НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 30.08.2006 № А76-13675/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск

31 августа 2006г. Дело № А76-13675/2006-44-600

Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2006г.

Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2006г.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Елькиной Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бикташевой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

СНТ «Жилищник» п.Исаково

к ИФНС России по Советскому району г.Челябинск

о признании недействительным (частично) решения при участии в заседании:

от заявителя: Щеголев В.Г. - представитель по доверенности от 10.03.06г.; Шадурский Н.В. - председатель (протокол от 05.03.06г.). от ответчика: Козырева И.В. - представитель по доверенности от 10.01.06г.

УСТАНОВИЛ:

Садовое некоммерческое товарищество «Жилищник» (в дальнейшем СНТ «Жилищник») обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Советскому району г.Челябинска от 14.11.05г. №918 в части доначисления земельного налога в сумме 42 602 руб. и пени - ПО руб. 82 коп. и взыскании с налогового органа расходов на оплату юридических услуг в сумме 5 000 руб.В судебном заседании заявителем заявлен отказ от требований в части взыскания с ответчика судебных расходов в размере 5 000 руб.

Как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц, отказ от заявления в указанной части принят судом в порядке ст.49 АПК РФ.

Судом по ходатайству заявителя восстановлен срок на обжалование решения налогового органа, так как причина несвоевременного обращения с заявлением в суд (вина должностного лица заявителя) признана судом уважительной. Кроме того, учитывая правовую форму организации СНТ и цели ее создания, суд считает необходимым восстановление нарушенных прав заявителя.

Заявитель доначисление земельного налога в оспариваемой части считает незаконным, в связи с неправомерным применением налоговым органом коэффициента 2, признав при этом начисление спорного налога (с применением коэффициента 1,1) в размере 42 600 руб.

Налоговая инспекция не согласилась с доводами заявителя (отзыв, л.д.33-35), указав на относимость спорной части земель СНТ «Жилищник» к землям общего пользования, налогообложение которых должно производиться по средним ставкам земельного налога, действовавших в 1999 году с коэффициентами индексации, устанавливаемыми ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и соответствующими законами на последующие годы. Кроме того, налогоплательщиком неправомерно применена льгота по земельному налогу в размере 28 134 руб.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:

Как следует из материалов дела налоговой инспекцией в СНТ «Жилищник» была проведена камеральная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления и уплаты налога на землю за 2005 год.

В ходе проверки было установлено, что налогоплательщик наосновании государственного акта имеет в пользовании 56,0945 га земли, из них земли общего пользования составляют 135 845 кв.м. (л.д. 17-20).

Указанные земли предоставлены СНТ «Жилищник» на праве постоянного бессрочного пользования (постановление Главы администрации
 г.Челябинска №288-п от 18.04.95г., л.д. 16).

При проверке налоговым инспектором была дана оценка земельным

участкам, показанным в налоговых декларациях как земли общего пользования. Плата за эти земли, не относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, представленные гражданам для ведения садоводства, подлежит исчислению из ставки 10 коп. за 1 кв.м.
 согласно ФЗ «О плате за землю».

По землям, поименованным землями общего пользования, проверяющим был сделан расчет земельного налога в порядке ст. 15 ФЗ от 22.02.1999г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999г.», согласно которому ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, представленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а так же гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, применяются в 1999г. с коэффициентом 2.

С учетом указанного коэффициента и применявшихся коэффициентов индексации в последующие годы ставка земельного налога была определена инспектором в размере 0,6272 руб. за 1 кв.м.

Исчисленный налог за земли общего пользования с учетом указанной ставки за 2005 год составил 85 202 руб.

Против данных декларации СНТ занизило налог, подлежащий уплате в бюджет на 76 360 руб.

Результаты проверки нашли отражение в акте камеральной налоговой проверки от 27.09.05г. №861 (л.д.9-10).

Материалы проверки были рассмотрены зам.руководителя налоговой инспекции и принято решение от 14.11.05г. №918 (л.д.11-12).

Согласно решению СНТ «Жилищник» было предложено уплатить земельный налог в сумме 76 360 руб. и пени в сумме 198 руб. 54 коп.

Данное решение является незаконным.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения огородничества и садоводства определены земельным кодексом РФ (ст. 81), Федеральным Законом от 15.04.1998г. № 66   ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан».

Земли общего пользования представляются садоводческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (п.4 ст. 14 ФЗ от 15.04.1998г.).

Согласно ст.65 ЗН РФ и ст.1 ФЗ «О плате за землю» использование земель в Российской Федерации является платным.

В контексте ст. 8 ФЗ «О плате за землю» земли общего пользования, представленные садоводческому объединению подлежат включению в облагаемую земельным налогом площадь.

В соответствии с ч.7 ст.8 Закона «О плате за землю» ставка налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты установлена законодателем в размере 10 руб. (неденаминированных) за 1 кв.м.

В то же время в силу ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст. 15 , п.2 ст.53 Налогового Кодекса РФ представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно вводить земельный налог, определять порядок и сроки его уплаты, правилапредставления льгот и дифференцирования средних ставок земельного налога.

Закрепление указанных прав за органами местного самоуправления не противоречит норме ст.72 Конституции РФ.

Начиная с 1995г. ставки и размеры земельного налога ежегодно индексируются в соответствии с постановлением Правительства РФ и федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом ставки земельного налога подлежат индексации по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году (Постановление Правительства РФ от 07.06.1995г. № 562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995г.»).

В контексте изложенного ставкой земельного налога, на основании которого производится исчисление налога за конкретный налоговый период, является ставка, установленная местными представителями органов власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

По буквальному смыслу законоположений, индексации в текущем налоговом периоде (финансовом году) подвергаются ставки земельного налога, фактически применявшиеся (действовавшие) на определенной территории в течение предыдущего налогового периода (финансового года).

Учитывая, что по спорному правоотношению налог на землю был установлен на 2005 год решением Челябинской городской Думы от 23.11.04г. №41/1 с учетом положений, закрепленных в решении Челябинской городской Думы от 28.10.03г. №29/2 «О ставках земельного налога в г.Челябинске на 2004г.», индексировать следовало только на коэффициент, определенный ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»(коэффициент 1,1). Указанный порядок определен в решении Челябинской городской Думы.

Названными решениями Челябинской городской Думы предусмотрены ставки земельного налога в отношении земель, предоставленных для садоводства без разделения на пользователей (юридических и физических лиц).

Решение налогового органа принято без учета указанных обстоятельств, в связи с чем является незаконным в части доначисления налога на землю в сумме 42 602 руб. и начисления пени в сумме 110 руб. 82 коп. согласно расчету заявителя (л.д.15).

Руководствуясь ст.ст.167-170, ч.2 ст. 176, п.4 ст. 150, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Советскому району г.Челябинска от 14.11.2005г. №918 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уплатить земельный налог за 2005 год в сумме 42 602 руб. (п.2.2.1 решения) и пени в сумме 110,82 руб. (п.2.2.2 решения), как не соответствующее нормам НК РФ.

В части взыскания судебных расходов в размере 5 000 руб. (оплата услуг адвоката) производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области.

СудьяЛ.А.Елькина