НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 30.08.2007 № А76-3068/07

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-3068/2007-35102/42-37/35-181/47-392

05 сентября 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2007 года

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2007 года

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова СБ.,

при ведении протокола помощником судьи Калиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «Кыштымский огнеупорный завод», Челябинская область г. Кыштым

к Межрайонной ИФНС РФ №3 по Челябинской области

о признании недействительным решения налогового органа №19 от 07 февраля 2007

при участии в заседании:

от заявителя: Костина В.Г., гл.бух., дов. № 721/8 от 02.05.07, п-т 7503 635734 выдан Кыштымским ГОВД Челябинской области 18.07.03, Кафтанников А.А., предст., дов. № 1 от 01.03.07, п-т 7500 481626 выдан УВД Центрального района г. Челябинска 26.10.01

от ответчика: Елисеева Т.В., ст.спец. 2 разр., дов. № 44 от 20.04.07, уд. УР № 122206 от 01.08.05, Булаева И.В., спец. 1 разр.юр.отд., дов. № 5 от 12.02.07, уд. УР № 122251 от 01.08.05

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной ИФНС России №3 по Челябинской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам ООО «Кыштымский огнеупорный завод» (далее Общество).

По результатам проверки налоговым органом принято решение №19 от 07.02.2007г. о доначислении Обществу НДС в сумме 184412 руб., ЕСН за 2005г. в сумме 1 915 руб. и необходимости доплатить страховые взносы на ОПС 2005г. в сумме 1 176 руб.

С указанным Решением Общество не согласно в части доначисления НДС в сумме 184 412 рублей и внесения изменения в бухгалтерский учет

Основанием доначисления НДС в оспариваемом решении приведены следующие доводы:

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 102.11.1996г. № 129 -ФЗ основными задачами бухгалтерского учета является: формирование I полной и достоверной информации о деятельности организации.

Согласно п.2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 0 процентов суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления таких операций, принимаются к вычету на основании отдельных деклараций при наличии соответствующих первичных документов. Указанные документы должны содержать достоверную и непротиворечивую информацию об обстоятельствах, с которыми Налоговый Кодекс РФ связывает наступление последствий, указанных в ст. 165, 176 НК РФ.

Налоговым органом составлены уточненные расчеты по определению доли НДС, израсходованного на производство экспортной продукции. На основании составленных уточненных расчетов по возмещению НДС по ТМЦ, услугам израсходованных на изготовление экспортной продукции установлено следующее:

В расчеты по возмещению НДС по ТМЦ израсходованных на изготовление экспортной продукции неправомерно включен железнодорожный тариф на сумму 1824726 руб., а именно: апрель 2005г. - 83192 руб., июнь 2005г. - 49861 руб., июль 2005г. -538342 руб., август - 633624руб., ноябрь 2005г. - 517707 руб. Следовательно, в расчетах завышен удельный вес экспортной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Тем самым завышена сумма НДС, приходящаяся на израсходованные ТМЦ, услуги на отгруженную продукцию на экспорт на сумму 184412 руб., в том числе по периодам.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного НДС на величину налоговых вычетов. Поскольку для экспортной выручки установлена ставка 0%, то исчисленная сумма налога всегда будет равна нулю.

Таким образом, вся сумма «входного» НДС, относящаяся к экспортным поставкам, возмещается из бюджета путем зачета либо возврата.

Для возмещения сумм «входного» налога экспортеру необходимо выполнить общие условия для вычета, предусмотренные гл.21 Налогового кодекса РФ. Так, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на российской территории и (или) фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию России. Причем указанные товары (услуги) должны быть приняты к учету на основании соответствующих первичных документов, в которых НДС должен быть выделен отдельной строкой.

Одним из обязательных условий для предъявления налогоплательщиками к возмещению из бюджета является требование по разработке методики ведения раздельного учета сумм «входного» налога.

Раздельный учет сумм НДС должен быть организован так, чтобы обеспечить возможность контроля обоснованности применения налогоплательщиком налоговых вычетов в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым при производстве и реализации экспортируемой продукции.

Необходимым требованием к методике раздельного учета затрат является возможность исчисления на основании данных бухучета и объективных критериев (выбираемых налогоплательщиком самостоятельно) части НДС, приходящейся на материальные ресурсы (работы, услуги), фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции.

Инспектором при проверке правильности определения пропорции доли экспортной продукции в общей стоимости отгруженной продукции установлено, что налогоплательщик необоснованно включает ж/д тариф в объем экспортной продукции, оплаченный ОАО РЖД по ставке 0 %, как перевозчику товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

ООО «Кыштымский огнеупорный завод» считает, что выводы налоговой инспекции в этой части необоснованны по следующим снованиям:

Пунктом 1 ст. 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.

Согласно п.6 ст. 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п.1 ст. 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Из приведенных норм Кодекса следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета «входного» налога указано в п.3 ст. 172 НК РФ, предусматривающий особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.

Однако, правила раздельного учета сумм «входного» НДс для реализации товаров на экспорт Кодексом в рассматриваемом периоде (2005 году) не были определены. Поэтому налогоплательщик самостоятельно разработал методику ведения учета "входного" НДС и закрепил ее в приказе об учетной политике на 2005-2006гг.

При этом налогоплательщик руководствовался разъяснениями, данными Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 14 марта 2005г. № 03-04-08/48 "О раздельном учете входного НДС при экспорте".

Согласно выше указанным разъяснениям Минфина РФ, порядок ведения раздельного учета, установленный п.4 ст. 170 НК РФ, при реализации товаров, облагаемых по ставкам налога размере 18 и 0 процентов, не применяется. Следовательно, налогоплательщик вправе устанавливать иной порядок учета затрат в учетной политике. Поскольку учетная политика предприятия утверждена надлежащим образом и в соответствии с действующим налоговым законодательством, налогоплательщик правомерно установил определение доли НДС, израсходованного на производство экспортной продукции, исходя из пропорции (удельного веса) экспортной продукции в общей стоимости отгруженной продукции.

Таким образом, расчет сумм НДС, подлежащих возмещению, произведен налогоплательщиком абсолютно правомерно в соответствии с утвержденной на предприятии четной политикой.

При расчете пропорции для определения доли НДС, израсходованного на производство экспортной продукции, налогоплательщик принимал исключительно стоимость поставленной экспорт продукции, указанную в экспортных контрактах, по которым продукция вывозилась в 2005г.

Из этой же стоимости экспортной продукции в налоговую инспекцию представлялись налоговые декларации по ставке 0%, исходя из этой же стоимости, экспорт товаров в целях обложения НДС подтвержден налоговым органом.

Общая стоимость изделий огнеупорных шамотных (т.е. экспортная стоимость продукции в целях учетной политики), поставляемого на экспорт по контрактам. При этом установлено, что цена товара определена на условиях DAF, станция перехода РФ; поставка осуществляется ж/д транспортом. Исходя из определения поставки на условиях DAF, содержащегося в ИНКОТЕРМС-2000, расходы по доставке товара на условиях DAF относятся на продавца и включаются в цену товара.

Таким образом, суммы, которые налоговая инспекция обозначила как «железнодорожный тариф, ... который включен в объем экспортной продукции», на самом деле являются частью цены товара, а, следовательно, частью стоимости экспортной продукции. Соответственно, налогоплательщик обоснованно при расчете пропорции включил указанные суммы в расчет, поскольку они являются неотделимой частью стоимости поставленной на экспорт продукции.

Выделять суммы железнодорожного тарифа отдельно у налогоплательщика не имелось никаких оснований и явилось бы нарушением установленной учетной политики предприятия.

Налоговая инспекция указывает, что в результате неправильного применения раздельного учета (включения в стоимость отгруженной на экспорт продукции стоимости ж/д тарифа) возникла неполная уплата НДС (неправомерно возмещен НДС).

Однако это невозможно, поскольку порядок распределения НДС между товаром, поставленным на экспорт, и отгруженным по России на общую сумму НДС никак не влияет (ведь при уменьшении одной части пропорции увеличивается другая часть пропорции). Именно поэтому порядок определения пропорции в налоговом законодательстве строго не закреплен и отдан на усмотрение налогоплательщика (закреплен в учетной политике налогоплательщика).

Распределение НДС между товаром, отправленным на экспорт и поставкам внутри страны производится по пропорции, но общая сумма НДС при этом не изменится

Объем оплаченной продукции - по декларации за апрель 9 431 915 рублей. Стоимость ж/д тарифа 83 192 рублей - из договора экспорта №03102962660/00001 от 30 марта 2005 года.

Правомерность принятия НДС к вычету по экспортным операциям (в том числе размер и методика возмещения НДС) уже были предметом проверки налогового органа -в рамках камеральных проверок, проводимых при подтверждении ставки НДС 0 процентов по экспортным контрактам. Никаких нарушений при этом не было выявлено, НДС принят к возмещению в заявленном налогоплательщиком размере.

Налоговый орган с требованиями Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к нему, указывая в частности на следующее:

Учетной политикой предприятия на 2005г., 2006г. установлен порядок определения доли НДС, израсходованного на производство экспортной продукции.

Раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации товаров, услуг, облагаемых по ставкам 18% и 0 % предприятие не ведет.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) на экспорт в общей стоимости товаров (работ, услуг) отгруженных за налоговый период, а именно:

- определяется доля экспортной продукции в общей стоимости отгруженной продукции.

- определяется сумма НДС приходящаяся на израсходованные ТМЦ, услуги на отгруженную продукцию на экспорт, путем умножения доли отгруженной на экспорт продукции на сумму поступившего НДС в отчетном периоде но ТМЦ , (работам , услугам).

При проверке правильности определения пропорции доли экспортной продукции в общей стоимости отгруженной продукции установлено, что налогоплательщик необоснованно включает железнодорожный тариф в объем экспортной продукции, оплаченный ОАО РЖД ставке 0 процентов, как перевозчику товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Расчет отпускной цены на экспортные шамотные изделия, расчеты по возмещению НДС по ТМЦ израсходованных на экспортную продукцию, выписки из главной книги счетов 19, 20, 43, 62,44, подтверждают нарушение.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 164 Налогового кодекса РФ услуги российских перевозчиков по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.

Заявленная предприятием к возмещению сумма НДС рассчитана от стоимости отгруженной продукции с учетом железнодорожного тарифа в сумме 8 714 830 руб., тогда как фактическая стоимость отгруженной продукции 6 890 104 руб., то есть определенная расчетным путем стоимость материалов (работ, услуг) значительно превышает себестоимость продукции.

Таким образом, размер затрат в целях налогообложения не соответствует фактическим затратам общества по изготовлению поставленного на экспорт продукции.

В расчетах по возмещению НДС по ТМЦ, израсходованных на изготовление экспортной продукции из-за неправомерного включения железнодорожного тарифа на сумму 1 824 726 руб., завышен удельный вес экспортной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Тем самым завышена сумма НДС, приходящаяся на израсходованные ТМЦ, услуги на отгруженную продукцию на экспорт на сумму 184 412 руб.

Заслушав доводы сторон, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалах дела, суд считает требования заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 164 Налогового кодекса РФ услуги российских перевозчиков по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.

Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, является счет-фактура (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Подпунктами 7, 8, 10 - 12 п. 5 ст. 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.

При реализации услуг по транспортировке груза перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).

Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.

Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.

Согласно п.6 ст. 166 НК РФ, сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п.1 ст. 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Налогоплательщик правомерно установил определение доли НДС, израсходованного на производство экспортной продукции, исходя из пропорции (удельного веса) экспортной продукции в общей стоимости отгруженной продукции, руководствуясь при этом разъяснениями, данными Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 14 марта 2005г. № 03-04-08/48 "О раздельном учете входного НДС при экспорте".

Согласно представленным налогоплательщиком расчетам, не опровергнутым налоговым органом, сумма НДС, предъявленная к возмещению из бюджета, рассчитанная, как по методике налогоплательщика, так и по методике налогового органа составит одну и ту же сумму- 1 160 982 руб.

Таким образом факт неуплаты налога налоговым органом не установлен и не доказан, в связи с чем доначисление НДС в сумме 184 412 руб. является неправомерным.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ, заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 01.03.2007 № 366. Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-168,199 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ООО «Кыштымский огнеупорный завод» удовлетворить.

Признать недействительным решение № 19 от 07.02.2007г. Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области в части доначисления НДС в сумме 184 412 рублей и внесения изменения в бухгалтерский учет

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №3 по Челябинской области в пользу ООО «Кыштымский огнеупорный завод» расходы по госпошлине в размере 2000 руб., уплаченных по платежному поручению от 01.03.2007 № 366.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Каюров С.Б.