Арбитражный суд Чукотского автономного округа
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-102/2012
8 июня 2012 года
резолютивная часть решения оглашена 04.06.2012
полный текст подготовлен 08.06.2012
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Юлии Владимировны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириной Я.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению от 17.04.2012 № 02-41/04751 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому АО ОГРН <***>, ИНН <***>, Чукотский автономный округ, <...> (далее – заявитель, Инспекция) к Управлению Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу, ОГРН <***>, ИНН <***> адрес <...>) (далее – Управление)
о признании незаконными действий по возврату исполнительного документа
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 06.03.2012 № 02-36/02403,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 13.01.2012 № 88-08-02/51
от третьего лица (Отдел внутренних дел по Анадырскому муниципальному району Чукотского автономного округа) – не явился
у с т а н о в и л:
заявитель обратился в арбитражный суд с требованием к Управлению о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа № 002328205 от 05.07.2011.
Определением суда от 04.05.2012 заявление принято к производству суда.
Протокольным определением, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, предварительное заседание завершено и открыто судебное заседание с рассмотрением спора по существу.
В судебное заседание обеспечена явка представителей Инспекции и Управления, Отдел явку представителя не обеспечил, извещен судом о начавшемся процессе надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему от 03.05.2012.
В обоснование доводов заявитель указал, что нормы бюджетного законодательства (статья 242.1 БК РФ) не содержат такого основания для возврата исполнительного документа, как отсутствие в органе казначейства лицевых счетов должника. В этой связи полагает, что действия Управления по возврату исполнительного листа не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы взыскателя – Инспекции.
Управление возражает против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве от 31.05.2012, указывая, что исполнительный документ возвращен правомерно, с целью установления правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ.
При рассмотрении дела, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение.
27.09.2011, на основании решения Анадырского районного суда от 05.07.2011, выдан исполнительный лист, который поступил на исполнение в Управление 19.03.2012.
Должником по исполнительному листу значится Отдел внутренних дел по Анадырскому муниципальному району.
19.09.2011 и 21.09.2011 Отдел обратился в Управление с заявлениями от 15.09.2011 и 20.09.2011 о закрытии лицевых счетов <***> и 03882003260. Основанием для закрытия лицевого счета явилась реорганизация Отдела в соответствии с приказом Управления МВД России по Чукотскому автономному округу от 01.06.2011 № 206.
На основании представленного в Управление приказа от 01.06.2011 № 206 Отдел реорганизован путем присоединения к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» (далее – Отдел «Анадырский»).
Отдел «Анадырский» имеет открытый в Управлении лицевой счет № <***>. Актом от 15.09.2011 кассовые выплаты и поступления были переданы от Отдела в Отдел «Анадырский» в связи с реорганизацией участников бюджетного процесса.
На момент предъявления Инспекцией в Управление исполнительного листа о взыскании с Отдела денежных средств, лицевой счет Отделу был закрыт.
21.03.2012 Управление в соответствии с п. 14 Приказа Минфина России от 22.09.2008 № 99н возвратило исполнительный лист Инспекции в связи с отсутствием лицевых счетов должника, открытых в органах Федерального Казначейства и проинформировало Инспекцию, что возможным правопреемником является Межмуниципальный отдел МВД России «Анадырский», который имеет открытый лицевой счет в Управлении.
На момент рассмотрения дела в суде исполнительный лист в Управлении отсутствует и повторно предъявлен не был, сведения об установлении Инспекцией правопреемника должника в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 5 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 242.3 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных учреждений.
В силу части 1 указанной нормы исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Частью 2 установлено, орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Судом было установлено, исполнительный лист Инспекцией предъявлен в установленном порядке, поскольку Отдел, являясь бюджетным учреждением, имел открытый лицевой счет в Управлении.
Абзацем 2 части 2 статьи 242.3 БК РФ установлено, что при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Статья 242.1 БК РФ устанавливает исчерпывающие основания для возврата исполнительного документа. К таким основаниям относятся:
непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ,
несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве",
нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению,
представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Кроме того, статьей установлены основания для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, такие как:
представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит такого основания для возврата исполнительного документа, как отсутствие или закрытие лицевого счета получателю средств федерального бюджета.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу раздела VIIГПК РФ принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений производится на основании выдаваемого судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета. (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 9647/10)
В ходе судебного заседания было установлено и не оспаривается Управлением, что на момент закрытия лицевого счета должника, Управление располагало сведениями о его правопреемнике – Отделе «Анадырский», о чем и уведомило взыскателя. Указанное подтверждается также актом приемки-передачи кассовых выплат и поступлений и документами о реорганизации Отдела.
Обоснованных доводов правомерности возврата исполнительного листа Управлением не представлено. Ссылка на статью 48 АПК РФ судом не принимается, поскольку исполнительный лист был выдан судом общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством и соответственно вопросы правопреемства в гражданском процессе разрешаются порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Также судом отклоняется ссылка Управления, озвученная представителем в судебном заседании, на пункт 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.09.2008 N 99н.
В соответствии с указанным пунктом в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения) исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом. В письме указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства, а также указывается наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должнику, либо указывается на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
Между тем, данный пункт Административного регламента не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку противоречит части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия либо закрытия лицевого счета в органе Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства, в целях надлежащего исполнения судебного акта, установив факт закрытия лицевого счета должника в связи с его реорганизацией, должен был самостоятельно решить вопрос о предъявлении исполнительного листа к лицевому счету правопреемника должника.
Обладая информацией о правопреемнике должника, открытого ему в Управлении лицевого счета, Управление между тем, возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи чем, такие действия нельзя признать законными.
Заявитель указал, что оспариваемые действия Управления нарушают материальные права взыскателя, поскольку приводят к невозможности получения денежных средств от должника по исполнительному листу, нарушая тем самым законные интересы взыскателя на своевременное удовлетворение своих требований в рамках исполнительного производства.
Обращаясь в суд с заявлением, Инспекция в качестве способа защиты нарушенного права указала на обязанность Управления установить надлежащий орган казначейства и направить в этот орган, либо в орган казначейства, по месту открытия счета главному распорядителю должника, исполнительный лист.
В ходе судебного заседания установлено, что исполнительный лист Инспекцией повторно не предъявлялся в Управление, на момент рассмотрения дела находится у взыскателя - Инспекции.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, не только устанавливает законность (незаконность) оспариваемых действий (бездействия), но и обязывает соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает невозможным указать в решении способ устранения допущенных нарушений, поскольку исполнительный лист отсутствует в Управлении, у суда не имеется оснований для возложения каких-либо обязанностей на Управление, направленных на исполнение исполнительного документа.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***> адрес <...>) по возврату исполнительного листа № 002328205 от 05.07.2011, как нарушающие положения Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Ю.В. Дерезюк