НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 30.09.2022 № А76-16145/2022

Арбитражный суд Челябинской области

ул. Воровского, д. 2, г. Челябинск, 454000,

www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

30 сентября 2022 года                                                          Дело № А76-16145/2022

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Свечникова А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11 г. Челябинска» к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области о признании частично недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 06.05.2022,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя –Желтышева С.Л. (доверенность от 04.04.2022, диплом от 02.03.2006, паспорт РФ); от ответчика – Акиньшиной М.Ю. (доверенность от 01.02.2022, диплом от 29.06.2013, паспорт РФ);

У С Т А Н О В И Л :

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 11 г. Челябинска» (далее – заявитель, учреждение, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее – ответчик, фонд) о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 06.05.2022 в части возвращения в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 5 383 610 руб. 03 коп. и перечисления в бюджет Фонда штрафа в сумме 538 361 руб.

В обоснование доводов заявления его податель сослался на то, что денежные средства использованы учреждением по целевому назначению и не подлежат возврату.

Фондом представлен отзыв на заявление, в котором указано на то, что денежные средства, использованные учреждением не по целевому назначению, должны быть возвращены в бюджет фонда, штраф начислен правомрено. Доказательств использования денежных средств по целевому назначению учреждением не представлено.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель фонда в судебном заседании против доводов заявления возражал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на основании приказа фонда № 167 от 28.03.2022 в отношении учреждения проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2020 по 31.03.2022 (с учетом продления срока проведения до 06.05.2022 на основании приказа фонда № 245 от 25.04.2022).

Результаты проверки отражены фондом в акте выездной плановой комплексной проверки от 06.05.2022, в резолютивной части которого содержится требование об обязании учреждения:

- возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 5 787 152 руб. 43 коп.,

- перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 578 715 руб. 24 коп.

Не согласившись с вынесенным фондом актом в оспоренной части, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нормы Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

На основании п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона № 326-ФЗ, подп. 8.12 п. 8 разд. 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Таким образом, фонд, осуществляя проверку использования учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспоренный акт проверки, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 9 Закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Закона № 326-ФЗ).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ).

На основании ст. 21 Закона № 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона № 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (ч. 6 ст. 14 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Нормой ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 144 БК РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На основании ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 47 БК РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (п. 3 ст. 306.4 БК РФ).

Нормой ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.

Соответственно, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Закона № 326-ФЗ.

Акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.

Акт проверки ТФОМС – это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (ч. 12 ст. 38, ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Таким образом, акт проверки фонда является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке гл. 24 АПК РФ.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

В ходе проверки фондом установлена выплата учреждением в 2020-2021 г.г. отпускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 4 206 510 руб. 03 коп., в том числе в 2020 г. – 2 981 759 руб. 85 коп. (подстатья 211 КОСГУ – 1 888 552 руб. 60 коп., подстатья КОСГУ 213 – 1 093 207 руб. 25 коп.), в 2021 году – 1 224 750 руб. 18 коп. (подстатья 211 КОСГУ – 940 668 руб. 35 коп., подстатья КОСГУ 213 – 284 081 руб. 83 коп.) за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, между тем, такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в ходе проверки фондом установлена оплата учреждением в 2020 г. услуг по организации проживания в гостинице сотрудников, обеспечивающих мероприятия по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции на сумму 1 158 900 руб. (в том числе: в сумме 212 500 руб. (контракт от 10.06.2020 № 520, счет на оплату 25.06.2020 № 324, акт от 25.06.2020 № 504, п/п от 23.07.2020 № 374963); в сумме 87 500 руб. (контракт от 10.06.2020 № 520, счет на оплату от 10.07.2020 № 370, акт от 10.07.2020 № 565, п/п от 23.07.2020 № 374964); в сумме 282 500 руб. (контракт от 29.06.2020 № 52, счет на оплату от 10.07.2020 № 369, акт от 10.07.2020 № 564, п/п от 23.07.2020 № 374962); в сумме 294 800 руб. (контракт от 01.07.2020 № 701, счет на оплату от 15.07.2020 № 77, акт от 15.07.2020 б/н, п/п от 27.07.2020 № 377858); в сумме 281 600 руб. (контракт от 10.06.2020 № 518, счет на оплату от 30.06.2020 № 72, акт от 30.06.2020 б/н, п/п от 27.07.2020 № 377857), при наличии соглашения о предоставлении бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Управление здравоохранения Администрации города Челябинска осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечение выполнения муниципального задания от 23.07.2020 № 321 на предоставление в 2020 году целевой субсидии на проживание в гостинице сотрудников, обеспечивающих мероприятия по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции, в сумме 1 245 000,0 руб., с учетом дополнительного соглашения от 08.09.2020 № 1/421 об увеличении суммы целевой субсидии до 2 467 500 руб. (субсидия на иные цели в общей сумме 2 467 500 руб. поступила в августе-сентябре 2020 года по п/п от 04.08.2020 № 393375, от 17.09.2020 № 49255726).

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 № 145-П источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, получаемых в соответствии с данным постановлением, за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам за счет средств областного бюджета.

В силу Правил предоставления в 2020-2021 г.г. иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020-2021 г.г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, источником финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020-2021 г.г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемые в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, у учреждения отсутствовали основания для выплат отпускных медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также для оплаты услуг по организации проживания в гостинице сотрудников, обеспечивающих мероприятия по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции, за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в суммах 4 206 510 руб. 03 коп. и 1 158 900 руб.

Изложенное учреждением не оспаривается.

Между тем, в силу ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Фондом в ходе проверки установлено, что в 2020-2021 г.г. учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 4 206 510 руб. 03 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования.

Также фондом установлено, что в 2020 году учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 1 158 900 руб. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования.

Соответственно, учреждением самостоятельно устранено допущенное нарушение до проведения фондом проверки.

При этом, в резолютивной части оспоренного акта фонд обязал учреждение возвратить, в том числе, средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в суммах 4 206 510 руб. 03 коп. и 1 158 900 руб. путем перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.

Однако, поскольку средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в суммах 4 206 510 руб. 03 коп. и 1 158 900 руб. учреждением полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, то требование фонда о перечислении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым.

В обоснование своей позиции фонд сослался на то, что Закон № 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, а указывает исключительно на обязанность возврата использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда.

Между тем, самостоятельное восстановление медицинской организацией на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению.

Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ.

Изложенное исключает правомерность оспоренного акта в части требования фонда возвратить денежные средства на сумму 4 206 510 руб. 03 коп. и на сумму 1 158 900 руб., всего на сумму 5 365 410 руб. 03 коп.

Таким образом, оспоренный акт в этой части вынесен фондом в отсутствие достаточных оснований, а потому в этой части подлежит признанию недействительным.

При этом, оснований для удовлетворения заявленных требований в части штрафа на сумму 536 541 руб. не имеется, поскольку нецелевое использование учреждением указанных денежных средств имело место (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ), самостоятельным устранением учреждением допущенного нарушения фактически признана его правомерность и обоснованность акта в части штрафа.  

Кроме того, в ходе проверки фондом установлена выплата учреждением в 2020 г. с целью приобретения журналов учета профилактических прививок в количестве 35 шт. по договору № 36-2020 от 18.12.2020, на сумму 13 300 руб. платежным поручением от 30.12.2020, а также выплата в 2022 г. денежных средств на обучение Гладковой О.В., медицинской сестры прививочного кабинета по программе «Вакцинопрофилактика», по договору между учреждением и ГБУДПО «Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов» от 03.02.2022 № 74/3-22, на сумму 4 900 руб. платежным поручением от 01.03.2022 № 642.

Фонд пришел к выводу, что приобретенные учреждением за счет средств ОМС журналы учета профилактических прививок на сумму 13 300 руб. и произведенная учреждением оплата обучения сотрудника на сумму 4 900 руб. не предусмотрены Территориальной программой ОМС на 2020 и 2022 годы, что исключает целевое использование учреждением таких средств.

В силу п. 32 Постановлений Правительства Челябинской области от 19.12.2019 № 557-П «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и от 29.12.2021 № 720-П «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение: 1) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в Территориальную программу ОМС, санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе ОМС; 2) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не застрахованным по ОМС лицам; 3) первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в Базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, туберкулез, синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), в том числе при консультациях пациентов при заболеваниях, включенных в Базовую программу ОМС, врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами, а также в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе ОМС; 4) паллиативной медицинской помощи, оказываемой областными государственными учреждениями здравоохранения амбулаторно, в том числе на дому, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными патронажными бригадами, в дневном стационаре и стационарно, включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода; 5) высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, включенными в перечень медицинских организаций Челябинской области, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в Базовую программу ОМС, в соответствии с разделом II Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи; 6) экстренной медицинской помощи, оказываемой областными государственными учреждениями здравоохранения при массовых поражениях (в зонах стихийных бедствий и катастроф), а также при особо опасных инфекционных заболеваниях; 7) медицинской помощи, оказываемой областными государственными учреждениями здравоохранения по экстренным показаниям, не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам, в том числе: иностранным гражданам (в том числе из других стран Содружества Независимых Государств), не подлежащим ОМС; военнослужащим и другим категориям граждан в связи с исполнением ими обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (скорая и неотложная амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, стационарная медицинская помощь до перевода в ведомственную медицинскую организацию или после заключения договоров на оплату этого вида помощи между государственными учреждениями здравоохранения и соответствующими министерствами и ведомствами); лицам без определенного места жительства, не имеющим документов, удостоверяющих личность; 8) государственных программ в сфере здравоохранения и профилактических мероприятий, утверждаемых в установленном законодательством порядке; 9) приобретения вакцин и сывороток для вакцинации и проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельным категориям граждан в соответствии с расходными полномочиями областного бюджета; проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке; 10) обследования доноров и выдачи им справок; 11) оказания медицинской помощи, предоставления медицинских и иных услуг в государственных санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями; 12) предусмотренной законодательством Челябинской области для определенных категорий граждан медицинской помощи, оказываемой областными государственными учреждениями здравоохранения; 13) проведения мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; 14) предоставления в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, психологической помощи пациенту, получающему паллиативную медицинскую помощь, и членам семьи пациента, а также медицинской помощи врачами-психотерапевтами пациенту и членам семьи пациента или членам семьи пациента после его смерти в случае их обращения в медицинскую организацию.

Соответственно, как верно отмечено фондом, финансовое обеспечение приобретения вакцин и сывороток для вакцинации и проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельным категориям граждан в соответствии с расходными полномочиями областного бюджета, а также проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики осуществляется за счет областного бюджета (подп. 9 п. 32).

Изложенное исключает возможность финансирования указанных мероприятий за счет средств ОМС, а потому приобретение учреждением за счет средств ОМС журналы учета профилактических прививок на сумму 13 300 руб. и произведенная учреждением оплата обучения сотрудника на сумму 4 900 руб. является целевым использованием денежных средств.

Доводы учреждения о том, что закупленный материал направлен на оказание учреждением медицинских услуг и учреждение обязано повышать квалификацию своих работников не принимается, поскольку это не явилось основанием для вывода фонда о нецелевом использовании средств, фондом правомерно указывалось на то, что возможность компенсации этих расходов за счет средств ОМС не предусмотрена, как предусмотренная за счет средств областного бюджета.

Ссылка учреждения на судебную практику подлежит отклонению, поскольку указанный им судебный акт принят по делу с иными фактическими обстоятельствами.

В целом выводы фонда надлежащими доказательствами учреждением не опровергнуты, доказательств использования денежных средств по целевому назначению учреждением не представлено.

С учетом изложенного, отсутствует совокупность условий для признания ненормативного акта в указанной части недействительным, что исключает возможность удовлетворения заявленных в этой части требований.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, к которым в соответствии со ст. 101 АПК РФ относится государственная пошлина, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая частичное принятие судебного акта в пользу учреждения, с фонда в пользу учреждения подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.  

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным акт выездной плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области от 06.05.2022 в части возвращения в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 5 365 410 руб. 03 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в пользу Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 11 г. Челябинска» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                          А.П. Свечников