НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 10.12.2007 № А79-9842/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-9842/2007

10 декабря 2007 года

Арбитражный суд в составе: судьи Кудряшова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кудряшовым В.Н.. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель», г. Чебоксары ЧР,

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, г. Чебоксары ЧР,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя – главного бухгалтера Рыжевской Л.И.; представителя Сорокина Д.Г. (доверенность № 50 от 10.11.2007);

от ответчика – госналогового инспектора Нилова В.А. (доверенность от 03.04.2007 № 05-22/28); специалиста Максимова Е.В. (доверенность от 09.01.2007 № 054-22/11); специалиста Панышева Р.И. (доверенность от 10.12.2007 №05-22/361);

установил:

Открытое акционерное общество «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель», г. Чебоксары ЧР, (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, г. Чебоксары ЧР, (далее – Инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления № 25-865 от 22.11.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Общество считает, что налоговым органам не предоставлены полномочия проводить проверки соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Также заявитель указывает, что 01.10.2007 в Обществе отмечался День пожилых людей, на празднование которого решением Совета директоров Общества от 22.03.2007 была утверждена смета в сумме 60 000 руб. При этом было решено произвести пенсионерам – бывшим работникам Общества, количество которых составляет более 600 человек, выплату в размере 80 руб.

С учетом того, что деньги пенсионеры получали в кассе Общества, а 600 человек не могло получить в кассе указанную сумму одновременно, выплата материальной помощи была произведена в течение трех дней – с 01 октября по 03 октября 2007 года.

Лимит кассы был превышен на 910 руб. 26 коп, что несоразмерно сумме штрафных санкций.

Ранее фактов нарушения Обществом Порядка ведения кассовых операций допущено не было.

На основании изложенного просит признать незаконным и отменить постановление налогового органа в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по изложенным в нем основаниям. При этом дополнительно пояснили, что факт превышения лимита наличных денежных средств в кассе предприятия на конец дня в размере 910 руб. 26 коп. заявитель не оспаривает. Превышение лимита наличных денежных средств в кассе произошло по причине невозможности выплаты всей суммы 60 000 руб. материальной помощи в размере 80 руб. пенсионерам. Из 600 бывших работников предприятия не все пришли 01.10.2007, вследствие чего в кассе образовались излишки денежных средств в сумме 910 руб. 26 коп. Выплаты (материальная помощь) производились в День пожилых людей и до 03.10.2007. Просят также учесть, что ОАО «Завод «Чувашкабель» является крупным и добросовестным налогоплательщиком и выплачивает ежемесячно 15-18 млн. рублей налогов, задолженности по налогам и сборам не имеет. С учетом этих обстоятельств просят применить статью 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Представители Инспекции заявление Общества не признали по изложенным в письменном отзыве основаниям. При этом полагают, что основания для применения статьи 2.9. КоАП РФ отсутствуют.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Открытое акционерное общество «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Калининского района г. Чебоксары 02.12.1992 и внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022100967635.

Из материалов дела следует, что 23.10.2007 в 10 час. 30 мин. Инспекцией в бухгалтерии ОАО ««Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель», расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр-д Кабельный, 7, установлено накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов. Так, 01.10.2007 остаток на конец дня в центральной кассе организации составил 38 147 руб. 59 коп., остаток на конец дня в кассе столовой и буфета принадлежащей организации составил 5 762 руб. 67 коп. Итого общий остаток на конец дня 01.10.2007 по организации составил 43 910 руб. 26 коп. Согласно расчета на установление лимита остатка кассы предприятия КБ «Объединенный банк Республики (ООО)» установил для ОАО «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» лимит остатка кассы на 2007 год в размере 43 00 руб., то есть превышение лимита остатка кассы на конец дня 01.10.2007 составило 910 руб. 26 коп.

По результатам проверки был составлен акт № 000420 от 23.10.2007 проверки полноты учета выручки.

06.11.2007 в присутствии представителя Общества Рыжевской Л.И., действующей на основании доверенности № 40 от 23.10.2007, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Завод «Чувашкабель». Законный представитель Общества о времени месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Протокол об административном правонарушении от 06.11.2007 составлен Инспекцией с соблюдением требований статей 28.2 и 28.3 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ).

22.11.2007 начальником Инспекции в присутствии представителя Общества было вынесено постановление № 25-865 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Посчитав свои права нарушенными Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 22.11.2007 № 25-865.

Не оспаривая фактических обстоятельств дела, Общество указывает, что налоговым органам не предоставлены полномочия проводить проверки соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем просит применить статью 2.9. КоАП и ограничиться устным замечанием.

Доводы заявителя об отсутствии у налогового органа полномочий осуществлять проверки соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций являются необоснованными.

Так, в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу статьи 23.5 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы.

Объективная сторона административного правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ предполагает несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.02 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93 № 40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Общество нарушило требования пунктов 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением № 40 от 22.09.1993 Совета директоров ЦБР.

В нарушение указанных норм 01.10.2007 Обществом был превышен лимит остатка наличных денежных средств в кассе. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

Вместе с тем из материалов дела следует, что 01.10.2007 в Обществе отмечался День пожилых людей, на празднование которого решением Совета директоров Общества от 22.03.2007 была утверждена смета в сумме 60 000 руб. При этом пенсионерам, являющимся бывшими работниками предприятия, был оказана материальная помощь в виде единовременной выплаты в размере 80 руб. Выплата материальной помощи производилась в течение трех дней – с 01 октября по 03 октября 2007 года с учетом количества бывших работников предприятия (около 600 человек). С учетом их количества суд считает практически невозможным получение указанных денежных средств всеми пенсионерами в кассе Общества в течение одного рабочего дня. Лимит кассы Обществом был превышен незначительно.

Также суд учитывает, что нарушение Обществом Порядка ведения кассовых операций было допущено при осуществлении имеющей важное общественное значение социальной деятельности направленной на заботу о пожилых гражданах.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что в данной ситуации превышение Обществом лимита кассы является малозначительным правонарушением, поскольку оно не содержит опасной угрозы для общественных отношений, правонарушением какой-либо ущерб причинен не был. Ранее фактов нарушения Обществом Порядка ведения кассовых операций допущено не было.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ суд освобождает открытое акционерное общество «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь статьей 2.9. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление инспекции ФНС России по г. Чебоксары ЧР от 22 ноября 2007 года № 25-865 о привлечении открытого акционерного общества «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель», г. Чебоксары ЧР, к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Открытое акционерное общество «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель», г. Чебоксары ЧР, освободить от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1. КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья В.Н. Кудряшов