НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 14.01.2004 № А79-8792/03-СК1-8432

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8792/03-СК1-8432

января 2004 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Новочебоксарск

к предпринимателю Туманину Д.Ю. г. Новочебоксарск

о взыскании 45 799,47 руб.

при участии представителей:

истца – Баландаевой О.Н. по доверенности от 05.01.2004г.,

ответчика – Туманина Д.Ю.

установил:

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Новочебоксарск обратилась в суд с иском к предпринимателю Туманину Д.Ю. о взыскании 45 799,47 руб. задолженности по пени и штрафам по страховым взносам.

В судебном заседании представитель истца суду пояснила, что согласно актам сверки плательщика страховых взносов с Фондом обязательного медицинского страхования ЧР по состоянию на 15.07.2001г. ответчику подлежало уплатить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования пени в сумме 2 509,31 руб., штрафа в сумме 13,87 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования пени в сумме 43 040,49 руб., штрафа в сумме 235,8 руб. Поскольку требование от 16.12.2003г. об уплате пени и штрафов в сумме 45 799,47 руб. в добровольном порядке ответчиком не исполнено, просит взыскать указанную сумму в судебном порядке. Также пояснила, что налоговому органу неизвестно за какой период образовалась задолженность, расчет пени не передавался, других дополнительных документов нет.

Ответчик иск не признал, считает, что до 1998 года не являлись обязательными платежи во внебюджетные фонды. На сегодняшний день имеется переплата по страховым взносам. Ранее платежи уплачивал. Начисление пени считает неправомерным.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Туманин Дмитрий Юрьевич зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица постановлением администрации г. Новочебоксарск № 214 от 16.05.1995г., о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации № 985.

Согласно акта сверки ответчика с Чебоксарским филиалом ФОМС ЧР по состоянию на 15.07.2001г. сальдовый остаток составил 45 799,47 руб., в том числе по пени в федеральный фонд ОМС в сумме 2 509,31 руб., по штрафу в сумме 13,87 руб., по пени в территориальный фонд ОМС в сумме 43 040,49 руб., по штрафу в сумме 235,8 руб.

Требованием № 2494/1761 от 16.12.2003г. налоговый орган предложил ответчику погасить имеющуюся задолженность.

Поскольку указанное требование в добровольном порядке ответчиком не исполнено, истец обратился в суд с иском о взыскании неуплаченной ответчиком задолженности.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд считает, что требования инспекции подлежат отказу ввиду следующего.

Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса РФ установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится фонд обязательного медицинского страхования, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и согласно статье 34.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды, распространяются требования Налогового кодекса РФ, а сами органы фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. При этом специальные акты законодательства, определяющие плательщиков взносов и устанавливающие налоговую базу, налоговый период, ставки и порядок исчисления, порядок и сроки уплаты взносов в фонды подлежат применению до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001г., осуществляются налоговыми органами РФ в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, в том числе направление налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Страховые взносы уплачиваются в сроки, определенные законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц, а именно 15 июля года следующего за отчетным.

Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из карточки лицевого счета ответчика за период с 1995г. по 1998г. начислено страховых взносов в ТФОМС – 16 712,57 руб., в ФФОМС – 983,1 руб.

Ответчиком уплачены страховые взносы в ТФОМС – 18 349,61 руб., в ФФОМС – 1 078,71 руб., то есть имеет место переплата по страховым взносам.

Начислено пени в 1996 г. – 11 045,51 руб., в 1997г. 28 350,46 руб., в 1998г. – 6 159,28 руб., штраф в 1999г. – 249,67 руб.

Неисполнение ответчиком обязанности по уплате пени и штрафа в Фонд обязательного медицинского страхования установлено актом сверки расчетов от 15.07.2001г. Следовательно, требование об уплате указанных сумм должно было быть направлено налоговым органом не позднее 15.10.2001г. В суд же о взыскании сумм пени и штрафа  налоговый орган мог обратиться не позднее 15.04.2002г.

Требование об уплате задолженности в Фонд обязательного медицинского страхования № 2494/1761 было направлено ответчику 16.12.2003г., то есть с пропуском установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ срока для взыскания задолженности, образовавшейся по состоянию на 15.07.2001г., исковое заявление поступило в суд 24.12.2003г.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание задолженности.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит на истца, который Законом РФ "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты по данному иску.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 110, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Новочебоксарск в иске к предпринимателю Туманину Дмитрию Юрьевичу о взыскании 45 799,47 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья                                                                                 М.Н. Кириллова