НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чукотского АО от 23.05.2022 № А80-119/2022

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-119/2022

23 мая 2022 года

Решение в виде резолютивной части принято 23 мая 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Козловой Л.Д., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без ведения протокола заседания и вызова сторон, дело по исковому заявлению от 16.12.2021 № 2021-5566-10197

государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244)

к обществу с ограниченной ответственностью «Билибиноавиа» (ОГРН 1088706000162, ИНН 8703010230)

о взыскании ущерба в размере 1064,86 руб.

установил:

государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – истец, Пенсионный фонд) обратилось 28.03.2022 в арбитражный суд с иском от 16.12.2021 № 2021-5566-10197 к обществу с ограниченной ответственностью «Билибиноавиа» (далее – ответчик, общество) о взыскании ущерба в размере 1064,86 руб., возникшего в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 в отношении Первухиной Елены Викторовны.

Заявленные требования мотивированы тем, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации и корректировок Первухиной Е.В. за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 в сумме 1064,86 руб. осуществлена работающему пенсионеру по вине ООО «Билибиноавиа» несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М на указанное застрахованное лицо за октябрь 2020 года.

Определением суда от 31.03.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В порядке подготовки дела в срок до 21 апреля 2022 года предложено представить в суд - истцу: формы СЗВ-М исходные и дополняющие за отчетный период: октябрь 2020, представленные ответчиком, с протоколами проверки отчетности; акт, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме № СЗВ-М за отчетный период: октябрь 2020 г.; решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии); распоряжение о перерасчете пенсии с учетом индексации и корректировок; решение об индексации пенсии за спорный период; Ответчику: сведения в отношении Первухиной Елены Викторовны (место жительства, ИНН); мотивированный отзыв на заявленные исковые требования в порядке статьи 131 АПК РФ со ссылками на нормативные правовые акты с приложением доказательств в обоснование своей позиции и приложением документа, подтверждающего полномочия на подписание отзыва, доказательства направления отзыва истцу. В случае несогласия с расчетом исковых требований, представить контррасчет и пояснительную записку к нему со ссылкой на документы.

Лицам, участвующим в деле, предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений (отзыва) в обоснование своей позиции, в срок до 18 мая 2022 года. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок (до 21 апреля 2022 года).

Определение от 31.03.2022 своевременно опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://kad.arbitr.ru/ в разделе «Картотека арбитражных дел» и в целях доступа к материалам дела в электронном виде направлено лицам, участвующим в деле, по юридическим адресам, указанным в выписке из ЕГРЮЛ.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения сторон.

Истец во исполнение определения суда от 31.03.2022 представил письменные пояснения от 22.04.2022 № 2022-5566-5938 с приложением распоряжения УПФР в г. Чите (межрайонное) (Клиентская службы (на правах отдела) (в Петровск - Забайкальском районе) от 15.12.2020 о перерасчете размера пенсии по инвалидности гр. Первухиной Е.В. с учетом индексации с 01.01.2021 по 04.06.2031, решение ОПФР по Забайкальскому краю от 15.12.2020 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) гр. Первухиной Е.В. с 01.01.2021, представленные страхователем - ООО «Билибиноавиа» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2020 по типу «исходная» с протоколом проверки отчетности, дополняющие сведения от 15.03.2021 за отчетный период октябрь 2020 с протоколом проверки отчетности, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды ноябрь 2020, декабрь 2020, январь 2021, февраль 2021 с протоколами проверки указанных отчетностей.

Ответчик определение суда от 31.03.2022 не исполнил, отзыв на заявленные исковые требования не представил.

Возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от сторон не поступило.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ решение в виде подписания судом резолютивной части принято 23 мая 2022 года.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «Билибиноавиа» (страхователь) 10.11.2020 представило в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом «исходная» за октябрь 2020 год, в которых отсутствовали сведения в отношении гр. Первухиной Е.В. (л.д. 33-34).

В представленной страхователем 07.12.2020 в Пенсионный фонд отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 год содержались сведения о гр. Первухиной Е.В. (л.д. 37-38).

В связи с отсутствием сведений за октябрь 2020 года в отношении застрахованного лица Первухиной Е.В. Пенсионным фондом принято решение от 15.12.2020 о выплате гр. Первухиной Е.В. с 01.01.2021 страховой пенсии по инвалидности с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в общем размере 8982,90 руб. (л.д. 32).

Страхователь 15.03.2021 представил дополнительные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2020 год в отношении гр. Первухиной Е.В., с этой даты Пенсионный фонд установил факт излишней выплаты гр. Первухиной Е.В. пенсии за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 в сумме 1064,86 руб.

На основании этих сведений Пенсионный фонд составил заключение от 23.06.2021 № 2021-217з о причинах несвоевременного отражения данных о факте работы ЗЛ, и составил протокол от 05.07.2021 № 1288 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат (л.д. 11-13).

В целях досудебного урегулирования спора 20.12.2021 Пенсионный фонд направил в адрес общества претензию от 12.11.2021 № 2021-5566-7638 с требованием о возмещении излишнее выплаченной суммы работающему пенсионеру пенсии в части произведенной индексации в размере 1064,86 руб. (л.д. 14-15, 16-17), которая оставлена ООО «Билибиноавиа» без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

Таким образом, для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие вреда и его размера; противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков; наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями; вина причинителя вреда, доказанность существования всех этих условий ответственности в их совокупности.

В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», вступившим в силу с 01.01.2016 года, статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон о персонифицированном учете) дополнена пунктом 2.2, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона о персонифицированном учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете, страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона о персонифицированном учете).

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Согласно пункту 25 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

В части 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

На основании части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В рассматриваемый период действовали Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее – Правила № 885н).

Согласно пункту 84 Правил № 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 85 Правил № 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В силу пункта 88 Правил № 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил №885н).

Из содержания приведенных пунктов Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил № 885н).

В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.

Частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).

Совместный анализ положений частей 1-3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях позволяет сделать вывод, что работодатель несет ответственность в случае предоставления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в виде возмещения пенсионному органу причиненного ущерба.

Таким образом, ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду, наступает при совокупности обстоятельств: если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

Из содержания изложенных выше норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу или нет, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору по форме СЗВ-М.

Последующее удержание излишне выплаченной пенсии из пенсии работающего пенсионера не производится в силу части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.

Согласно позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015 действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий пенсионного фонда при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.

Следовательно, вопросы взыскания ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений (персонифицированного) учета рассматриваются при участии пенсионного фонда и работодателя-страхователя, без предварительного обращения к пенсионеру - выгодоприобретателю.

Частью 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях именно пенсионный фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).

Истец в обоснование своей правовой позиции указывает на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации и корректировок Первухиной Е.В. за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 в сумме 1064,86 руб. осуществлена работающему пенсионеру по вине ООО «Билибиноавиа», несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М на указанное застрахованное лицо за октябрь 2020 года.

Из материалов дела следует, что действительно сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года ответчиком представлены 10.11.2020 без учета в данной форме сведения о гр. Первухиной Е.В. (л.д. 33-34). Факт выплаты пенсии сторонами не оспаривается.

Вместе с тем на момент принятия 15.12.2020 решения об индексации пенсии гр. Первухиной Е.В. из поступивших 07.12.2020 сведений об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года (л.д. 37-38), пенсионный фонд знал, что указанный пенсионер осуществляет трудовую деятельность, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.01.2021, имел возможность своевременно отреагировать на представленные страхователем 07.12.2020 сведения и обратиться в ООО «Билибиноавиа» за разъяснениями.

Пенсионный фонд, в силу положений статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) – 15.12.2020 мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М только за октябрь 2020 года.

В силу части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено в статье 1 Закона о персонифицированном учете, индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, факт работы должен устанавливаться пенсионным фондом не со ссылкой на конкретный отчет СЗВ-М за определенный календарный месяц (в рассматриваемом случае за октябрь 2020 год), а на основании сведений индивидуального персонифицированного учета работника в целом, как системы непрерывного сбора, обобщения и учета информации о застрахованном лице (аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2021 № Ф03- 5895/2020).

В нарушение вышеуказанных норм, пенсионный фонд, получив от страхователя сведения о факте осуществления гр. Первухиной Е.В. работы в последующие периоды, начиная с ноября 2020 года, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, не только приняло решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), но и приступило к спорным выплатам с января 2021 года.

Следовательно, переплата пенсии возникла по причине неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 № 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 № 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении мер гражданско-правовой ответственности.

При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 № 5-П).

Согласно статьям 15 и 1083 ГК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

Отсутствие доказательств наличия хотя бы одного из перечисленных обстоятельств влечет недоказанность наличия состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельства суд исходит из наличия у пенсионного фонда на дату принятия решения об осуществлении спорных выплат актуальных сведений за последующие месяцы в отношении Первухиной Е.В., в связи с чем обязанность ответчика возместить истцу ущерб не возникла. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения ущерба в сумме 1064,86 руб., истцом не доказана, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в соответствии со статьей 105 АПК РФ, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска в суде, в связи с отказом в удовлетворении исковых требования правовых оснований для взыскания государственной пошлины по настоящему делу не имеется.

Руководствуясь статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю в удовлетворении искового заявления о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Билибиноавиа» ущерба в размере 1064,86 руб., возникшего в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 в отношении Первухиной Елены Викторовны.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Чукотского автономного округа, в порядке, предусмотренном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья Л.Д. Козлова