Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-421/2023
15 февраля 2024 года
резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2024 года
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Руникиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акпасовой З.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению от 14.09.2023 № 1679 Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (ОГРН 1028700569721, ИНН 8703009026)
к индивидуальному предпринимателю Щербанёвой Наталье Сергеевне (ОРГНИП 320870900000983, ИНН 870600915359)
о взыскании субсидии в размере 500000 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее – истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с индивидуального предпринимателя Щербанёвой Натальи Сергеевны (далее – ответчик, Предприниматель, Щербанёва Н.С.) денежные средства в сумме 500000 руб., предоставленные в форме субсидии по соглашению от 23.11.2021 № 1.
О принятии искового заявления, возбуждении производства по делу, времени и месте судебного заседания, стороны извещены судом надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Судебные акты по делу размещены в сервисе «Картотека арбитражных дел». Кроме того, определения направлены ответчику на адрес электронной почты, сведения о котором имеются в материалах дела, ответчик дополнительно извещался телеграммой.
Доказательства надлежащего извещения сторон имеются в материалах дела.
В судебное заседание не обеспечена явка представителей истца и ответчика, ходатайств об отложении не заявлено. Дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон, извещенных судом надлежащим образом, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежат удовлетворению, на основании следующего.
В рамках реализации Муниципальной программы «Стимулирование экономической активности населения в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район на 2016-2022 годы», утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 24 марта 2016 года № 172, на основании заявки индивидуального предпринимателя Щербанёвой Н.С. от 14.10.2021, во исполнение бизнес-плана «Открытие хостела в с. Кепервеем «Северное сияние», в соответствии с протоколом Координационного Совета Билибинского муниципального района по рассмотрению заявок на получение субъектами малого и среднего предпринимательства грантов в форме субсидии от 19.11.2021 № 3, между Предпринимателем (Получатель) и Управлением заключено Соглашение № 1 от 23.11.2021о предоставлении за счет средств бюджета Билибинского муниципального района гранта в форме субсидии индивидуальному предпринимателю Щербанёвой Наталье Сергеевне, как начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из бюджета Билибинского муниципального района в 2021 году гранта в форме субсидии в целях финансового обеспечения части затрат Получателя, связанных с началом предпринимательской деятельности, в рамках реализации Получателем бизнес-плана – «Открытие хостела в с. Кепервеем «Северное сияние», в срок до 1 января 2024 года с момента подписания настоящего Соглашения (далее - Грант), (раздел I).
Грант предоставляется Получателю на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Билибинского муниципального района на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление Гранта на эти цели.
Размер Гранта устанавливается в размере 500000 руб., Грант предоставляется на финансирование обеспечение целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, которое является его неотъемлемой частью (раздел II).
В соответствии с условиями подпунктов 4, 5 пункта 4.3 Получатель в числе прочего обязуется:
- обеспечивать достижение значений результата предоставления Гранта и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления Гранта в соответствии с подпунктом 4 пункта 4.1 настоящего Соглашения;
- представлять в Управление отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является Грант, не позднее 20 рабочего дня, следующего за отчетным кварталом, до даты окончательного отчета по использованию средств полученного Гранта
- представлять в Управление отчет о достижении значений результатов предоставления Гранта в соответствии с подпунктом 4 пункта 4.1 настоящего Соглашения, ежеквартально и в течение последующих трех календарных лет за соответствующий отчетный период (январь-декабрь) – до 1 апреля года, следующего за отчетным;
- в случае получения от Управления требования в соответствии с подпунктом 7 пункта 4.1 настоящего Соглашения устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления Гранта в сроки, определенные в указанном требовании;
- возвращать в бюджет Билибинского муниципального района средства в размере, определенном Управлением в соответствии с подпунктом 8 пункта 4.1 настоящего Соглашения в срок, установленный Управлением в уведомлении;
- обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Управление в соответствии с настоящим Соглашением.
Соглашение действует с момента его подписания сторонами до 01 января 2024 года. Окончание срока действия Соглашения не освобождает стороны от исполнения обязательств в полном объеме (подпункт 1 пункта 6.1).
Приложением № 1 к Соглашению утвержден перечень затрат, на возмещение которых предоставляется Грант: прикроватные тумбочки – 120000 руб., настенная вешалка в номера – 60000 руб., диван – 200000 руб., холодильник 120000 руб.
Приложением № 2 к Соглашению установлен результат предоставления Гранта, а именно: количество вновь созданных и (или) сохраненных рабочих мест -3, из них вновь созданных – 2, сохраненных -1, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – 2000 тыс. руб.
На основании приказа от 24.11.2021 № 49 Управление платежным поручением от 29.11.2021 № 590298 перечислило Предпринимателю средства субсидии в размере 500000 руб.
15.03.2022 Предпринимателем представлен отчет о достижении значений результатов предоставления Гранта начинающему субъекту малого предпринимательства, в рамках исполнения Соглашения по состоянию на 01.04.2022 (вх № 674), в соответствии с которым фактические значения показателей составляют: плановое значение вновь созданных и (или) вновь сохраненных рабочих мест – 3, из них вновь созданных 2, сохраненных 1, фактические достигнуты значения результатов у Получателя только по сохраненным местам – 1; плановое значение по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – 2000 тыс. руб., фактически у Получателя 0.
В соответствии с представленным Получателем отчетом об использовании суммы Гранта за 1 квартал 2022 года, поступило средств Гранта 500000 руб., израсходовано Получателем 125000 руб., остаток Гранта на конец отчетного периода 375000 руб. В подтверждение расходов представлен товарный и кассовый чеки на сумму 125000 руб. и фото товара.
Из искового заявления следует, что в дальнейшем отчетность Получателем не предоставлялась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Письмами от 07.07.2022 № 03-25/996, 04.08.2022 № 03-25/1102, 10.10.2022 № 03-25/1459, 31.01.2023 № 03-25/304, 13.04.2023 № 03-25/771 Управление проинформировало Получателя о необходимости предоставления отчетных документов по использованию Грана, обратило внимание, что в случае неисполнения обязательств сумма Гранта подлежит возврату Получателем в полном объеме. Письма направлены в адрес Получателя заказными письмами с уведомлением. Письмо от 04.08.2022 № 03-25/1102 получено Щербанёвой Н.С. лично 04.08.2022.
Отсутствие отчетности за II, III, IV кварталы 2022 года, I квартал 2023 года и недостижение Получателем показателей результативности послужило основанием для направления Управлением в адрес Предпринимателем требования от 12.07.2023 № 1361 об обеспечении возврата Гранта в размере 500000 руб. в добровольном порядке в срок до 17.07.2023. Требование направлено Предпринимателю заказным письмом с уведомлением.
Требование оставлено Предпринимателем без исполнения, что послужило поводом к обращению в суд.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно действующей в период спорных правоотношений редакции пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозмездно и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако в случае нарушения получателями субсидий условий и целей, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, а также в случае неисполнения условий договора, субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств при реализации бюджетных полномочий обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В целях реализации указанной выше Муниципальной программы, Постановлением Администрации муниципального образования Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа от 25.08.2021 № 563 утвержден Порядок предоставления гранта в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела (далее – Порядок).
Управление предоставляет Грант субъекту малого предпринимательства по результатам конкурсного отбора поданных заявок и бизнес-планов, в соответствии с требованиями настоящего Порядка, из средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы «Стимулирование экономической активности населения в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район на 2016-2022 годы» (далее – Программа), утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 24 марта 2016 года № 172, на безвозмездной основе для реализации новых проектов субъектами малого предпринимательства и стимулирования предпринимательской деятельности (пункт 1.3 Порядка).
Предоставление Гранта осуществляется в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на приобретение основных средств и (или) на приобретение и пополнение оборотных средств, необходимых для реализации проекта (пункт 1.4 Порядка).
Показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления Гранта, являются: 1) количество вновь созданных и (или) сохраненных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого предпринимательства, получившими государственную поддержку, ед.; 2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. рублей (пункт 3.11 Порядка).
Получатель Гранта, с которым заключено Соглашение, представляет в Управление следующую отчетность:
1) отчет о достижении результатов предоставления Гранта, по форме согласно Приложению 8 к настоящему Порядку (ежеквартально в течение первого года в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом и ежегодно в течение последующих трех календарных лет за соответствующий отчетный период (январь-декабрь) - до 1 апреля года, следующего за отчетным);
2) отчет об использовании суммы Гранта, полученной из бюджета Билибинского муниципального района, по форме согласно Приложению 9 к настоящему Порядку (ежеквартально в течение первого года в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, до даты окончательного отчета по использованию средств полученного гранта). В случае, предоставления Гранта на возмещение части затрат, отчет об использовании суммы Гранта, получателем Гранта не представляется;
3) документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований и условий предоставления Ганта (по запросу Управления), (пункт 4.1 Порядка).
Отчетность, указанная в пункте 4.1. настоящего раздела, предоставляется получателем Гранта посредством почтового отправления по адресу: 689450, Чукотский АО, г. Билибино, ул. Курчатова, д. 6, либо по электронной почте bilfin@bilchao.ru, с последующей досылкой оригиналов почтовым отправлением, либо предоставляется получателем гранта лично в Управление по адресу: 689450, Чукотский АО, г. Билибино, ул. Курчатова, д. 6, каб. 408, каб. 417, (пункт 4.4 Порядка).
Грант подлежит возврату в бюджет Билибинского муниципального района в полном объеме в случае нарушения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления Гранта (пункт 5.2 Порядка).
Возврат Гранта получателем Гранта осуществляется в следующем порядке:
1) Управление в течение 10 дней со дня выявления случая, определенного пунктами 5.2 настоящего раздела, направляет получателю Гранта письменное уведомление об обнаруженном факте нарушения;
2) получатель Гранта в течение 20 дней со дня получения письменного уведомления перечисляет в бюджет Билибинского муниципального района денежные средства.
В случае, если получатель Гранта не исполнил установленные подпунктом 2 настоящего пункта требования, Управление взыскивает с получателя гранта денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.4 Порядка).
Из системного анализа положений БК РФ, условий Соглашения и Порядка действующего на момент предоставления субсидии и на момент предоставления итогового отчета по результатам ее использования, следует, что обязательным условием, для признания соблюдения Получателем Гранта в форме субсидии ее целевого характера, является достижение показателей результативности, установленных Соглашением.
Из документов приложенных Предпринимателем к заявке на предоставление субсидии усматривается, что в момент обращения за субсидией у предпринимателя отсутствовали наемные работники.
Из отчета Предпринимателя отчет о достижении значений результатов предоставления Гранта начинающему субъекту малого предпринимательства в рамках исполнения Соглашения по состоянию на 01.04.2022 представленного в Управление 15.03.2022 следует, что фактическое значение показателей по численности вновь принятых работников 0, объему выполненных работ и услуг 0, что свидетельствует о недостижении показателей результативности использования Гранта в форме субсидии.
Кроме того, в нарушение положений пункта 4.1 Порядка и пункта 4.3 Соглашения Предприниматель на протяжении более года не представлял в Управление отчетность о результативности и достигнутых показателях использования Гранта.
В ходе рассмотрения дела доказательства обратного, не представлены.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательства достижения показателей результативности и предоставления в срок соответствующей отчетности Предпринимателем не представлено.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком в нарушение пунктов 4.1 Порядка и 4.1, 4.3 Соглашения со второго квартала 2022 года не представляется обязательная отчетность, в нарушение пунктов 3.11 Порядка и 4.1 Соглашения и Приложения № 2 к Соглашению, к установленному сроку не обеспечено достижение значений показателей результата предоставления Гранта до установленных показателей.
При этом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, 3.11, 4.1, 5.2 Порядка, как непредставление отчетности, так и недостижение показателей результативности, являются нарушением условий, целей и порядка предоставления Гранта, следовательно, имеются основания для возврата Гранта в бюджет в полном размере.
Закрепленными в бюджетном законодательстве принципами результативности и эффективности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера, означающими, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Предоставление субсидии является мерой государственной поддержки Предпринимателя, предоставляя которую посредством заключения Соглашения, публично-правовой институт прямо указывает цели, условия и результаты, которые ожидает от реализации оказанной меры поддержки, в данном конкретном случае прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку. В свою очередь Получатель бюджетных денежных средств, осознано принимает на себя обязательства достичь согласованных показателей, получив льготу в виде безвозмездного и безвозвратного финансирования.
Такой вид государственной поддержки как субсидия, направлен в первую очередь на достижение общественного-полезного социального или экономического эффекта, не преследуя в качестве самостоятельной цели безвозмездное предоставление бюджетных денежных средств субъекту коммерческой деятельности, ведущего предпринимательскую деятельность ради извлечения прибыли, на свой риск.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что факт не достижения показателей результативности при использовании средств субсидии, и отсутствие обязательной отчетности подтверждается материалами дела, свидетельствует о неисполнении Предпринимателем взятых на себя обязательств по целевому освоению бюджетных средств, и является безусловным основанием для возврата в бюджет предоставленного Гранта.
В отсутствие доказательств наличия оснований для освобождения Предпринимталя от возврата субсидии, требования истца признаются судом обоснованными по праву и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска в суде, на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственную пошлину в бюджет не уплачивал.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей.
Индивидуальный предприниматель от уплаты государственной пошлины законом не освобожден, в связи с чем, исходя из цены иска в размере 500000 руб., с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Щербанёвой Натальи Сергеевны (ОРГНИП 320870900000983, ИНН 870600915359) в бюджет муниципального образования Билибинский муниципальный район в лице Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (ОГРН 1028700569721, ИНН 8703009026) денежные средства, полученные в качестве субсидии по Соглашению от 23.11.2021 № 1 о предоставлении за счет средств бюджета Билибинского муниципального района гранта в форме субсидии индивидуальному предпринимателю Щербанёвой Наталье Сергеевне как начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела в размере 500000 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Щербанёвой Натальи Сергеевны (ОРГНИП 320870900000983, ИНН 870600915359) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 13000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Судья Н.П. Руникина