АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
5 апреля 2019 года Дело № А76-14492/2018
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 5 апреля 2019 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело позаявлению
акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск», г. Челябинск (ОГРН 1037403898058)
к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1037403874903)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Стиль-М», г. Златоуст
о признании незаконными действий и обязании совершить действия
при участии в заседании:
заявителя: Наумовой О.С. – представителя по доверенности от 29.12.2018 № 14, паспорт;
заинтересованного лица: Криволаповой М.В. - представителя по доверенности от 10.01.2019, удостоверение (участвовала до перерыва в судебном заседании 25.03.2019),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – АО «Газпром газораспределение Челябинск») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) в части исключения суммы расходов на разработку проектной документации в размере 28,147 тыс. руб. из расчета платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» и обязании установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» в размере 519,892 тыс. руб. (без учёта НДС) (с учетом отказа от заявления о взыскании неустойки от 06.06.2018 и уточнения заявленных требований от 25.09.2018, которые с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ приняты арбитражным судом; т.2 л.д.5,117).
В адрес суда 21.06.2018 от заявителя поступило заявление об отказе от заявления в части взыскания неустойки в размере 5 000 руб. за каждый день, начиная со дня вступления в силу решения по настоящему делу до фактического его исполнения (т.2 л.д.5).
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд принимает данный отказ от части иска, так как это в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска.
Поэтому в указанной части заявления производство по делу подлежит прекращению.
Оспариваемые действия заинтересованного лица заявитель считает противоречащими законодательству Российской Федерации, нарушающими его права и законные интересы в экономической сфере.
Министерство представило отзыв на заявление от 05.07.2018 № 02/3475, письменные пояснения от 06.11.2018 № 02/6118, в которых требования АО «Газпром газораспределение Челябинск» находит необоснованными, оспариваемые действия - правомерными (т.2 л.д.14-29, т.3 л.д.20-24).
На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 11.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Стиль-М» (далее – ООО «Стиль-М»).
ООО «Стиль-М» мнение по спору не представило.
ООО «Стиль-М» и Министерство (после перерыва в судебном заседании 29.03.2019), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления в их адрес копий определений заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда.
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает требования заявителяподлежащими отклонению по следующим мотивам.
Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, определены Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения). Кроме того, данным Постановлением Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 дополнены разделом VI.2 «Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям», вступившим в силу с 01.03.2014.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/З утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания).
Согласно пункту 26(21) Основных положений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 26(22) Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы в других случаях (кроме случаев, когда величина платы определяется по индивидуальному проекту), включая ставку за единицу максимального часового расхода газа (1 куб. метр газа в час), с разбивкой по диапазонам диаметров строящихся газопроводов, типам их прокладки, материалам труб и (или) диапазонам объема присоединенной максимальной мощности (часового расхода газа)
В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 000 рублей и не более 50 000 рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
В соответствии с пунктом 26 (23) раздела VI.2 Основных положений, а также пунктом 6 Методических указаний плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
Согласно пункту 105 Правил подключения газораспределительная организация после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:
проведение лесоустроительных работ;
проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;
переходы через водные преграды;
прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения;
прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
На основании пункта 81 постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» полномочия по утверждению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство).
АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в Министерство с заявлением от 16.01.2018 № 01/СС-30/54 (вх. от 17.01.2018 № 397) об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту на объекте: «Нежилое помещение Ш-производственный корпус» по адресу: Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Береговая Ветлужская, д.84 с максимальным часовым расходом газа 29,26 куб. метров/час и давлением в точке подключения 0,3 МПа.
На основании данного заявления, в соответствии с пунктом 19 Основных положений приказом Министерства от 25.01.2018 № 15/64 открыто дело (рассмотрение предложений) об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту.
Установленный объем потребления природного газа заявителя составляет 29,26 куб. м/ч, представлены положительные заключения экспертиз проектно-сметной документации ООО «СтройЭксперт» от 17.11.2017 № 74-2-1-2-0127-17, от 22.06.2017 № 74-2-1-2-0071-17.
Предоставленной проектной документацией предусмотрено строительство подземного газопровода среднего давления для газоснабжения нежилого здания III-производственного корпуса, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. Береговая Ветлужская, 84 в объеме технологического присоединения до границы земельного участка газифицируемого здания. Подключение проектируемого газопровода принято к существующему надземному стальному газопроводу среднего давления Д-351 мм без снижения давления.
Проектируемый газопровод предусмотрено прокладывать:
надземно из стальных труб Д-57 мм (L=2,0 м);
подземно из стальных труб Д-57 мм (L=3,0 м);
подземно из полиэтиленовых труб Д-63 мм (L=88,0 м).
Правовые основания владения АО «Газпром газораспределение Челябинск» сетью газораспределения, к которой планируется технологическое присоединение объекта капитального строительства заявителя подтверждены договором аренды имущества с ОАО «Газпромрегионгаз» от 01.02.2010 № ДАГ-02/4-063/10.
Также АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлен договор аренды земельного участка от 20.03.2009 № 5880 с Муниципальным учреждением «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» для размещения производственной базы.
Учитывая, что технические параметры подключения соответствуют установленным Методическими указаниями параметрам (проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа), а также наличие положительного заключения экспертизы проекта газоснабжения, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» устанавливается по индивидуальному проекту.
Экспертами Министерства рассматривались и принимались во внимание все представленные документы, имеющие значение для составления доказательного и независимого экспертного заключения. При этом эксперты Министерства исходили из того, что представленная информация является достоверной.
Постановлением Министерства от 08.02.2018 № 6/5 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Нежилое помещение Ш-производственный корпус» по адресу: Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Береговая Ветлужская, д. 84, по индивидуальному проекту в размере 484,708 тыс. руб. (без учета НДС), отклонение от предложения ГРО (-) 40,080 тыс. руб.
Не согласившись с вышеуказанными действиями Министерства, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, АО «Газпром газораспределение Челябинск»обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указано выше, Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о газоснабжении, Основами ценообразования и Методическими указаниями от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее - Методические указания № 101-э/3).
В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основы ценообразования) не установлен отдельный порядок рассмотрения материалов по установлению платы за подключение к сетям газораспределения, государственное регулирование платы осуществляется в общем порядке согласно разделам V и VI Основ ценообразования. Пунктом 24 Основ ценообразования установлен исчерпывающий перечень материалов, прилагаемых регулируемыми организациями к заявлению об установлении платы за подключение.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:
проведение лесоустроительных работ;
проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;
переходы через водные преграды;
прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения;
прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Аналогичный порядок установлен также в Методических указаниях от 28.04.2014 №101-э/3.
Так, согласно пункту 2 Методических указаний от 28.04.2014 №101-э/3 последние определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, газораспределительными организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Пунктом 6 Методических указаний от 28.04.2014 № 101-э/3 установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при поступлении соответствующих заявок от ГРО утверждается плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение (технологическое присоединение), письменно подтверждает готовность компенсировать расходы ГРО, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы ГРО, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний, в размер платы за технологическое присоединение, устанавливаемой по индивидуальному проекту, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на разработку ГРО проектной документации;
б) расходов на выполнение ГРО технических условий;
в) расходов на проверку ГРО выполнения Заявителем технических условий;
г) расходов на осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.
Правилами подключения, регламентируется процедура подключения потребителей, начиная с подачи заявки в газораспределительную организацию (далее - ГРО), заканчивая непосредственной подачей газа.
Согласно пункту 105 Правил подключения после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.11.2016 № 1203, от 30.01.2018 № 82):
а) заключенный договор о подключении;
б) технические условия (если выдавались);
в) положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; (пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 №82);
г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с Методическими указаниями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 17 Методических указаний плата за технологическое присоединение в случаях, для которых она определяется по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных ГРО выданных технических условий, а также проектной документации по следующей формуле с учетом положений пункта 16 настоящих Методических указаний:
(руб.) (3)
где Рип- сумма всех расходов ГРО по реализации индивидуального проекта газоснабжения, указанных в пункте 9 Методических указаний, включая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления технологического присоединения.
Как следует из содержания постановления Министерства от 08.02.2018 № 6/5 размер платы за подключение за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль-М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту составляет 484,708 тыс. руб. (без учета НДС), при этом отклонение от предложения ГРО (-) 40,080 тыс. руб.
Расходы на уплату налога на прибыль АО «Газпром газораспределение Челябинск» учесть в размере 95,997 тыс. руб. на основании ставки налога на прибыль согласно Налоговому кодексу РФ (20%).
В обоснованности исключения из состава платы за подключение заявленных АО «Газпром газораспределение Челябинск» расходов в размере 40,080 тыс. руб. заинтересованное лицо указало на следующие обстоятельства.
Так, техническими условиями АО «Газпром газораспределение Челябинск» от 27.10.2015 № УПР: ТУ2-10/15определены следующие параметры подключения:
установленный объем потребления природного газа - 29,26 куб. м/час;
точка подключения:
на границе земельного участка заявителя - надземный газопровод среднего давления Д-57 мм;
на газопроводе, к которому планируется подключение - надземный газопровод среднего давления Центр-Вокзал Д-351 мм;
давление газа в точках подключения - 0,3 Мпа.
Проектной документацией предусмотрено строительство подземного газопровода среднего давления для газоснабжения нежилого здания III-производственного корпуса, расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. Береговая Ветлужская, 84 в объеме технологического присоединения до границы земельного участка газифицируемого здания. Подключение проектируемого газопровода принято к существующему надземному стальному газопроводу среднего давления Д-351 мм без снижения давления.
Проектируемый газопровод предусмотрено прокладывать:
надземно из стальных труб Д-57 мм (L=2,0 м);
подземно из стальных труб Д-57 мм (L=3,0 м);
подземно из полиэтиленовых труб Д-63 мм (L=88,0 м).
Министерством в составе платы на подключение учтены:
1) расходы на разработку проектной документации в размере 97,793 тыс. руб. (без учета НДС), в том числе:
проектные работы в размере 44,159 тыс. руб. на основании Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве (утв. приказом Минрегиона РФ от 29.12.2009 № 620), Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений» (приказ Минстроя России от 27.02.2015 № 140/пр).
кадастровые работы в размере 6,50 тыс. руб. на основании договора с ООО «Ресурс+» от 31.05.2017 № ДХ-189/17;
экспертиза проектной документации в размере 30,0 тыс. руб. на основании договора с ООО «СтройЭксперт» на оказание услуги по проведению экспертизы проектной документации от 14.08.2017 № 0103_2017-11;
экспертиза сметной документации в размере 17,134 тыс. руб. на основании договора с ООО «СтройЭксперт» на оказание услуги по проведению экспертизы проектной документации от 10.05.2017 № 0061-2017-И;
Снижение относительно заявленных ГРО расходов на разработку проектной документации составило 28,147 тыс. руб.
2) расходы на выполнение технических условий в размере 286,196 тыс. руб. (без учета НДС), в том числе:
строительно-монтажные работы в размере 264,39 тыс. руб. согласно смете № 30-1;
возмещение дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в соответствии с правилами (методикой) составления сводного сметного расчета (ГСН 81-05-02-2007 (3,3%) в размере 8,80 тыс. руб. по предложению ГРО;
резерв на непредвиденные затраты в соответствии с правилами (методикой) составления сводного сметного расчета (МДС 81-35.2004 (2%) в размере 6,35 тыс. руб. по предложению ГРО;
содержание службы заказчика-застройщика в размере 6,086 тыс. руб. на основании Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, отклонение (-) 0,062 тыс. руб.;
расходы на выполнение авторского надзора в размере 0,57 тыс. руб. согласно МДС 81-35.2004 (прил.8, пункта 12.3) по предложению ГРО.
Снижение относительно заявленных ГРО расходов на выполнение технических условий составило 1,563 тыс. руб.
Распределение этих расходов по газопроводам в стальном и полиэтиленовом исполнении выполнено пропорционально протяженности создаваемых трубопроводов на основании показателей протяженности (стр. 5 экспертизы):
на строительство надземных стальных газопроводов диаметром до 158 мм отнести расходы в размере 6,155 тыс. руб. (286,196 тыс. руб./ 93м) х х2м);
на строительство подземных стальных газопроводов диаметром до 158 мм отнести расходы в размере 9,232 тыс. руб. (286,196 тыс. руб./ 93м) х х3 м);
на строительство полиэтиленовых газопроводов диаметром до 109 мм отнести расходы в размере 270,809 тыс. руб. (286,196 тыс. руб./ 93 м) *88 м).
3) расходы, связанные с проверкой выполнения заявителем технических условий учтены в размере 0,00 тыс. руб. по предложению ГРО;
4) расходы на осуществление фактического подключения объекта заявителя включают затраты на врезку и пусконаладочные работы в размере 4,722 тыс. руб., в том числе:
врезка в размере 1,472 тыс. руб. согласно представленной смете № 30-2, отклонение от предложения ГРО (-) 0,678 тыс. руб.;
пуск газа в размере 3,250 тыс. руб. согласно представленной смете № 30-3, отклонение от предложения ГРО (-) 0,730 тыс. руб.
Снижение относительно заявленных ГРО расходов на выполнение фактического присоединения и пуска газа составило 1,408 тыс. руб.
Итого, общие расходы на выполнение мероприятий по расчетам экспертов МТРиЭ составили 388,711 тыс. руб. (без учета НДС).
Размер налога на прибыль составил 95,997 тыс. руб.: (97,793+286,196) / 0,8*0,2=95,997).
Снижение относительно заявленных ГРО расходов на уплату налога на прибыль составило 8,961 тыс. руб.
Таким образом, общая стоимость мероприятий по технологическому присоединению указанного объекта к системе газоснабжения составляет 484,708 тыс. руб. (без учета НДС).
При этом снижение относительно заявленных ГРО расходов на выполнение мероприятий по подключению к системе газоснабжения объекта заявителя составило 40,080 тыс. руб., что отражено в экспертном заключении (раздел 6) и выписке из протокола заседания Правления Министерства № 6:
28,147+1,563+1,408+8,961=40,080 тыс. руб.
При рассмотрении материалов настоящего дела судом установлено, что расходы на разработку проектной документации снижены экспертами Министерства по следующим основаниям.
Стоимость проектных работ в размере 44,159 тыс. руб. учтена экспертами Министерства на основании Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений», утвержденного приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 140/пр (далее - СБЦ) и Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620 (далее - Методические указания № 620).
Базовая цена разработки проектной и рабочей документации определена экспертами Министерства в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний № 620 по формуле: С = (а + bх) х Кi, где:
а, b - постоянные величины для определенного интервала основного показателя проектируемого объекта, тыс. руб.;
X - основной показатель проектируемого объекта;
Кi - повышающий коэффициент, отражающий инфляционные процессы на момент определения цены.
Расходы на разработку проектной документации с применением СБЦ по расчетам экспертов Министерства составили 44,159 тыс. руб. и определены по вышеуказанной формуле:
18,977 x 0,9 x 0,6 x 1,08 x 3,99 = 44,159, где:
18,977 - постоянная величина базовой цены разработки проектной и рабочей документации (таблица 7 «Сети газоснабжения», № п/п 2), тыс. руб.;
0,9 - коэффициент проектирования газопроводов диаметром менее 100 мм (пункт 2.2.13 СБЦ);
0,6 - коэффициент стадии проектирования (пункт 1.4. Методических указаний № 620);
1,08 - районный коэффициент по предложению ГРО;
3,99 - коэффициент перевода стоимости проектных работ из базовых цен 01.01.2001 в текущие цены (приложение 3 к письму Минстроя России от 05.12.2017 № 45082-ХМ/09).
Отклонение от предложения организации составляет (-) 28,148 тыс. руб. и связано с применением Министерством и АО «Газпром газораспределение Челябинск» различных коэффициентов: Министерство в расчете применен понижающий коэффициент 0,6 на разработку рабочей документации согласно пункту 1.4. Методических указаний № 620, в расчёте АО «Газпром газораспределение Челябинск» - 1.
В соответствии с пунктом 1.4. Методических указаний № 620 распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями, приведёнными в таблице № 1 (проектная документация – 40 %, рабочая документация – 60 %), и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.
Пунктом 1.6. Методических указаний № 620 предусмотрено, что при выполнении проектных работ, в сокращённом против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объёмов работ, их цена, независимо от способов её расчёта, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоёмкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.
В составе материалов тарифной заявки организации представлены только разделы рабочей документации (3 листа) и не представлена проектная документация.
Учитывая, что согласно пункту 27 Основных положений регулирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых цен (тарифов), экспертами Министерства обоснованно применён коэффициент 0,6 к тому объёму документации, который был представлен регулируемой организацией для установления платы за подключение.
2.2. Расходы на выполнение технических условий снижены экспертами Министерства по следующим основаниям.
2.2.1. Из состава расходов на выполнение технических условий исключены расходы на перенос в натуру оси трассы газопровода в размере 1,5 тыс. руб. в связи с отсутствием экономического обоснования. В представленной смете № 30-4, составленной с применением Сборника цен и расценок, утверждённых постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 № 97, отсутствует обоснование применяемых нормативов. Также организацией не представлен договор на выполнение данного вида работ.
2.2.2. Расходы на содержание службы заказчика-застройщика в размере 6,09 тыс. руб. учтены экспертами Министерства на основании Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, отклонение от предложения ГРО (-) 0,062 тыс. руб.
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов) учтён экспертами в размере 2 % от стоимости строительства (по итогам Глав 1-9) в соответствии с приложением к постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»).
Экспертами Министерства выполнен расчёт расходов на осуществление строительного контроля аналогично подходу ГРО. Снижение относительно заявленных ГРО расходов составило 0,062 тыс. руб., что связано со снижением сметной стоимости работ по итогам Глав 1-9.
2.3. Расходы на выполнение фактического присоединения снижены экспертами Министерства по следующим основаниям.
Так, по информации ГРО работы по фактическому присоединению будут выполнены хозяйственным способом.
Учитывая, что сметная прибыль в составе сметной стоимости – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников согласно пункту 1.2. Постановления Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15 «Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» (вместе с «Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001), экспертами Министерства из состава расходов на подключение исключена сметная прибыль в размере 0,851 тыс. руб.
Экспертами Министерства к нормативам накладных расходов применён коэффициент 0,6. Согласно пункту 4.9. МДС 81-33.2004 величина накладных расходов на строительные (ремонто-строительные работы), осуществляемые хозяйственным способом, определяется с применением вышеуказанного коэффициента, отклонение от предложения ГРО составляет (-) 0,558 тыс. руб.
2.4. Расходы на уплату налога на прибыль снижены экспертами Министерства по следующим основаниям.
Расчёт эффективной ставки налога на прибыль выполняется с учётом результатов деятельности ГРО в прошлые периоды, а также оценки доходности других видов деятельности ГРО на очередной календарный год, как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учёте, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации).
По данным отчёта о финансовых результатах АО «Газпром газораспределение Челябинск» за 2016 год эффективная ставка налога на прибыль составила 25,13 %. Налоговая ставка, согласно статье 284 Налогового кодекса РФ установлена в размере 20 %.
Экспертами Министерства принята ставка налога на прибыль в размере 20%, что составляет 95,997 тыс. руб.:
(97,794 + 286,196) / 0,8 * 0,2 = 95,997
По предложению ГРО размер налога на прибыль в плате за подключение составляет 104,958 тыс. руб. Формула расчёта налога на прибыль, а также расчёт эффективной ставки налога на прибыль ГРО не представлены.
Вместе с тем, согласно выводам эксперта Министерства организация выполнила расчёт налога на прибыль по следующей формуле:
(125,940 + 287,760 + 6,130) / 0,8 * 0,2 = 104,958
Отклонение от предложения организации составило – 8,961 тыс. руб.
Расчёт налога на прибыль, произведённый Министерством, соответствует положениям Налогового кодекса РФ (статьям 247, 252, 270 НК РФ), как по объекту налогообложения, так и по группировке расходов в связи с тем, что определение состава расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, и оценка их экономической обоснованности производятся тарифными органами в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учёта.
В частности в силу подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к расходам, уменьшающим налоговую базу налога на прибыль относятся прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), а именно, расходы АО «Газпром газораспределение Челябинск» на осуществление мероприятий по фактическому присоединению и пуску газа.
Согласно статье 270 НК РФ к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), относится расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществлённые в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. Такими расходами являются расходы по созданию вышеуказанного газопровода в размере 383,989 тыс. руб. (97,793 + 286,196).
Таким образом, для исчисления налога на прибыль, подлежащего уплате со стороны организации в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, Министерство правомерно включены только расходы по созданию амортизируемого имущества в размере 383,989 тыс. руб. с исключением прочих расходов в размере 4,722 тыс. руб. в связи с тем, что прочие расходы (фактическое присоединение и пуск газа), связанные с производством и реализацией услуг, уменьшают налоговую базу на прибыль на 4,722 тыс. руб.
Таким образом, оценив и исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также всю их совокупность, суд приходит к выводу о том, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ООО «Стиль М» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту в размере 484,708 тыс. руб. (без учёта НДС) установлена Министерством постановлением от 08.02.2018 № 6/5 на экономически обоснованном уровне и обеспечивает газораспределительной организации компенсацию экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого и достаточного для подключения заявителя с учетом уплаты предусмотренного Налоговым кодексом РФ налога на прибыль в размере 20%.
Суд отклоняет довод АО «Газпром газораспределение Челябинск» о том, что орган регулирования должен был запросить дополнительные документы является необоснованным по следующим основаниям.
Так, согласно пунктам 20, 24, 24(1), 24(2) Основных положений следует, что размер платы за подключение устанавливается на основании экспертной оценки предложения регулируемой организации, представляемого в регулирующий орган вместе с обосновывающими материалами.
Следовательно, орган регулирования составляет экспертное заключение по обоснованности расходов, включаемых в регулируемые государством тарифы, путём анализа, представленных регулируемой организацией на момент принятия тарифного решения документов и материалов.
Ответственность за полноту и достоверность информации, представленной в составе тарифного предложения, несёт организация, осуществляющая регулируемую деятельность.
Именно регулируемая организация обязана выполнить расчёт по предусмотренным методическими указаниями формам и предложить документы и материалы, подтверждающие данные расчёты.
Таким образом, АО «Газпром газораспределение Челябинск» на момент принятия решения об установлении размера платы за подключение обязано предоставить Министерству соответствующие документы, которые бы подтверждали обоснованность включения требуемого уровня расходов по каждому мероприятию.
Более того, АО «Газпром газораспределение Челябинск», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка газоснабжения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления платы за подключение.
В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Неисполнение данной обязанности может привести к неблагоприятным последствиям в виде риска принятия регулирующим органом решения по имеющимся данным.
Вышеуказанные выводы о том, что обязанность по предоставлению обосновывающих документов и материалов возложена именно на регулируемую организацию, а орган регулирования принимает решение об установлении тарифов на основе документов, имеющихся на момент принятия такого решения в составе материалов тарифного дела, неоднократно подтверждены Судебной коллегией Верховного суда РФ (определения № 48-АПП7-17 от 20.12.2017, № 307-КГ-5116 от 05.12.2014, № 86-АПГ16-2 от 06.10.2016, № 14-АПГ17-12 от 16.11.2017, № 1-АПГ-12 от 02.11.2017).
Таким образом, предоставление обосновывающих документов и материалов для признания органом регулирования экономической обоснованности расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения ГРО – это, прямая обязанность регулируемой организации, а не органа регулирования.
Суд также отклоняет довод АО «Газпром газораспределение Челябинск» о том, что Министерство не уведомило организацию о предстоящем заседании Правления Министерства.
Так в целях совершенствования процессов и методов установления тарифов в ФСТ России (упразднена с передачей функций ФАС России, Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373) создана Федеральная государственная информационная система «Единая Информационно-Аналитическая Система «Федеральный орган регулирования - Региональные органы регулирования - Субъекты регулирования» (далее - ЕИАС).
Система предусматривает автоматизацию, в частности, документооборот между регулирующими органами и регулируемыми организациями по вопросам установления цен (тарифов).
Электронный документооборот в системе информационного обмена сопровождает все основные стадии подготовки, проверки и принятия тарифных и ценовых решений, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования. Отслеживать поступление любой информации из Регионального сегмента ЕИАС организация должна самостоятельно.
Исходя из анализа указанных актов следует, что регулируемые организации используют ЕИАС при взаимодействии с регулирующими органами. Так, согласно пункту 3 порядка использования электронной цифровой подписи в Единой информационно-аналитической системе «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования», утвержденному приказом ФСТ России от 09.12.2009 № 317 (далее - Порядок), действие Порядка распространяется на ФСТ России, как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых подлежит государственному регулированию.
Основным направлением деятельности АО «Газпром газораспределение Челябинск» является газоснабжение потребителей Челябинской области.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», газоснабжение относится к регулируемому виду деятельности, соответственно, организация во взаимодействии с Министерством в вопросах установления тарифов использует ЕИАС, как программу, предусмотренную для взаимодействия между органами регулирования и регулируемыми организациями.
В соответствии с пунктом 20 Основных ценообразования извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения (заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа, заключение экспертной группы, проект решения правления регулирующего органа), направляются членам правления и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения.
Действующее тарифное законодательство не содержит требований относительно способа извещения регулируемой организации о дате, времени и месте заседания Правления. Для органа исполнительной власти установлен только 5-дневный срок направления извещения в регулируемую организацию.
Министерством по системе ЕИАС в адрес Организации 02.02.2018 направлено уведомление о проведении 08.02.2018 заседания Правления Министерства (письмо от 01.02.2018 № 02/318), т.е. с соблюдением органом регулирования срока уведомления, предусмотренного пунктом 20 Основ ценообразования. Скриншот отправки извещения о проведении заседания Правления Министерства с применением системы ЕИАС прилагается. Согласно прилагаемому отчету извещение о дате проведения заседания Правления Министерства отправлено, соответственно загружено и доставлено в систему ЕИАС. Поступление любой информации из Регионального сегмента ЕИАС отслеживается организацией самостоятельно.
Кроме того, повестка с вопросами к заседанию Правления Министерства была размещена на официальном сайте Министерства www.tarif74.ru в разделе «Заседания Правления Министерства».
Таким образом, суд считает, что АО «Газпром газораспределение Челябинск» уведомлено о месте и времени заседания Правления Министерства в установленные сроки надлежащим образом.
Кроме того, согласно пункту 21 Основ ценообразования в случае отсутствия представителя организации заседание переносится по решению правления регулирующего органа на срок не более 10 дней.
Учитывая предельные сроки принятия решения, на заседании Правления Министерства от 06.02.2018 № 6 решение о переносе заседания принято не было. Вместе с тем это не позволяет сделать вывод, что принятое решение является недействительным, что и подтверждается судебной практикой (Решение ВАС РФ от 07.12.2011 № 6388/11).
Более того, направляемая Министерством информация с применением системы ЕИАС, в данном случае извещение о дате проведения Правления Министерства, дублируется на электронную почту пользователей системы ЕИАС Самарского С.Л. и Ященко Ю.М. Уведомления направляются Министерством с пометкой «Особо важное».
Таким образом, оценив и исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также всю их совокупность, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Министерства от 06.02.2018 № 6/5 принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта и не противоречит законодательству в области регулирования тарифов на газоснабжение.
Следовательно, в удовлетворении заявленных требовании следует отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает произведенный зачет государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.04.2017 № 189 на сумму 3 212 руб. в счет оплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Поскольку при обращении в арбитражный суд истцом не оплачивалась государственная пошлина по требованию о взыскании неустойки, то прекращение производства по делу в указанной части не влечет возврат АО «Газпром газораспределение Челябинск» денежных средств из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
Прекратить производство по делу в части требования о взыскании неустойки в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения решения по настоящему делу.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Возвратить акционерному обществу «Газпром газораспределение Челябинск» из федерального бюджета 212 руб. - государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 21.04.2017 № 189 при обращении в арбитражный суд.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная