НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Чукотского АО от 13.10.2008 № А80-223/2008

Арбитражный  суд  Чукотского  автономного  округа

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                           Дело № А80-223/2008

резолютивная часть решения объявлена 13.10.2008

полный текст решения изготовлен 17.10.2008

Судья Арбитражного суда Чукотского автономного округа  Шепуленко М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тогошиевым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотстройзаказчик» о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу от 30.06.2008 № 18,

при участии:

от государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотстройзаказчик»  - Дедов А.В. (доверенность от 17.09.2008)

от Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу – Журун О.В. (доверенность от 15.01.2008 № 14-23/00410)

у с т а н о в и л:

Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотстройзаказчик»  (далее – ГП ЧАО «Чукотстройзаказчик», Предприятие)  обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган)  от 30.06.2008 № 18.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании решения заместителя руководителя Инспекции от 21.04.2008 № 18 была проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от  28.05.2008 № 13, в котором отражены допущенные, по мнению налогового органа, правонарушения и вынесено решение от 30.06.2008 № 18 о привлечении налогоплательщика к ответственности.

По решению налогового органа ГП ЧАО «Чукотстройзаказчик» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм налога на имущество организаций за 2006 год с наложением штрафа в размере 3 096 255,0 руб., Предприятию доначислено 3 461 207,38 пени по налогу на имущество, предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 2006 год в сумме 10 870 690,0 руб. и предложено уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в сумме 3 116 273,0 руб.

В заявлении Предприятие указало следующее:

Инспекцией необоснованно включен в налоговую базу по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2006 года объект незавершённого строительства «Здание аэровокзала «Анадырь». Данный объект был построен по трёхстороннему договору инвестирования между Предприятием (Заказчик), департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Застройщик) и некоммерческой организацией «Фонд «Территория» от 15.10.2004 № 48/2004. В соответствие с условиями данного договора права распоряжения, владения и пользования объектом возникают у Чукотского автономного округа. Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство», утверждённого приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167 (далее – ПБУ 2/94) затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершённого строительства до из ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору. В соответствие с пунктом 1.4. Положения  по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций, утверждённого приказом Минфина России от 30.12.1993 № 160 (далее - Положение № 160) организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками. Под застройщиками для целей настоящего Положения понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении указанных функций, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. Пунктом 3.1.1 Положения № 160 установлено, что до окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете «Капитальные вложения», составляют незавершенное строительство.

Исходя из изложенного, до передачи объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» Инвестору (Застройщику) в соответствие с условиями договора от 15.10.2004 № 48/2004, Предприятие обязано было учитывать его на счёте 08 «Капитальные вложения», несмотря на то, что данный объект был принят в эксплуатацию государственной приёмочной комиссией и не имело оснований для его включения в состав основных средств и, соответственно, в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

Помимо того, в соответствие с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённого приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Объект «Здание аэровокзала «Анадырь» данным требованиям не отвечает, поскольку в период с 01.01.2006 по 31.05.2006 Предприятием в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг не использовался  и ГП ЧАО «Чукотстройзаказчик» не предоставляло его во временное владение или пользование.

В отзыве (с учётом дополнений) налоговый орган повторил доводы оспариваемого решения, указав, чтообъект «Здание аэровокзала «Анадырь» было принято в эксплуатацию в соответствие с актом государственной приёмочной комиссии от 15.12.2005 года. В дальнейшем, от имени Предприятия были заключены договоры на обеспечение данного объекта коммунальными услугами, а с 01.06.2006  объект «Здание аэровокзала «Анадырь» был передан по договору временной эксплуатации законченного строительством объекта ФГУП «ЧукотАВИА».

В правовое обоснование принятого решения Инспекция сослалась на нормы пунктов 7, 12, 22 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых приказом Минфина России  от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, положения пункта 11  ПБУ 2/94, пункты 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2 Положения  № 160.

В судебном заседании представители Предприятия и Инспекции поддержали заявленные позиции.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования Предприятия не подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, объект «Здание аэровокзала «Анадырь» был построен по трёхстороннему договору инвестирования между Предприятием (Заказчик), департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Застройщик) и некоммерческой организацией «Фонд «Территория» (Инвестор) от 15.10.2004 № 48/2004. В соответствие с условием пункта 4.2. данного договора, у Инвестора возникают права требования  имущества (имущественных прав, результатов работ и др.), которыми он обязуется распорядиться в пользу Чукотского автономного округа или по его указанию муниципальному образованию Чукотского автономного округа.

Объект «Здание аэровокзала «Анадырь» был принят в эксплуатацию в соответствие с актом государственной приёмочной комиссии от 15.12.2005 года.

Как установлено в ходе выездной налоговой проверки и не опровергается заявителем, Предприятием от своего имени заключены договоры по объекту «Здание аэровокзала «Анадырь» на водоснабжение и водоотведение от 01.01.2006 № 13-В с ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», энергоснабжения от 08.12.2005 № 15 с ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз». Данные договоры в спорный период (01.01.2006 – 01.06.2006) надлежащим образом исполнялись и Предприятие оплачивало поставленные контрагентами услуги по эксплуатации объекта.

В судебном заседании представитель ГП ЧАО «Чукотстройзаказчик» подтвердил, что, фактически, аэровокзал «Анадырь» использовался и используется ФГУП «ЧукотАВИА» для обеспечения воздушных перевозок, поскольку само Предприятие эксплуатировать данный специализированный объект не в состоянии и такая эксплуатация не входит в предмет его деятельности.

Фактическая эксплуатация объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» ФГУП «ЧукотАВИА» в период с 01.01.2006 по 01.06.2006 для обеспечения перевозки пассажиров авиационным транспортом подтверждается протоколами допросов свидетелей, публикацией в газете «Крайний Север» от 16.12.2005 № 49 (1498), иными публикациями в средствах массовой информации и Предприятием не оспаривается.

В дальнейшем, Правительством Чукотского автономного округа было издано распоряжение от 11.05.2006 № 134-рп «О порядке временной эксплуатации законченного строительством объекта «Здание аэровокзала «Анадырь (Угольный)», в соответствие с которым Предприятию поручалось заключить с ФГУП «ЧукотАВИА» с 01 января  2006 года договор временной эксплуатации  законченного строительством объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» до момента государственной регистрации прав собственности Чукотского автономного округа на указанный объект недвижимого имущества. Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 02.06.2006 № 176-рп в распоряжение от 11.05.2006 № 134-рп было внесено изменение – были исключены слова «с 01 января  2006 года».

В свою очередь, Предприятием заключен с ФГУП «ЧукотАВИА» договор от 01.06.20006 № 2 о временной эксплуатации законченного строительством объекта - «Здание аэровокзала «Анадырь (Угольный)», в соответствие с условиями которого ГП ЧАО «Чукотстройзаказчик» (балансодержатель) передаёт, а ФГУП «ЧукотАВИА» принимает во временное пользование здание аэровокзала «Анадырь» с оборудованием для обеспечения пассажирский авиационных перевозок с уплатой ежемесячной платы в размере 1 000 000,0 руб. с учётом налога на добавленную стоимость.

Договор от 01.06.20006 № 2 сторонами исполняется надлежащим образом, что не оспаривается Предприятием.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В пункте 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации» отражено, что основным признаком отнесения имущества организации к объекту налогообложения по налогу на имущество организаций является в соответствии со статьей 374 НК РФ его признание в качестве объекта основных средств по правилам бухгалтерского учета.

Пунктом 2 статьи 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета признаются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Разработанным в соответствии с данным Федеральным законом Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к основным средствам как совокупности материально-вещевых ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства (пункт 46 данного Положения).

Основные средства - это материальные ценности. Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Определении отметил, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Следовательно, в целях обложения налогом имущество должно не только признаваться основным средством, но и учитываться на балансе в качестве основного средства.

Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Согласно названному Плану счетов, счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

В силу пункта 4 ПБУ 6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно положениям пункта 11 Положения по бухгалтерскому учёту договоров (контрактов) на капитальное строительство  (ПБУ 2/94), утверждённого приказом Минфина России от 20.12.2994 № 167, затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т.е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.

Подрядчик может до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата.

В соответствие с пунктами 3.1.1, 3.2.1 Положения  № 160 до окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете «Капитальные вложения», составляют незавершенное строительство. При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика - заказчика на счете «Капитальные вложения» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке. В учете застройщика затраты по данным объектам в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы списываются со счета «Капитальные вложения» на счета учета приходуемого имущества или источников их финансирования.

Пунктом 3.2.2. Положения № 160 установлено, что законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является «Акт приемки - передачи основных средств».

В пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.

В пунктах 7, 12 Методических указаний установлено, что операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами, которыми выступают инвентарные карточки учета основных средств.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств (пункт 13 Методических указаний).

Исходы из изложенного, ни налоговое законодательство, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Следовательно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования объекта, завершенного строительством и принятого по акту в эксплуатацию, в деятельности предприятия.

Таким образом, судом отклоняются доводы заявителя о том, что в спорный период (01.01.2006 – 01.06.2006) объект «Здание аэровокзала «Анадырь» не отвечал требованиям пункта 4 ПБУ 6/01.

Суд соглашается с позицией Инспекции о том, что отсутствие договорных отношений по эксплуатации объекта  «Здание аэровокзала «Анадырь» в период с 01.01.2006 по 01.06.2006 между Предприятием и ФГУП «ЧукотАВИА» при фактический эксплуатации его последней организацией, не может служить основанием для не отражения данного объекта по счёту 01 «Основные средства» и неуплате налога на имущество организаций.

Данная неурегулированность отношений по принятому в эксплуатацию завершённого строительством объекта вытекает из того факта, что сторонами договора инвестирования от 15.10.2004 № 48/2004 не исполнении его пункт 4.2. о передаче от некоммерческой организации «Фонд «Территория» права требования  имущества (имущественных прав, результатов работ и др.) в пользу Чукотского автономного округа или по его указанию муниципальному образованию Чукотского автономного округа.

Поскольку данная передача объекта не осуществлена, право Чукотского автономного округа на объект завершённого строительства «Здание аэровокзала «Анадырь» в установленном законом порядке не подтверждено, то и само принятие Правительством Чукотского автономного округа распоряжений от 11.05.2006 № 134-рп и от 02.06.2006 № 176-рп самостоятельного правового значения не имеет.

Оформление договорных отношений по эксплуатации объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» между Предприятием и ФГУП «ЧукотАВИА» с 01.06.2006 при фактической эксплуатации с 01.01.2006, может говорить только о внутренних организационных недостатках при организации работы заявителя  не может служить основанием для неуплаты налога на имущество организаций.

Также судом отклоняется довод представителя заявителя, приведённый в судебном заседании о том, что эксплуатация  объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» осуществляется фактически в тестовом режиме, со ссылкой на договор с ФГУП «ЧукотАВИА» от 01.06.2006 № 244.

Факт государственной приёмки в эксплуатацию завершённого строительством объекта «Здание аэровокзала «Анадырь» подтверждается материалами дела и исходя из названных положений Методических указаний, ПБУ 6/01, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положения № 160 данный объект подлежал принятию Предприятием к учёту в качестве основного средства и обложения налогом на имущество организаций с момента приёмки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что момент возникновения обязанности по исчислению налога на имущество связан с фактом эксплуатации объекта основных средств, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации прав на него.

Руководствуясь статьями 162, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чукотского автономного округа

РЕШИЛ:

1.                       В удовлетворении заявления государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотстройзаказчик» отказать.

2.            Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                            М.Ю.Шепуленко