает, что с 19.08.99 г. отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регулируются частью первой НК РФ, а также специальным законодательством, регулирующим деятельность Пенсионного фонда РФ.
По мнению отделения из положений ст. 34.1 НК РФ следует, что полномочия органов Пенсионного фонда РФ по проведению налогового контроля могут осуществляться только в случае если об этом прямо указано в законодательстве о налогах и сборах.
Поскольку в Федеральном законе от 31.07.1998 г. №147-ФЗ прямо не указано, что его действие распространяются и на органы государственных внебюджетных фондов, а ограничение на суммы взыскиваемых пеней действовало с 01.01.99 г. по 17.08.99 г., то есть до того как, законодатель отнес органы государственных внебюджетных фондов к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Отделение считает исковые требования общества не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд удовлетворяет заявленный иск, исходя из следующего.
Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.99 действует в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ». Согласно ст. 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 341 Кодекса.
Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты.
В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в ст. 8 ФЗ РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ (в редакции от 09.07.99 № 155-ФЗ) установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком в размерах, начисленных на 01.01.1999 г., но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Указанное ограничение действует в период с 01.01, 1999 г. до 18.08.1999 г. Из этого следует, что пени, начисленные по состоянию на 01.01.99 г., а также с 01.01.99 г. по 18.08.99г. уплачиваются в размере не превышающем суммы недоимки.
Согласно письма ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ – ЕПС по ЧР от 15.12.2003 г. № 06-20/5121 по состоянию на 17.08.99 ОАО «Чувашэнерго» имело задолженность перед фондом в сумме 171 782886 руб., в том числе по страховым взносам – 71 992 547 руб., по пеням – 99 612 021 руб. Размер суммы задолженности сторонами не оспаривается. В связи с этим требования истца правомерны, налоговый орган обязан уменьшить суммы пеней начисленных на 17.08.99 на 27 578 380 руб., отказ налогового органа не основан на нормах права, в решение о реструктуризации необходимо внести изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины относится на ответчика, однако, поскольку Инспекция на основании п.3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» освобождена от уплаты госпошлины, госпошлина, уплаченная истцом по делу подлежит возврату из бюджета (1.000 руб.).
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Чебоксары в уменьшении по лицевому счету ОАО «Чувашэнрго» г. Чебоксары размера пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 27 578 380 руб.
Обязать Инспекцию МНС России по Ленинскому району г. Чебоксары внести изменения на сумму пеней 27 578 380 руб. в решение о реструктуризации от 29.12.01 № 71-01 в срок не позднее 31.03.2004 г.
Возвратить из бюджета ОАО «Чувашэнерго» 1.000 руб. государственной пошлины.
Судья Н.В. Дроздов