НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чувашской Республики от 05.12.2005 № А79-12360/2005

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-12360/2005

декабря 2005 года

Арбитражный суд в составе судьи Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике г. Цивильск

к РГОУ СПО "Цивильский сельскохозяйственный техникум" Министерства сельского хозяйства ЧР г. Цивильск

о взыскании 125 580,51 руб.

при участии:

от инспекции – Аликов А.Ю. по доверенности от 20.09.2005г.

от учреждения – Фомина И.А. по доверенности от 05.12.2005г.

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике г. Цивильск обратилась в суд с заявлением к Республиканскому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Цивильский сельскохозяйственный техникум" Министерства сельского хозяйства ЧР г. Цивильск о взыскании 125 580,51 руб. налоговых санкций на основании решения от 28.04.2005г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, суду пояснил, что выездной налоговой проверкой установлены факты неполной уплаты учреждением налога на добавленную стоимость в сумме 65 757,93 руб., налога с продаж в сумме 6 312,83 руб., транспортного налога в сумме 53 675 руб., неправомерного неперечисления налога на доходы физических лиц в сумме 502 156,76 руб. По результатам проверки принято решение от 28.04.2005г. о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 13 151,59 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в сумме 1 262,57 руб. за неполную уплату налога с продаж, в сумме 10 735 руб. за неполную уплату транспортного налога, статьей 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 100 431,35 руб. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц. Поскольку требование об уплате штрафа в добровольном порядке учреждением не исполнено, просит взыскать его в судебном порядке.

Представитель учреждения требования налогового органа не оспорила, просила суд с учетом статуса учреждения и отсутствия денежных средств на уплату штрафа, уменьшить его размер.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Республиканское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Цивильский сельскохозяйственный техникум" зарегистрировано администрацией Цивильского района Чувашской Республики 21.06.2000г.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по ЧР проведена выездная налоговая проверка соблюдения учреждением законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г.

Результаты проверки зафиксированы актом № 57 от 05.04.2005г.

В ходе проверки установлено следующее.

В нарушение пунктов 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ учреждением неправомерно завышена сумма налога на добавленную стоимость, принятая к вычету по приобретенным материальным ценностям от несуществующей организации на 17 508,97 руб.

Так, по счету-фактуре от 06.10.2003г. № 123 у ООО "Аделаида" приобретено дизельное топливо на сумму 33 009,6 руб., в том числе НДС – 5 501,6 руб., по счету-фактуре от 15.08.2004г. № 121 у ООО "Аделаида" приобретено дизельное топливо на сумму 78 715 руб., без НДС, к вычету принято 12007,37 руб. (сумма налога выделена расчетным путем).

На основании проведенной встречной проверки установлено, что ООО "Аделаида" на налоговом учете в МИ МНС России № 3 по Нижегородской области не состоит.

Таким образом, выставленные несуществующей организацией счета-фактуры не соответствуют требованиям, указанным в статье 169 Налогового кодекса РФ, соответственно, не могут являться основанием для возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.

В нарушение пункта 1 статьи 169, пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ учреждением неправомерно завышена сумма налога на добавленную стоимость, принятая к вычету по приобретенным материальным ценностям, на основании счетов-фактур, выставленных продавцом без выделения в них налога на добавленную стоимость, то есть суммы налога учреждением приняты к вычету расчетным путем.

Так, по счетам-фактурам от 19.08.2003г. № 59, 61, от 08.09.2003г. № 69 у ООО Агропромышленная компания "Юлдаш" приобретено дизельное топливо и бензин на общую сумму 210 573,5 руб. без выделения налога на добавленную стоимость, к вычету принято 35 095,58 руб.

По счетам-фактурам от 26.06.2004г. № 139 от 01.07.2004г. № 152, от 02.07.2004г. № 158, от 20.09.2004г. № 464 у СХПК "Бакырчы" приобретены запасные части на общую сумму 86 227,8 руб. без выделения налога на добавленную стоимость, к вычету принято 13 153,38 руб.

В результате данных нарушений сумма налога на добавленную стоимость, принятая к вычету за проверяемый период завышена на 65 757,93 руб. и, соответственно, на эту же сумму занижен налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет.

В нарушение пункта 1 статьи 25 Закона ЧР от 23.07.2001г. № 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (в редакции от 25.11.2002г.) и статьи 349 Налогового кодекса РФ учреждением в 2003г. не исчислен и не уплачен в бюджет налог с продаж с операций по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

Оплата за реализованные товары (работы, услуги) поступила в кассу учреждения по приходным кассовым ордерам.

За январь 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 04.01.2003г. № 01 – поступила выручка от реализации телки Ивановой З.В. в сумме 6 100 руб., в том числе налог с продаж – 290,48 руб. (накладная № 1476 от 01.11.2002г.),

-приходный кассовый ордер от 31.01.2003г. № 03 – поступила выручка от реализации мяса свинины Егоровой Л.А. в сумме 2 100 руб., в том числе налог с продаж – 100 руб. (накладная № 78 от 13.02.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 31.01.2003г. № 04 – поступила выручка от реализации мяса говядины Ильиной М.В. в сумме 6 165 руб., в том числе налог с продаж – 293,57 руб. (накладная № 60 от 25.01.2003г).

За январь 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 684,05 руб.

За февраль 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 05.02.2003г. № 07 – поступила выручка от реализации бычка Малковой Л.Я. в сумме 6 340 руб., в том числе налог с продаж – 301,9 руб. (накладная № 1806 от 22.01.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 13.02.2003г. № 08 – поступила выручка от реализации мяса говядины Чернышевой Е.М. в сумме 6 541 руб., в том числе налог с продаж – 311 руб. (накладная № 15 от 13.01.2003г.),

приходный кассовый ордер от 25.02.2003г. № 13 – поступила выручка от реализации хряка (свиньи) Ильиной М.В. в сумме 3 480 руб., в том числе налог с продаж – 165,71 руб. (накладная № 1770 от 13.01.2003г.).

За февраль 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 778,61 руб.

За март 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 12.03.2003г. № 14 – поступила выручка от реализации трактора Т-70 С Семенову В.Н. в сумме 8 000 руб., в том числе налог с продаж – 380,95 руб. (накладная № 151 от 11.03.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 28.03.2003г. № 20 – поступила выручка от реализации бычка Кузьмину А.Г. в сумме 1 280 руб., в том числе налог с продаж – 60,95 руб. (накладная № 189 от 17.03.2003г.).

За март 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 441,9 руб.

За апрель 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 03.04.2003г. № 24 – поступила выручка от реализации трактора Т-70 С Семенову В.Н. в сумме 17 000 руб., в том числе налог с продаж – 809,52 руб. (накладная № 151 от 11.03.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 14.04.2003г. № 27 – поступила выручка от реализации поросят Ильиной М.В. в сумме 1 020 руб., в том числе налог с продаж – 48,57 руб. (накладная № 1768 от 14.01.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 15.04.2003г. № 28 – поступила выручка от реализации трактора Т-70 С Семенову В.Н. в сумме 6 000 руб., в том числе налог с продаж – 285,71 руб. (накладная № 151 от 11.03.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 17.04.2003г. № 30 – поступила выручка от реализации лома черного Егорову Р.А. в сумме 6 460 руб., в том числе налог с продаж – 307,62 руб. (накладная № 295 от 15.04.2003г.).

За апрель 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 1451,42 руб.

За май 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 14.05.2003г. № 32 – поступила выручка от реализации услуг трактора Семенову В.Н. в сумме 9 000 руб., в том числе налог с продаж – 428,57 руб. (накладная б/н от 14.05.2003г.).

За май не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 428,57 руб.

За июль 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 04.07.2003г. № 45 – поступила выручка от реализации КРС Новикову А.Ф. в сумме 26 257 руб., в том числе налог с продаж – 1 250,33 руб. (накладная б/н от 29.07.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 18.07.2003г. № 46 – поступила выручка от реализации телки и мяса свинины Кузьмину А.Г. в сумме 3 057 руб., в том числе налог с продаж – 145,57 руб. (накладная № 1766 от 13.01.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 21.07.2003г. № 47 – поступила выручка от реализации сена Максимовой Е.В. в сумме 6 750 руб., в том числе налог с продаж – 321,43 руб. (накладная № 560 от 21.07.2003г.).

За июль 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 1717,33 руб.

За сентябрь 2003г.:

-приходный кассовый ордер от 30.09.2003г. № 55 – поступила выручка от реализации сена Максимовой Е.В. в сумме 12 930 руб., в том числе налог с продаж – 615,71 руб. (накладная № 571 от 22.07.2003г.),

-приходный кассовый ордер от 30.09.2003г. № 53 – поступила выручка от реализации сена Александровой О.В. в сумме 4 100 руб., в том числе налог с продаж – 195,24 руб. (накладная № 561 от 21.07.2003г.).

За сентябрь 2003г. не исчислен и не уплачен налог с продаж в сумме 810,95 руб.

Всего за 2003г. сумма налога с продаж, подлежащая начислению и уплате в бюджет, занижена на 6 312,83 руб.

В нарушение статьи 357, пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, статьи 31, пункта 1 статьи 32 Закона ЧР от 23.07.2001г. № 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" учреждением не исчислен и не уплачен в бюджет транспортный налог за 2003г. в сумме 53 675 руб., за полугодие 2004г. в сумме 53 675 руб. (пункт 2.8 акта проверки).

В нарушение пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ учреждением не перечислялся в бюджет налог на доходы физических лиц с суммы выплаченной заработной платы в дни фактического получения денежных средств на выплату дохода. Так, проверкой установлено, что задолженности по налогу на доходы на день проверки составила 501 324,76 руб. При этом, задолженность по налогу на доходы согласно приложения к акту проверки указана по состоянию на 31.03.2005г.

В нарушение пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ в облагаемый налогом доход учреждением не включена сумма, выплаченная как материальная помощь Скуратовой Л.П. по приказу № 9 от 28.01.2004г. в сумме 2000 руб. Налог на доходы не исчислен и не уплачен в сумме 260 руб.

В нарушение пунктов 3, 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение предоставляло стандартные налоговые вычеты в 2003г. сотрудникам, доход которых, исчисленный нарастающим итогом в начала налогового периода превысил 20 000 руб. Налог на доходы физических лиц не исчислении и не уплачен в сумме 468 руб.

В нарушение пункта 3 статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение в 2003г. предоставило стандартный налоговый вычет Федоровой Г.Ф. до сентября 2003г., при фактическом превышении дохода в 20 000 руб., в июле 2003г., исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода. Налог на доходы физических лиц не исчислен и не уплачен в сумме 104 руб.

В нарушение пунктов 3, 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение в 2003г. предоставило стандартный налоговый вычет Константинову С.М.целый год, при фактическом превышении дохода в 20 000 руб. в ноябре 2003г., исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода. Налог на доходы физических лиц не исчислен и не уплачен в сумме 182 руб.

В нарушение пункта 3 статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение в 2003г. предоставило стандартный налоговый вычет Степанову А.Н.до июня 2003г. при фактическом превышении дохода в 20 000 руб. в мае 2003г., исчисленного с начала налогового периода. Налог на доходы физических лиц не исчислен и не уплачен в сумме 52 руб.

В нарушение пунктов 3, 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение в 2003г. предоставило стандартный налоговый вычет Егорову Р.А до мая 2003г. при фактическом превышении дохода в 20 000 руб. в апреле 2003г., исчисленного с начала налогового периода. Налог на доходы физических лиц не исчислен и не уплачен в сумме 130 руб.

В нарушение статьи 218 Налогового кодекса РФ учреждение в 2004г. предоставило стандартный налоговый вычет в двойном размере Федоровой Г.Ф. за январь-февраль 2004г. Налог на доходы физических лиц не исчислен и не уплачен в сумме 104 руб.

Всего за проверяемый период не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 1 300 руб.

На основании акта проверки налоговым органом принято решение № 298 от 28.04.2005г. о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной

пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 25149,16 руб., в том числе за неполную уплату

-налога на добавленную стоимость – 13 151,59 руб.,

-налога с продаж – 1 262,57 руб.,

-транспортного налога – 10 735 руб.,

статьей 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 100 431,35 руб. за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Требованиями № 526, 541 от 28.04.2005г. учреждению предложено в срок до 09.05.2005г. в добровольном порядке уплатить штраф в общей сумме 125 580,51 руб. в соответствующий бюджет.

Неисполнение учреждением указанных требований явилось основанием для предъявления налоговым органом заявления в суд.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Как следует из материалов дела, учреждением в нарушение действующего налогового законодательства осуществлено занижение и неполная уплата налога на добавленную стоимость, налога с продаж, транспортного налога по фактам изложенным выше. Указанные нарушения по существу учреждением не оспорены.

Таким образом, суд считает обоснованным привлечение учреждения к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 25 149,16 руб.

Статьей 226 Налогового кодекса РФ установлена обязанность организаций, являющихся налоговыми агентами, по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате сумм налога на доходы физических лиц. В соответствии с пунктом 2 данной статьи налоговый агент производит исчисление налога со всех доходов налогоплательщика, источником которого является налоговый агент. Пункт 6 статьи 226 Кодекса устанавливает обязанность налогового агента по перечислению суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

Статья 123 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20% от суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

Материалами дела установлено, что учреждением, в нарушение норм налогового законодательства не исчислен налог на доходы физических лиц в размере 1 300 руб. в связи с неправомерным предоставлением работникам стандартных налоговых вычетов. Также установлено несвоевременное и не полное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц. Однако, как указывает налоговый орган в акте проверки задолженность в сумме 501324,76 руб. исчислена по состоянию на 31.03.2005г., в то время как проверкой охвачен период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. Согласно же приложения к акту проверки задолженность учреждения по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 31.12.2004г. составила 448 257,18 руб.

Таким образом, обоснованным является штраф на основании статьи 123 Налогового кодекса РФ в сумме 89 911,43 руб.

Вместе с тем, суд учитывает, что одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Поэтому в силу налогового законодательства при назначении наказания налоговые органы и суд обязаны учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ устанавливает, что смягчающими обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Статья 114 Кодекса предусматривает, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение конкретного налогового правонарушения.

Суд, учитывая статус учреждения, являющегося государственным образовательным учреждением и, соответственно, не имеющем денежных средств на уплату штрафа, считает возможным признать данные обстоятельства смягчающими ответственность, в связи с чем уменьшает размер штрафа до 62 790 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на учреждение пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 110, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Республиканского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Цивильский сельскохозяйственный техникум" Министерства сельского хозяйства ЧР, зарегистрированного администрацией Цивильского района Чувашской Республики 21.06.2000г., расположенного в г. Цивильск ЧР, ул. П. Иванова, д. 9, в соответствующий бюджет 62 790 руб. штрафа, 2005,8 руб. госпошлины в федеральный бюджет.

Уплату госпошлины произвести в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Документы об уплате представить в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                 М.Н. Кириллова