НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 10.05.2016 № А79-1834/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-1834/2016

10 мая 2016 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской федерации, г.Н.Новгород

к публичному акционерному обществу «Российская государственная страховая компания», г.Москва

о привлечении к административной ответственности,

потерпевший Васильев А.Г.,

без вызова сторон,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской федерации обратился в суд с заявлением к публичному акционерному обществу «Российская государственная страховая компания» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление мотивировано тем, что в адрес Банка России поступило обращение Васильева Андрея Григорьевича о нарушении ООО «Росгосстрах» требований страхового законодательства.

ООО «Росгострах» имело до 31.12.2015 лицензию Росстрахнадзора С № 0977 50, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 31.12.2015 завершена реорганизация ООО «Росгосстрах» путем присоединения к публичному акционерному обществу «Российская государственная страхования компания».

В ходе осуществления надзора за деятельностью ООО «Росгосстрах», проводимого Банком России на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с поступлением вышеуказанного обращения, было выявлено нарушение ООО «Росгосстрах» требований страхового законодательства Российской Федерации, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2016 № С59-7-2-5/1412 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Правонарушения страховщиком совершены 23.03.2015 и 10.12.2015 по месту нахождения филиала ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике: ул. Афанасьева, д. 13 г.Чебоксары.

Заявитель также просит учесть, что ООО «Госгосстрах» неоднократно привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ Банк России просит назначить наказание в виде административных штрафов в размере 40 000 руб. за каждое совершенное ООО «Росгосстрах» административное правонарушение (в общем сумме 80 000 руб.).

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.03.2016 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, установлен пятнадцатидневный срок для представления ПАО «Госгосстрах» отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства заявителем и ПАО «Росгосстрах» получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.

ПАО «Росгосстрах» в отзыве на заявление просит признать совершенное правонарушение малозначительным. Указывает, что ПАО «Росгосстрах» после поступления обращения Васильева А.Г. с требованием внести изменения в АИС ОСАГО и возврате излишне уплаченной страховой премии незамедлительно внесло соответствующие изменения и осуществило возврат излишне уплаченной страховой премии.

Указывает также, что поскольку первый договор (полис серии ССС №0702516256) с Васильевым А.Г. был заключен 23.03.2015, срок для привлечения к административной ответственности в данной части на сегодняшний день истек.

Потерпевший Васильев А.Г. отзывом на заявление от 15.04.2016 просит привлечь ПАО «Росгосстрах» к административной ответственности.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлены.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

ООО «Росгосстрах» было зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1025003213641. 31.12.2015 общество прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ПАО «Росгосстрах» (ОГРН 1027739049689).

На осуществление страховой деятельности, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, ООО «Росгосстрах» имело лицензию Федеральной службы страхового надзора от 07.12.2009 № С 0977 50.

В свою очередь ПАО «Росгосстрах» имеет лицензию Банка России от 28.01.2016 серии ОС № 0001-03 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как следует из материалов дела, в адрес Банка России поступило обращение гражданина Васильева А.Г. о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» требований страхового законодательства.

В ходе осуществления надзора за деятельностью ООО «Росгосстрах», проводимого Банком России на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с поступлением вышеуказанного обращения, было выявлено нарушение ООО «Росгосстрах» требований страхового законодательства Российской Федерации.

В этой связи составлен протокол от 16.02.2016 № С59-7-2-5/1412 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Субъектами данного правонарушения могут выступать, в том числе и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В протоколе от 16.02.2016 № С59-7-2-5/1412 указано, что одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии со статьей 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (часть 1 статьи).

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (часть 2 статьи).

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России (часть 6 статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику в числе прочего заявление о заключении договора САГО.

Согласно пункту 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО 2003), пункту 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО), вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования (далее – сведения о страховании).

Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключавшим договор обязательного страхования у одного страховщика.

На основании статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик: при заключении договора обязательного страхования вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим заключение договора обязательного страхования, и не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения этого договора вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленные при заключении этого договора, в созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» автоматизированную информационную систему обязательного страхования;

при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Согласно пункту 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

В соответствии с пунктом 10 Правил ОСАГО 2003, пунктом 2.1 Правил ОСАГО страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно – до 11.10.2014 постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – страховые тарифы 2005), а после 11.10.2014 – указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – страховые тарифы 2014).

При определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору ОСАГО, в числе прочего применяется коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 1 Примечания к пункту 3 Страховых тарифов 2005 информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.

В соответствии с пунктом 3 Примечания к пункту 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014 сведения о предыдущих договорах ОСАГО (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы страхования (далее – АИС ОСАГО), если иное не установлено Правилами ОСАГО.

Согласно пункту 4 Примечания к пункту 3 Страховых тарифов 2005 по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3. Аналогичные положения установлены пунктом 4 Примечания к пункту 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014.

Согласно пункту 5 Примечания к пункту 3 Страховых тарифов 2005 по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3. Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация указывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства. Аналогичные положения содержится в пункте 5 Примечания к пункту 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014, за тем исключением, что принятие во внимание сведений о страховании в отношении водителя – собственника транспортного средства по последнему прекратившему действие договору, не предусматривавшему ограничения круга лиц, допущенных к управлению транспортным средством, с 11.10.2014 не зависит от их предоставления страхователем, а зависит от их наличия/отсутствия в АИС ОСАГО.

В силу пункта 7 Примечания к пункту 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014 для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

Для определения класса до 11.10.2014 учету подлежала информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (пункт 10 Примечания к пункту 3 Страховых тарифов 2005). Для определения класса после 11.10.2014 учету подлежит информация по договорам ОСАГО, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО (пункт 10 Примечания к пункту 2 Приложения 2 Страховых тарифов 2014).

В ходе осуществления проверки по обращению Васильева А.Г. установлено, что Васильев А.Г. участвовал в следующих договорах ОСАГО:

- № ССС 0676699809 от 06.02.2014 сроком действия с 13.02.2014 по 12.02.2015, заключен с АО СК «Альянс». При заключении договора ОСАГО в отношении Васильева А.Г. применен КБМ 0,5;

- № ССС 0329901280 от 04.12.2014 сроком действия с 12.12.2014 по 11.12.2015, заключен с ООО «СК «ВТБ Страхование». При заключении договора ОСАГО в отношении Васильева А.Г. применен КБМ 0,5;

- № ССС 0702516256 от 23.03.2015 сроком действия с 23.03.2015 по 22.03.2016, заключен с ООО «Росгосстрах». При заключении договора страховщик применил в отношении Васильева А.Г. КБМ 1, вместо КБМ 0,5, так как последним договором, окончившим свое действие был договор № ССС 0676699809, по которому был применен КБМ 0,5;

- № ЕЕЕ 0362653347 от 10.12.2015 сроком действия с 12.12.2015 по 11.12.2016, заключен с ООО «Росгосстрах». При заключении договора Васильеву А.Г. был присвоен КБМ 0,95, вместо КБМ 0,5, так как последним договором, окончившим свое действие, был договор № ССС 0329901280, по которому был применен КБМ 0,5.

В настоящее время страховщик внес в базу АИС ОСАГО достоверные сведения о КБМ Васильева А.Г., принял решение о возврате излишне уплаченной части страховой премии по договору № ЕЕЕ 0362653347.

Нарушение страховщиком требований страхового законодательства свидетельствуют о нарушении им лицензионных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об ОСД) право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно статье 938 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Из пункта 5 статьи 30 Закона об ОСД следует, что субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. Согласно части 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом об ОСД, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше законов в целом.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования Гражданского Кодекса Российской Федерации и Правил ОСАГО к порядку заключения договора ОСАГО обязательны для исполнения субъектом страхового дела. Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах» (предшественник ПАО «Росгосстрах») свидетельствуют о нарушении требований страхового законодательства Российской Федерации (абзац 2 пункта 5 статьи 30 Закона об ОСД) и наличии в действиях страховщика признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Санкция названной нормы Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Страховщик имел объективную возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Вина общества заключается в том, что оно при необходимой степени осмотрительности и заботливости оно имело возможность для соблюдения требований страхового законодательства, но не предприняло необходимых мер для их соблюдения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», в особенной части КоАП административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

При указанных обстоятельствах вменяемое обществу административное правонарушение, исходя из его существа, из цели страхового законодательства, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуги надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, непосредственно посягает на права потребителя.

Нарушений заявителем процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, направленных на реализацию права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксацию надлежащих доказательств, административным органом не допущено.

В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Кроме того, судом установлено, что ООО «Росгосстрах» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (дело № А79-9972/2015, № А79-6206/2015, № А79-2539/2015, № А79-3339/2015, № А79-2847/2015), что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Между тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения правонарушения.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что срок давности привлечения общества к административной ответственности по административному правонарушению, выразившемуся в применении страховщиком в отношении Васильева А.Г. при заключении договора № ССС 0702516256 от 23.03.2015 КБМ 1, вместо КБМ 0,5, истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Из разъяснений, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела для привлечения к административной ответственности достаточно одного нарушения действующего страхового законодательства.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь публичное акционерное общество «Росгосстрах» (правопреемник ООО «Росгосстрах») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении общества к административной ответственности, заявителем не допущено. О времени и месте составления протокола ПАО «Росгосстрах» извещено надлежащим образом.

Вопрос о взыскании расходов, связанных с рассмотрением дела, не рассматривается, так как заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь публичное акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ИНН 7707067683, ОГРН 1027739049689), зарегистрированного по адресу: г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 40, корпус 3, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) руб. 00 коп.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (Волго – Вятское ГУ Банка России), УИН: 99902200160216014125, ЕИП 27707067683774401001, номер счета получателя платежа – 40101810400000010002, КПП получателя – 526045005, код ОКТМО – 22701000, БИК получателя – 042202001, код бюджетной классификации – 999 116 90 01001 6000 140, назначение платежа – административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.


Судья О.Л. Павлова