НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 28.10.2020 № А76-32930/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2020 года. 

Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску  Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда России в  Нагайбакском районе Челябинской области, ОГРН 1027401782352, г.  Челябинск, к Управлению образования администрации Нагайбакского  муниципального района Челябинской области, ОГРН 1027401782352 , г.  Челябинск, о взыскании 31 777 руб. 02 коп., 

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение управления Пенсионного фонда России  в Нагайбакском районе Челябинской области, ОГРН 1027401782352 , г.  Челябинск, (далее – истец, УПФР, фонд) обратилось в Арбитражный суд  Челябинской области с исковым заявлением к Управлению образования  администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской  области, ОГРН 1027401782352, г. Челябинск, (далее – ответчик,  Управление) о взыскании сумму переплаты страховой пенсии по старости  за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 в размере 31 777 руб. 02 коп.(л.д. 3-4). 

В обоснование иска УПФР ссылается на выявление факта излишней  выплаты страховой пенсии одного работающего пенсионера страхователя  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Куликовская средняя  школа» регистрационный номер ПФР 084-080-002083 за период с  01.01.2019 по 31.03.2020 в сумме 31 777 руб. 02 коп., вследствие  непредставления учреждением в установленный законом срок отчета по  форме СЗВ-М за январь 2019 года. 

УПФР полагает, что несвоевременное представление работодателем  сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло  неправомерную выплату пенсии в завышенном размере с учетом  индексации работающему пенсионеру Аитовой А.С. и, как следствие,  возникновение материального ущерба у УПФР. 

Поскольку сумма излишне выплаченных пенсий не была добровольно  возвращена Управлением, УПФР в Нагайбакском районе Челябинской  области обратился в суд с иском. 

Определением от 02.09.2020 исковое заявление принято к  рассмотрению в порядке упрощенного производства. 


Исходя из положений ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, согласно которым дело рассматривается в  порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное  разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с  этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и  месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального  действия. 

На основании ч. 1, 2 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, п. 13 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О  некоторых вопросах рассмотрения Арбитражными судами дел в порядке  упрощенного производства» исковое заявление и прилагаемые к нему  документы были размещены в режиме ограниченного доступа на интернет-  сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:  http://www.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел» в  установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации сроки. 

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации, изложенной в п. 22 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О  некоторых вопросах рассмотрения Арбитражными судами дел в порядке  упрощенного производства», решение по делу, рассматриваемому в  порядке упрощенного производства, принимается арбитражным судом  после истечения сроков, установленных арбитражным судом для  представления в суд доказательств и иных документов (ч. 5 ст. 228  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).  

Исходя из положений ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, согласно которым дело рассматривается в  порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное  разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с  этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и  месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального  действия. 

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела по правилам  упрощенного производства извещены надлежащим образом путем  направления в их адрес копии определения о принятии искового заявления  и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заказным  письмом с уведомлением, о чем свидетельствуют почтовые уведомления. 

Отзыв на исковое заявление и доказательства по делу ответчиком не  представлены, что не является препятствием к рассмотрению дела по  имеющимся в деле доказательствам. 

В силу ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 168 АПК РФ арбитражный суд  рассмотрел дело по имеющимся в деле доказательствам без каких-либо 


возражений ответчика, надлежащим образом извещенного о ходе  арбитражного процесса. 

Суд не нашел оснований для перехода к рассмотрению дела по общим  правилам искового производства. 

Резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства  вынесена 28.10.2020, в удовлетворении иска отказано в полном объёме. 

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии  со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не  подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что 13.03.2008 Аитова А.С. обратилась в  Фонд с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной на другую) с  указанием на то, что настоящее время она работает. 

 МОУ «Куликовская СОШ» сведения по форме СЗВ-М за январь 2019  года представлены с превышением установленного законом срока –  19.02.2019, и содержали сведения о застрахованных лицах, что послужило  основанием для принятия Фондом решений о выплате, и произведения  выплаты пенсионерке Аитовой А.С. в необоснованно завышенном размере  – с учетом индексации как неработающему пенсионеру за период с  01.01.2019 по 31.03.2020. 

Факт выплаты в период с 01.01.2019 по 31.03.2020 пенсии на лицевой  счет застрахованного лица подтверждается представленными в материалы  дела: решением о назначении пенсии, протоколом выявления излишне  выплаченных пенсионеру сумм пенсий от 07.04.2020 № 9, расчетом  излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 07.04.2020. 

Протокол выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсий  составлен истцом 07.04.2020, то есть спустя полтора месяца с даты  предоставления ответчиком сведений - 19.02.2020. 

Посчитав, что представление страхователем недостоверных сведений  повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии за период с  01.01.2019 по 31.03.2020 в общем размере 31 777 руб. 02 коп., истец  направил ответчику претензию с требованием о возврате излишне  выплаченной суммы пенсии. 

Поскольку в добровольном порядке требования истца не  удовлетворены, УПФР обратился в арбитражный суд с рассматриваемым  исковым заявлением. 

С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385- ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных  актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения 


страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и  социальных пенсий» (далее – Закон № 385-ФЗ). 

В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996   № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ)  дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь  ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным  периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него  застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры  гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в  соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых  взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 

Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9  Закона № 385-ФЗ). 

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета,  указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь  представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по  месту регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). 

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М,  утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской  Федерации от 01.02.2016 № 83п. 

Приказом Минтруда России от 30.01.2014 № 61н, действующим на  дату отчетного периода, сведения за который были представлены  ответчиком несвоевременно (июль 2016 года) утверждена «Инструкция о  порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета  сведений о застрахованных лицах». 

В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь  представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах,  работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры  гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым  начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда  Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в  порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №  27-ФЗ. 

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов,  других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих  условия трудовой деятельности застрахованного лица. 


Статья 3 Закона № 385-ФЗ дополнила Закон № 400 статьей 26.1, в  которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период  осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности. 

Согласно части 1 статьи 26.1 Закона № 400 пенсионерам,  осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному  пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от  15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в  Российской Федерации» (далее – обязательному пенсионному  страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к  страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом  выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим  Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера  фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера  страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы. 

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400 (в ред. от  01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы, в период  которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы  страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе  полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере,  исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом  индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой  пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в  период осуществления работы. 

При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 уточнение факта  осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной  деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному  страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи  производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,  ежемесячно на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета. 

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала  (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения)  выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона № 400. 

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400 решение о выплате сумм  страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в  порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в  месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим  пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные  страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. 

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона № 400 суммы страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения 


фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке,  предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с  месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение,  предусмотренное частью 6 настоящей статьи. 

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления  обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения  сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в  установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11  Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1  Закона № 400. 

В части 10 статьи 26.1 Закона № 400 указано, что при выявлении  обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в  связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений,  предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа,  осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без  удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии). 

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены  «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой,  проведения проверок документов, необходимых для их выплаты,  начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии  другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с  законодательством Российской Федерации, определения излишне  выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила № 885н). 

Согласно пункту 84 Правил № 885н выплата сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам,  осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в  период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в  порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона «О  страховых пенсиях». 

В соответствии с пунктом 85 Правил № 885н определение размера  сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального  закона «О страховых пенсиях», производится на основании сведений  индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на  индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. 


В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм  страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам,  указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»,  осуществляется на основании решения территориального органа  Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии). 

В силу пункта 88 Правил № 885н, в случаях, предусмотренных  частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а  также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного  лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации  (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в  соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых  пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с  частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»  сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной  деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на  суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда  Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о  выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)  путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков,  определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых  пенсиях». 

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1  Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке,  предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона «О  страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за  месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88  настоящих Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил №  885н). 

Из содержания приведенных пунктов Правил № 885н следует, что  выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на  основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.  Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда  Российской Федерации. 


Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации  (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии  получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной  деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на  суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда  Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о  выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)  путем вынесения нового решения. 

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6  статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н). 

В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном  частью 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»,  выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи  26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го  числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение,  предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за  прошлое время.  

Статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О  страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) установлена  ответственность работодателей за достоверность сведений,  представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного)  учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

В случае если представление недостоверных сведений или  несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход  средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают  Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт  2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). 

Согласно части 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения  или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной  статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или)  пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату  страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате  сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), 


определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи,  выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом,  осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения,  представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11  Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ). 

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3  настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в  котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей  статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). 

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской  Федерации лицо (далее – ГК РФ), право которого нарушено, может  требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом  или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право  нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления  нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный  ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при  обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было  нарушено (упущенная выгода). 

Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме  убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: 

- наличие вреда и его размера,

- противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого  повлекло причинение убытков, 

- наличие причинной связи между противоправными действиями  (бездействием) и наступившими последствиями, 

- вина причинителя вреда,

- доказанность существования всех этих условий ответственности в их  совокупности. 

В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает  обязанность лица возместить причиненный вред. 

Согласно положениям гражданского законодательства (пункт 1 статьи  15, пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) лицо, причинившее вред, освобождается от  возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. 

Таким образом, ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному  фонду Российской Федерации, наступает, если представлены  недостоверные сведения или достоверные сведения представлены  несвоевременно и такие действия повлекли за собой перерасход средств на  выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии)  лиц, несвоевременно представивших соответствующие сведения. 


Из содержания изложенных выше норм следует, что выплата  индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к  страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления  пенсионером работы, поскольку право на получение индексации имеет  только неработающий пенсионер. 

То есть с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую  пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. 

При этом уточнение факта осуществления (прекращения)  пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они  подлежат обязательному пенсионному страхованию органом пенсионного  фонда, ежемесячно на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета. 

Как было указано выше, сведения о том, осуществляет ли пенсионер  работу или нет, пенсионный фонд получает от страхователя, который  представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах,  работающих у него по трудовому договору по форме СЗВ-М. 

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения)  пенсионером работы возложено на пенсионный фонд, в данном случае на  истца, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на  основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан  представлять страхователь (ответчик). 

В рассматриваемом случае последующее удержание излишне  выплаченной пенсии из пенсии работающего пенсионера не производится  в силу части 10 статьи 26.1 Закона № 400 по причине отсутствия вины со  стороны пенсионера. 

Согласно позиции изложенной в определении Верховного Суда  Российской Федерации от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12- 41251/2015 действующее законодательство не допускает возложения на  гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате  необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на  выплату трудовых пенсий пенсионного фонда при отсутствии  недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. 

Следовательно, вопросы взыскания ущерба, причиненного  несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений  (персонифицированного) учета рассматриваются при участии пенсионного  фонда и работодателя-страхователя, без предварительного обращения к  пенсионеру-выгодоприобретателя. 

Судом установлено, что при сроке представления сведений о  застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2019  года не позднее 15.02.2019, Управлением сведения представлены в  дополняющей форме к исходной форме о количестве застрахованных лиц  за отчетный период январь 2019 года - 19.02.2020. 


При этом, из информации о застрахованных лицах Информационного  портала клиентской службы ПФР следует и сторонами не оспаривается,  что индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за период с февраля по  декабрь 2019 года были представлены ответчиком 12.03.2019, 09.04.2019,  16.05.2019, 10.06.2019, 12.07.2019, 14.08.2019, 10.09.2019, 09.10.2019,  13.11.2019, 05.12.2019, 13.01.2020 (в срок) и внесены на лицевые счета,  соответственно, в течение периода с февраля по декабрь 2019 года. 

С учетом изложенного, факт занятости пенсионерки Аитовой А.С. на  основании сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года, мог быть  обнаружен Фондом в последующем в течение периода с февраля 2019 года  по декабрь 2019 года – в момент представления ответчиком сведений о  застрахованных лицах 12.03.2019, 09.04.2019, 16.05.2019, 10.06.2019,  12.07.2019, 14.08.2019, 10.09.2019, 09.10.2019, 13.11.2019, 05.12.2019,  13.01.2020, то есть до вынесения решения о выплате сумм страховой  пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), поскольку  период переплаты истцом рассчитывается с 01.01.2019. 

Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений  по форме СЗВ-М за все предыдущие и последующие периоды не  принимать решения о выплате индексации пенсии с 01.01.2019. 

Кроме того, судом учитывается, что в представленных УПФР  сведениях о застрахованных лицах Информационного портала клиентской  службы ПФР, решении № 1225 от 28.03.2008, заявлении Аитовой А.С. в  Фонд от 13.03.2008 указано, что застрахованное лицо Аитова А.С. работает  педагогом в государственном и муниципальном учреждении, сведения о  факте работы гражданина за периоды с февраля 2019 года и далее были  представлены страхователем. 

Таким образом, вина ответчика в причинении ущерба за январь 2019  года отсутствует, поскольку уже следующие сведения по форме СЗВ-М за  февраль 2019 года, предоставленные истцу до принятия решения об  индексации пенсии, содержали сведения о работающей пенсионерке  Аитовой А.С. Сведения за февраль 2019 года и последующие сведения по  форме СЗВ-М представлены ответчиком в сроки, установленные пунктом  2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 385-ФЗ. 

Закон № 385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон № 27-ФЗ и в  Закон № 400, возлагает обязанности не только на страхователя, но и  предписывает пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт  осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной  деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400), и принимать в  зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении  ее выплаты. 

Если до или после издания распоряжения об осуществлении  индексации пенсии получены сведения о факте выполнения пенсионером  работы, фонд должен не принимать решение об индексации или 


пересмотреть ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии  путем принятия нового решения. 

Следовательно, переплата пенсии возникла не из-за виновных  действий работодателя-страхователя (ответчика), а из-за неосуществления  фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах. 

С учетом вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу об  отсутствии вины ответчика в причинении убытков истцу, недоказанности  противоправности его поведения, а также размера причинных убытков. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном,  объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле  доказательств, на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а  также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности,  арбитражный суд на основании анализа фактических обстоятельств  конкретного дела, исходя из наличия у контролирующего органа  пенсионного фонда на дату принятия решения об осуществлении спорных  выплат актуальных сведений за последующие месяцы, считает, что  обязанность ответчика возместить истцу ущерб не возникла. 

Оценивая представленные доказательства в их совокупности,  арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии наличия состава  правонарушения в действиях (бездействии) ответчика, и как следствие, для  возложения на ответчика ответственности в порядке ст.ст.15 ГК РФ

Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на  учреждение ответственности в виде возмещения ущерба в сумме 31 777  руб. 02 коп., Фондом не доказана, в связи с чем суд считает необходимым  отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. 

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы,  понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят  судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

Поскольку в соответствии со статьей 105 АПК РФ, статьей 333.37 НК  РФ истец освобожден от уплаты госпошлины за рассмотрение иска в суде,  в виду отказа в удовлетворении исковых требования государственная  пошлина по настоящему делу не взыскивается. 

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 227, 229 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований государственного учреждения  управления Пенсионного фонда России в Нагайбакском районе  Челябинской области, ОГРН 1027401782352 , г. Челябинск, к управлению  образования администрации Нагайбакского муниципального района  Челябинской области, ОГРН 1027401782352, г. Челябинск, о взыскании  суммы переплаты страховой пенсии по старости за период с 01.01.2019 по  31.03.2020 в размере 31 777 руб. 02 коп., отказать. 

Решение подлежит немедленному исполнению.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной  инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия,  а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со  дня принятия решения в полном объеме. 

Судья Т.В.Тиунова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы  можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  httр://18aas.arbitr.ru.