НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 12.01.2005 № А79-9693/04-СК1-9120

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-9693/04-СК1-9120

января 2005 года

Арбитражный суд в составе судьи Кирилловой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества "Чувашия Мобайл" г. Чебоксары

к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району по г. Чебоксары

о признании решения от 28.10.2004г. недействительным и обязании предоставить льготу

при участии представителей:

заявителя – Ивановой А.И. по доверенности от 17.12.2004г., Бурмистровой Е.М. по доверенности от 10.11.2004г.

ответчика – Ионычевой О.И. по доверенности от 10.01.2005г.

установил:

Закрытое акционерное общество "Чувашия Мобайл" обратилось в суд с заявлением к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары о признании решения от 28.10.2004г. недействительным и обязании предоставить льготу по налогу на имущество за 2001-2002г.г.

В судебном заседании представители заявителя уменьшили заявленные требования в части обязания предоставить льготу до 660 670 руб. в связи с неправильными расчетами, произведенными в декларациях за 2001, 2002 годы. По существу пояснили, что 28.07.2004г. общество обратилось в налоговый орган с требованием о принятии деклараций по налогу на имущество за 2001-2002г.г., заявив право на льготу по налогу на имущество. В декларациях представлены расчеты по налогу на имущество, в которых указан полный перечень оборудования сети сотовой связи, являющейся "имущественными" линиями связи, подлежащими льготному налогообложению согласно пункту "г" Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991г. № 2030-1 вплоть до 01.01.2004г. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненных расчетов по налогу на имущество за 2001-2002г.г., по результатам которой составлен акт. Данным актом инспекция отказала в предоставлении льготы по налогу на имущество в связи с не отнесением оборудования сети сотовой связи к льготной категории, также не отнесена к льготной категории сотовая связь в целом. При вынесении акта налоговый орган не руководствовался письмом Минсвязи от 27.03.1996г. № 55 "Об уточнении льготы по налогу на имущество", что привело к нарушению названного пункта Закона от 13.12.1991г. № 2030-1, Федерального закона "О связи" от 07.07.2003г., приказа Минсвязи РФ от 09.09.2002г. № 113. В письме Минсвязи имеется подтверждение того, что сооружения и оборудование энергопередачи, передающие и приемные станции спутниковой связи, а также сооружения и оборудование радиосвязи относятся к льготной категории.

Представитель ответчика заявление не признала, указав, что проведенной камеральной налоговой проверкой уточненных расчетов общества по налогу на имущество за 2001-2002г.г. установлено излишнее уменьшение налога за 2001г. на сумму 113739 руб., за 2002г. на сумму 111349 руб. В нарушение статьи 7 Закона РФ от 13.12.1991г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", пункта 9 раздела 4 Инструкции от 08.06.1995г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий" в уточенных расчетах неверно отражены суммы налога, исчисленные за предыдущий отчетный период. В расчете за 2001г. указана сумма 434407 руб., по данным проверки сумма налога, исчисленная за предыдущий отчетный период, составила 320668 руб. За 2002г. в уточненном расчете отражена сумма налога, исчисленная за предыдущий отчетный период 451351 руб., по данным проверки сумма налога за предыдущий отчетный период составила 340002 руб.

Предоставление радиотелефонной связи (сотовой) является одним из основных видов деятельности, предусмотренных Уставом общества. Общество в уточненных расчетах по налогу на имущество указало среднегодовую стоимость необлагаемого налогом имущества за 2001г. в сумме 17866410 руб., за 2002г. в сумме 15404460 руб. Сумма налоговой льготы составила за 2001г. – 357328 руб., за 2002г. – 308089 руб.

В соответствии с пунктом "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. Понятие линий связи в законодательстве отсутствует. В Федеральном законе "О связи" имеется только понятие "средства связи – технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений". Кроме того, различают понятие связи и линий радиофикации. Так, постановлением Правительства РФ от 09.02.1995г. № 578 "Об утверждении правил охраны связи и сооружений связи Российской Федерации" устанавливаются правила охраны как линий связи, так и линий радиофикации. В приказе Минсвязи РФ от 09.09.2002г. № 113 "Об утверждении "правил ввода в эксплуатацию сооружений связи" под линиями связи понимаются линии передач, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Указанная льгота по налогу на имущество предоставляется организациям связи, на балансе которых находятся "имущественные" линии связи и сооружения, предназначенные для поддержания их в эксплуатационном состоянии, то есть кабельные (надземные и подземные), радиорелейные, воздушные линии связи, расположенные на соответствующих трассах и охранных зонах линий связи, а также волоконно-оптические, стекловолоконные линии связи. К таким линиям не относится сотовая, спутниковая, радиосвязь, то есть объекты, в которых задействованы только средства связи (передающее и принимающее оборудование). ЗАО "Чувашия Мобайл" не имеет на балансе линии связи и сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, а имеет только средства связи (оборудование), поэтому заявленная льгота по налогу на имущество не соответствует нормам пункта "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий".

В связи с изложенным, просила отказать в признании решения незаконным.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Чувашия Мобайл" 28.07.2004г. обратилось в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2001-2002г.г. В названных расчетах общество заявило льготу по налогу на имущество в соответствии с пунктом "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991г. № 2030-1, отразив в строке 040 уточненных расчетов среднегодовую стоимость необлагаемого налогом имущества за 2001г. в сумме 17866410 руб., за 2002г. в сумме 15404460 руб. Сумма льготы указана за 2001г. – 357328 руб., за 2002г. – 308089 руб.

Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары проведена камеральная налоговая проверка ЗАО "Чувашия Мобайл" по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на имущество за 2001-2002г.г.

Результаты проверки зафиксированы актом от 12.10.2004г.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение пункта "г" статьи 5 Закона РФ от 13.12.191г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" обществом необоснованно применена льгота по налогу на имущество в указанных суммах.

В акте проверки налоговым органом указано, что льгота по налогу на имущество предоставляется организациям связи, на балансе которых находятся "имущественные" линии связи и сооружения, предназначенные для поддержания их в эксплуатационном состоянии, то есть кабельные (надземные и подземные), радиорелейные, воздушные линии связи, расположенные на соответствующих трассах и охранных зонах линий связи, а также волоконно-оптические, стекловолоконные линии связи. К таким линиям связи не относится сотовая связь, спутниковая связь, радиосвязь, то есть объекты, в которых задействованы только средства связи (передающее и принимающее оборудование).

Налоговым органом также установлено, что в уточненных расчетах завышена сумма налога на имущество, подлежащая зачету (возврату) в размере 225088 руб., в том числе за 2001г. на 113739 руб., за 2002г. на 111349 руб.

На основании акта проверки налоговым органом принято решение № 10-09/505 от 28.10.2004г. о доначислении в лицевой карточке ЗАО "Чувашия Мобайл" суммы налога на имущество по уточенным расчетам за 2001г. в размере 471067 руб., за 2002г. в размере 419438 руб.

Посчитав свои права нарушенными, ЗАО "Чувашия Мобайл" обратилось в суд с заявлением о признании решения инспекции незаконным и обязании предоставить льготу по налогу на имущество за 2001-2002г.г. в размере 660670 руб.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "г" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991г. "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.

Налоговым органом сделан вывод о неправомерности применения обществом льготы по налогу на имущество за 2001-2002г. в связи с тем, что линии сотовой связи не относятся к линиям связи, поскольку в них задействованы только средства связи.

Данный вывод является неверным, поскольку Закон предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы не только на стоимость линий связи и энергопередачи, но и на стоимость сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.

В соответствии с "Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи", утвержденных Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002г. № 113, под сооружениями связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи.

В перечень сооружений связи, согласно приложению А названных Правил, включены действующие центры коммутации сетей сотовой связи при их расширении однотипным оборудованием с использованием существующих соединительных линий, базовые приемопередающие станции, ретрансляторы, контроллеры базовых станций систем сотовой связи, соединительные линии, в том числе РРЛ, используемые для обеспечения внутрисетевого взаимодействия в сетях сотовой связи.

Согласно Письма Минсвязи РФ от 27.03.1996г. № 55-у "О льготе по налогу на имущество" в перечень имущества, относящегося к линиям связи и энергопередачи, а также сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов входят радиорелейные линии связи с полным набором сооружений, технологического, вспомогательного и измерительного оборудования, сооружения и оборудование энергопередачи, передающие и принимающие станции спутниковой связи, образующие спутниковую линию связи, со всеми сооружениями и оборудованием.

Основным видом деятельности ЗАО "Чувашия Мобайл" является предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи. Для осуществления данного вида деятельности им используется соответствующее специализированное оборудование, технологически предназначенное для осуществления связи.

Таким образом, суд считает правомерным применение ЗАО "Чувашия Мобайл" льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", поскольку она обусловлена функциональным назначением оборудования, предназначенного для осуществления связи.

Исходя из изложенного, решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары № 10-09/505 от 28.10.2004г. об отказе в предоставлении льготы по налогу на имущество за 2001-2002г.г. является недействительным.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на истца, который статьей 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты по данному спору. Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 – 170, 176, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление закрытого акционерного общества "Чувашия Мобайл" удовлетворить.

Решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары от 28.10.2004г., как противоречащее пункту "г" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", признать недействительным.

Обязать Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары предоставить ЗАО "Чувашия Мобайл" льготу по налогу на имущество в размере 660 670 руб. за 2001-2002 годы.

Возвратить ЗАО "Чувашия Мобайл" из федерального бюджета госпошлину в размере 19 910,5 руб., уплаченную по платежному поручению от 01.11.2004г. № 1339.

Прекратить производство по заявлению об обязании предоставления льготы в размере 4 747 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья                                                                                 М.Н. Кириллова