НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чукотского АО от 22.08.2019 № А80-208/19

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                  Дело № А80-208/2019

22 августа 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 22.08.2019

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Юлии Владимировны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Ананьина Алексея Викторовича (ОГРНИП  311753611500102, ИНН 753608376300) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе (ОГРН 1108709000355, ИНН 8709013290) о взыскании задолженности по государственному контракту в размере 510000 рублей,

и встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе к индивидуальному предпринимателю Ананьину Алексею Викторовичу о взыскании неустойки в размере 2027250 рублей и возложении обязанности по исполнению предусмотренных государственным контрактом обязательств,

в отсутствие лиц, участвующих в деле

установил:

индивидуальный предприниматель Ананьин Алексей Викторович (далее – ИП Ананьин А.В., предприниматель, исполнитель) обратился в арбитражный суд с иском к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе (далее – ТУ Росимущества в ЧАО, Управление, заказчик) о взыскании 510000 рублей задолженности по государственному контракту от 26.07.2018 № 1/2018.

ТУ Росимущества в ЧАО обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением ИП Ананьину А.В. о взыскании 2027250 рублей неустойки и возложении обязанности исполнить все обязательства по названному государственному контракту.

Исковое заявление ИП Ананьина А.В. принято к производству определением от 29.04.2019. Встречное исковое заявление принято судом к производству определением от 17.05.2019.

Определением суда от 06.06.2019 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, судебное заседание назначено 08 июля 2019 года.

Определением от 08.07.2019 судебное заседание отложено на 12.08.2019.

Протокольным определением от 12.08.2019 с целью предоставления ИП Ананьиным А.В. дополнительных доказательств судебное заседание отложено на 16 час. 30 мин. 22.08.2019.

ТУ Росимущества в Чукотском АО представлено возражение на исковое заявление.

23.05.2019 предпринимателем представлен отзыв на встречное исковое заявление, 13.06.2019 дополнительные пояснения по возражению на исковое заявление.

В настоящее судебное заседание явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе)

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

ЕИС должна содержать информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов, в том числе извещение, протоколы, контракты и иную информацию и документы.

В силу статьи 54 Закона о контрактной системе, по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса  подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Таким образом, Законом о контрактной системе определен порядок заключения контракта и сроки совершения сторонами действий по его заключению.

18.06.2018 на сайте госзакупок размещено извещение о проведении открытого конкурса № 018810000331800005 на выполнение кадастровых работ по подготовке технических планов для постановки на кадастровый учет объектов казны Российской Федерации в Чукотском автономном округе.

Протоколом от 16.07.2018 предприниматель по результатам оценки заявок признан победителем. По техническим причинам протокол от 16.07.2018, а равно государственный контракт не размещены в установленные сроки в ЕИС.

Протокол и государственный контракт, подписанный со стороны заказчика, направлены ИП Ананьину А.В. по почте 19.07.2018 и получены им 16.08.2018.

В установленный Законом о контрактной системе 10-дневный срок исполнителем оформлена банковская гарантия от 31.08.2018 и контракт, подписанный предпринимателем 03.09.2018, направлен заказчику.

При таких обстоятельствах, датой заключения контракта правомерно указана дата 03.09.2018, поскольку информация ЕИС содержит сведения о размещении  протокола оценки заявок от 16.07.2018 только 01.10.2018,  а сведения о контракте, его заключении отсутствуют. Возражений относительно даты заключения контракта 03.09.2018 Управлением не представлено, иная дата заключения контракта не указана.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что государственный контракт подписывался сторонами повторно 22-24.10.2018. Изменения, внесенные в контракт не обоснованы, пояснений данному обстоятельству не представлено.

По результатам проведения конкурсной процедуры ИП Ананьин А.В. и ТУ Росимущества в ЧАО заключили государственный контракт №1/2018.  

 В соответствии с условиями документации и пунктом 1.1. контракта, государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя ответственность за выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана для постановки на кадастровый учет объектов казны Российской Федерации в Чукотском автономном округе в соответствии с перечнем объектов, указанных в Приложении № 1 настоящего контракта.

         Техническим заданием на выполнение работ по контракту предусмотрено изготовление исполнителем технических планов и технических паспортов по 5 объектам, расположенным на аэродроме Мыс Шмидта в п. Мыс Шмидта, Чукотского автономного округа.

Исполнитель должен оказать услуги с момента заключения государственного контракта по 01 октября 2018 года (пункт 1.3 контракта).

Общий срок выполнения работ по условиям конкурсной документации и условий контракта составляет 60 дней.

Цена контракта составляет 510000 рублей, включая все затраты связанные с выполнением обязательств по контракту, страхование, уплату налогов и других обязательных платежей, связанных с оказанием услуг, в том числе затраты на приобретение материалов и транспортные расходы (пункты 2.1, 2.2 контракта).

Оплата осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течении 10 банковских дней с момента выполнения обязательств по контракту, представления счета-фактуры и подписания сторонами акта оказанных услуг.

Контракт вступает в силу с момента (даты) подписания его обеими сторонами и прекращает действие после выполнения сторонами своих обязательств и завершения взаиморасчетов, но не позднее 1 октября 2018 года (пункт 3.1 контракта).

В случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход оказания услуг или делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, исполнитель обязан немедленно поставить об этом в известность государственного заказчика (пункт 4.1.7 контракта).

Сдача и прием оказанных услуг осуществляется  в порядке, определённом разделом 6 контракта.

Сдача-прием оказанных услуг производится сторонами по акту о приеме оказанных услуг в течение семи дней с момента завершения оказания услуг.

Приемка оказанных услуг осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в соответствии с установленным порядком, действовавшим на дату его подписания на соответствие их количества, объемов и качества.

В случае неисполнения, ненадлежащего исполнения (в том числе просрочки исполнения) исполнителем своих обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере 2,5% от цены контракта, указанной в пункте 2.1 контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.

Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (пункт 7.3 контракта).

Согласно пункту 7.10 контракта заказчик вправе осуществить взыскание неустойки и /или штрафа в бесспорном порядке, без согласия исполнителя, путем удержания суммы неустойки и/или штрафа при окончательном расчете с исполнителем.

16.08.2018 ИП Ананьиным А.В. получено письмо ТУ Росимущества в ЧАО от 19.07.2018 № 01-23/668 о направлении государственного контракта от 26.07.2018, а также протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 16.06.2018 № 0188100003318000005.

31.08.2018 предприниматель получил банковскую гарантию №38258 ПАО «Промсвязь банк», 03.09.2018 контракт подписан исполнителем и направлен в адрес ТУ Росимущества в ЧАО.

Из представленных авиабилетов следует, что для выполнения работ исполнитель прибыл 24.09.2018 в п. Мыс Шмидта. В период с 25-27 сентября 2018 года исполнителем проводились работы на объектах заказчика, что следует из представленных файлов съемки координат на местности.

Из представленной переписки сторон в электронной форме, следует, что исполнителем, начиная с 22.11.2018, истребовалась у заказчика недостающая документация по объектам казны для завершения работ по контракту.

Письмом, направленным 13.12.2018 по электронной почте на сайт ТУ Росимущества в ЧАО Ананьин А.В. обратился к заказчику с просьбой заполнить приложенные к файлу декларации на объекты.

19.12.2018 предприниматель повторно обратился к заказчику  с вышеуказанным письмом.

Письмом  № 01-23/1177 от 19.12.2018 Управление указало предпринимателю, что заполнение декларации об объекте недвижимости в обязанности заказчика по условиям контракта не входит. Просило представить объяснения по непредставлению в срок услуг по контракту.

Предприниматель письмом от 19.12.2018 № 53 пояснил, что поскольку отсутствует какая-либо техническая документация на объекты, то для завершения работ ему необходима декларация, которую он просил подписать заказчика, обращаясь к нему не как к стороне договора, а как к правообладателю этих объектов.

 Письмом  №01-23/1199 от 25.12.2018 ТУ Росимущества в Чукотском АО обратилось к ИП Ананьину А.В. с требованием в кратчайшие сроки, но не позднее 27.12.2018 представить результат выполненных работ по контракту.

В ответ на вышеуказанное письмо, исполнитель письмом от 25.12.2018 №55 сообщил заказчику, что для завершения работ необходимы декларации, которые он направлял 13.12.2018 и 19.12.2018 на электронный адрес заказчика.

26.12.2018, после получения деклараций об объектах недвижимости от ТУ Росимущества в ЧАО, ИП Ананьин А.В. направил в адрес заказчика пять технических планов для постановки на кадастровый учет и регистрации права на пять объектов, акт сдачи-приемки работ от 26.12.2018, счет № 1/2018 от 26.12.2018 на сумму 510000 руб.

ТУ Росимущества в ЧАО письмом № 01-23/14 от  14.01.2019 указало исполнителю, что на основании пунктов 7.3, 7.10 контракта ему необходимо в ближайшее время оплатить неустойку, которая по состоянию на 14.01.2019 составляет 586500 руб., а также о необходимости направить технические планы на объекты, указанные в приложении № 1 контракта в адрес заказчика.

Исполнитель 14.02.2019 обратился в адрес Управления с досудебной претензией, которой требование об уплате неустойки не признает в полном объеме, считает, что задержка выполнения работ произошла исключительно по вине заказчика, просит повторно подписать акты сдачи-приемки работ и оплатить выполненные работы.

Отсутствие оплаты выполненных работ явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

ТУ Росимущество в ЧАО обратилось с претензией к исполнителю об уплате неустойки, исчисленной  по состоянию на 14.01.2019, в размере 586500 руб.

Требование претензии оставлено исполнителем без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к истцу.

Рассмотрев доводы сторон, установив обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как было установлено и не оспорено сторонами, контракт на выполнение работ был заключен 03.09.2018 и при установленном сроке выполнения работ в 60 дней обязательства должны быть исполнены до 03.11.2018.

Взаимоотношения сторон в рамках контракта регулируются положениями Закона о контрактной системе,  главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

Статьями 759, 760 ГК РФ определено, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором, согласовывать готовую техническую документацию, передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

В силу статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.

Поскольку предметом государственного контракта являлись кадастровые работы, а результатом работ являлся технический план  объекта, то в обязанности заказчика входило передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Техническое задание к государственному контракту, а равно сам государственный контракт не содержат перечня технической документации, подлежащей передаче заказчиком исполнителю, сроков такой передачи, обязанностей исполнителя требовать представления документации либо обязанности по ее самостоятельному получению.

Пунктом 4 Технического задания, пунктом 1.2 государственного контракта определено, что выполнение работ должно осуществляться в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития от 18.01.2012 № 14, Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иными законодательными актами.

Ввиду того, что государственный контракт не содержит специальных условий относительно порядка представления исходной документации для подготовки технических планов, подлежат применению нормы гражданского законодательства об обязанности заказчика такую документацию передать в момент заключения договора.

В государственном контракте стороны не предусмотрели его регулирование положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вместе с тем указанный закон регулирует вопросы, касающиеся порядка государственной регистрации объектов недвижимости, а также документов и требований к ним, необходимых для такой регистрации.

В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Частью 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости установлено, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования (результат кадастровых работ кадастрового инженера, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Статьей 24 указанного Закона определено, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В техническом плане указываются:

сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;

2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

 Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" установлено, требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений устанавливают правила оформления технического плана объекта недвижимости.

Из пункта 20 указанных Правил следует, что сведения о здании, сооружении, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, а при ее отсутствии, а также в отсутствие технического паспорта объекта недвижимости, на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

Из приведенных положений следует, что технические планы, являющиеся результатом работ по государственному контракту, должны включать в себя декларацию, составленную и заверенную правообладателем объекта недвижимости.

Доказательств принятия предпринимателем мер, направленных на получение декларации об объектах недвижимости до 13.12.2018 в материалы дела не представлено.

Из материалов дела следует и установлено судом, что исполнитель впервые обратился с письмом к заказчику, являющемуся правообладателем объектов недвижимости за получением необходимых сведений и оформлением декларации 13.12.2019, повторно такое письмо было направлено 19.12.2018. 25.12.2019 предприниматель еще раз обратился с требованием о направлении деклараций об объектах недвижимости, на которое декларации были представлены, после чего работы завершены и технические планы направлены в Управление.

Ссылка предпринимателя на устные обращения и письма от ТУ Росимущества в ЧАО о направлении информации от иных органов относительно регистрации объектов и их учете, датированные ноябрем 2018 года не являются доказательствами обращения исполнителя к заказчику за получением необходимых данных (декларации), а равно не подтверждают принятие исполнителем мер, направленных на получение деклараций от правообладателя объектов.

После представления заказчиком заполненных деклараций технические планы с прилагаемыми документами направлены в ТУ Росимущества в ЧАО в электронном виде и получены им по электронной почте 27.12.2018, что подтверждается электронными сообщениями, письмом Управления в УФАС России по ЧАО и не оспаривается заказчиком.

Таким образом, при сроке исполнения обязательств по контракту по 02.11.2018 (03.09.2018+60 дней), фактически работы исполнителем выполнены, и результат передан заказчику 26.12.2018, т.е. с просрочкой в 54 дня.

Доводы предпринимателя о том, что просрочка исполнения наступила по вине заказчика, как основание для освобождения от ответственности, подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок.

Пунктом 2 приведенной нормы установлено, подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

До истечения установленного Контрактом срока окончания выполнения работ, который определен исходя из фактической даты заключения контракта и после его истечения предпринимателем работы не приостановлены, заказчика о невозможности выполнения работы в установленный срок ввиду непредставления исходных данных, исполнитель не уведомил, следовательно, не вправе ссылаться на то, что невыполнение работ явилось следствием нарушений со стороны заказчика.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).

Как следует из условий государственного контракта, исполнитель обязан был выполнить работы и предоставить заказчику технические планы, соответствующие установленным требованиям, по одному экземпляру  на каждый объект (пункты 1.1, 4.1.1, 6.1 контракта, пункт 4.3 технического задания).

Судом установлено, что результат работ по государственному контракту получен заказчиком 27.12.2018, одновременно, предпринимателем направлен акт сдачи-приемки работ от 26.12.2018 и счет № 1/2018 от 26.12.2018 на сумму 510000 руб.

Указание в контракте обязанности по изготовлению технических паспортов является необоснованным, поскольку законодательством изготовление технических паспортов на объекты недвижимости не предусмотрено, такой документ и порядок его подготовки и учета в нормативных актах не поименован в качестве основания для регистрации объектов. Из переписки сторон в ходе исполнения контракта, а также встречного иска, отзывов и позиций сторон усматривается, что результатом выполнения работ по контракту должны являться именно технические планы.

Из анализа положений статей 711, 762 ГК РФ следует, что, обязательства заказчика по оплате работ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ возникают после завершения работ и передачи результата работ заказчику, если иное не предусмотрено условиями договора.

По правилам части 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Согласно данной норме оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (пункт 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

При этом в силу части 2 статьи 65 АПК РФ именно заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.

В своих возражениях и встречном иске Управление указывает на непредставление результата работ, имея ввиду отсутствие технических планов на бумажном носителе. Вместе с тем положениями Закона о регистрации недвижимости, а также условиями государственного контракта не предусмотрено представление результата работы заказчику на бумажном носителе, за исключением случая, если такое условие оговорено заказчиком и подрядчиком в заключенном ими договоре на выполнение работ (статья 24 Закона о регистрации недвижимости).

Спорный контракт условия о форме представления технических планов не содержит.

Поскольку обязательства исполнителем по государственному контракту исполнены, результат работ передан заказчику, мотивы отказа от подписания акта, доводы и возражения относительно качества выполненной работы заказчиком не представлены ни в ходе досудебного урегулирования, ни в судебном заседании, требования предпринимателя об оплате выполненной работы следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

Рассмотрев встречное требование ответчика о взыскании неустойки в размере 2027250 руб., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работ.

Пунктом 7.3 государственного контракта стороны согласовали условие об ответственности исполнителя (в том числе просрочки исполнения) за нарушение обязательств в виде неустойки в размере 2,5% от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных, которая начисляется за каждый день просрочки.

ТУ Росимущества в ЧАО заявило о взыскании неустойки, начисленной на сумму 510000 руб. на 29.03.2018 в размере 2027250 руб. Указанная сумма уменьшена ответчиком на сумму удержанных с предпринимателя 510000 руб. стоимости выполненных работ.

При этом, в претензионном письме от 14.01.2019 Управлением произведен расчет и выставлено требование о неустойке на сумму 586500 руб., которая начислена по 26.12.2018 (дату исполнения обязательств истцом).

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что неустойка начислена на всю стоимость по контракту, работы до настоящего времени не выполнены, в связи с чем расчет произведен по состоянию на 29.03.2019 – дату подготовки встречного иска.

В силу статей 330, 332 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей в период взаимоотношений сторон по контракту) установлено, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 6 указанной нормы, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).

  Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (редакция от 30.08.2017)

Пунктами 10, 11 Правил установлено, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, расчет неустойки и требование встречного истца о ее взыскании в полном объеме являются неправомерными, не обоснованы, противоречат нормативному регулированию, а также имеются разночтения в самих требованиях, выставленных предпринимателю в рамках досудебного регулирования и в исковом заявлении.

Начисление неустойки исполнителю по контракту произведено Управлением с грубым нарушением Закона о контрактной системе и вышеназванных Правил, так как исполнителю предъявлено требование о неустойке, которая в 5 раз превышает цену контракта, что нельзя признать допустимым со стороны государственного органа.

В рамках настоящего спора установлено, что просрочка исполнителя, при отсутствии установленной вины заказчика и факта приостановления работ, составила 54 дня (с 03.11.2018 по 26.12.2018 включительно). Предпринимателем заявлено о применении статьи 333 ГК РФ и уменьшении неустойки до размера, установленного Правилами. В собственном расчете предприниматель уменьшил цену контракта на сумму работ, фактически исполненных к 01.10.2018.

Статья 333 ГК РФ предусматривает право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.

Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.

В настоящем споре суд установил, что исполнитель, в порядке статьи 716 ГК РФ не приостановил работы и не уведомил об этом заказчика. Вместе с тем, именно непредставление заказчиком, как правообладателем, исполнителю деклараций об объектах недвижимости, явилось причиной нарушения сроков выполнения работ. Кроме того, суд принимает во внимание и процедуру заключения государственного контракта, которая проведена заказчиком с существенными нарушениями Закона о контрактной системе, такие нарушения привели к неосведомленности участника конкурса о результатах рассмотрения его заявки и статуса победителя, и как следствие, к заключению контракта за пределами сроков, отведенных для этих целей Законом о контрактной системе, а также размещение заказчиком в ЕИС протокола оценки заявок на участие в конкурсе лишь 01.10.2018 и «переподписание» контракта 24.10.2018, включение в него услуг в области картографии, которые в конкурсной документации (проекте контракта) отсутствовали.

Установленный контрактом размер неустойки является явно несоразмерным – 2,5%  от цены контракта против 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, и влекущим для ТУ Росимущества в ЧАО такое финансовое преимущество, которое не соотносится с просрочкой исполнения обязательств, и ставит исполнителя по контракту, являющегося физическим лицом, в условия, при которых выполнив работу стоимостью в 510000 руб., с нарушением срока в 54 дня, предприниматель должен уплатить государственному органу неустойку в размере порядка 2500000 руб. Такое условие контракта является кабальным и не может быть признано судом применимым в рассматриваемой ситуации.

Указанные обстоятельства суд признает достаточными для применения положений статьи 333 ГК РФ и уменьшения размера неустойка до размера, установленного Правилами № 1042.

По расчету суда размер подлежащей взысканию с ИП Ананьина А.В. неустойки должен составить  6655,50 руб. (510000 руб.*54*1/300*7,25%).

Доводы предпринимателя о расчете неустойки от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически выполненной работы в срок, подлежат отклонению судом. Условия государственного контракта не предусматривают выполнение работы по частям, этапы исполнения обязательств контрактом не предусмотрены, представленный расчет в части объема выполненной работы в срок и его стоимостную оценку не представляется возможным проверить. Расчет является предположительным и не может служить основанием для обоснования суммы неустойки в размере 540,61 руб. 

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 АПК РФ).

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При обращении в арбитражный суд истец понес расходы по уплате государственной пошлины в размере 13200 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в связи с удовлетворением иска.

ТУ Росимущество в ЧАО освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 НК РФ, следовательно, государственная пошлина при обращении в арбитражный суд со встречными требованиями не уплачивалась.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

С учетом удовлетворения судом встречного иска частично, государственная пошлина в размере 109 руб. (пропорционально сумме государственной пошлины в размере 33136 руб., исчисленной от размера встречных исковых требований – 2027250 руб.) подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

В части 5 статьи 170 АПК РФ установлено, при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

Поскольку исковые требования удовлетворены, встречные требования удовлетворены судом частично, необходимо произвести зачет требований.

Руководствуясь статьями 104, 110, 169-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить, встречные исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе (ОГРН 1108709000355, место нахождения 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков 10, пом 1-2, дата государственной регистрации 15.10.2010, ИНН 8709013290) в пользу индивидуального предпринимателя Ананьина  Алексея Викторовича (ОГРНИП 311753611500102, место рождения пос. Ксеньевка Могочинского района Читинской обл., дата рождения 24.09.1975, место нахождения 672049 забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 51, кв. 78, дата государственной регистрации 25.04.2011, ИНН 753608376300) задолженность по государственному контракту № 1/2018 в размере 510000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 13200 руб., а всего 523200 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ананьина  Алексея Викторовича (ОГРНИП 311753611500102, место рождения пос. Ксеньевка Могочинского района Читинской обл., дата рождения 24.09.1975, место нахождения 672049 забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 51, кв. 78, дата государственной регистрации 25.04.2011, ИНН 753608376300)  в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе (ОГРН 1108709000355, место нахождения 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков 10, пом. 1-2, дата государственной регистрации 15.10.2010, ИНН 8709013290) неустойку за нарушение сроков исполнения обязательств по государственному контракту № 1/2018 за период с 03.11.2018 по 26.12.2018 в размере 6655,50 руб. В удовлетворении остальной части встречного иска отказать.

Произвести зачет удовлетворенных судом требований и окончательно взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе (ОГРН 1108709000355, место нахождения 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков 10, пом. 1-2, дата государственной регистрации 15.10.2010, ИНН 8709013290) в пользу индивидуального предпринимателя Ананьина  Алексея Викторовича (ОГРНИП 311753611500102, место рождения пос. Ксеньевка Могочинского района Читинской обл., дата рождения 24.09.1975, место нахождения 672049 забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 51, кв. 78, дата государственной регистрации 25.04.2011, ИНН 753608376300) 516544,50  руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ананьина Алексея Викторовича (ОГРНИП 311753611500102, место рождения пос. Ксеньевка Могочинского района Читинской обл., дата рождения 24.09.1975, место нахождения 672049 забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 51, кв. 78, дата государственной регистрации 25.04.2011, ИНН 753608376300) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 109 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьями 188, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                        Ю.В. Дерезюк