НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 27.11.2009 № А76-24713/09

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-24713/2009-47-357

27 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2009 года

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Гордеевой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» г. Челябинск

к ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска

при участии третьих лиц: ООО «ЮжУралБТИ»

о признании недействительным решения ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска от 23.06. 2009. № 9241

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, по дов-ти от 22.12.2008 № 4

от ответчика: ФИО2, ведущий специалист-эксперт инспекции, служ. уд. УР № 457700, по дов-ти от 11.06.2009 № 05-20/030008

от третьего лица: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска проведена камеральная налоговая проверка Открытого акционерного общества «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» г. Челябинск на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2008 г., в ходе которой установлена неуплата земельного налога за 2008 года в сумме 3010543 руб. в результате занижения налоговой базы. По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.05.2009 г. № 17956 и вынесено решение от 23.06.2009 г. № 9241 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 602 108, 60 руб. В решении ОАО «ЧелЖБИ-1» предложено уплатить земельный налог за 2008 год в размере 3 010 543,00 руб., пени в размере 302 258, 35 руб.

Решением УФНС по Челябинской области от 06.08.2009.№ 16-07/00 2552 (т.1.л.д.) по апелляционной жалобе ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» решение ИФНС от 23.06.2009 г. № 9241 оставлено без изменения.

Открытое акционерное общество «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска от 23.06.2009. № 9241 в полном объеме.

Заявитель просит признать вынесенное решение недействительным, указывая на следующее (т. 1 л.д. 2-7, т. 2 л.д. 77-80):

По мнению налогового органа, предприятием в результате занижения налоговой базы земельный налог в налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год занижен на 3010543 руб., неправомерно указана доля налогоплательщика в праве на земельный участок в размере 69/100.

1 марта 2005 года Открытым акционерным обществом «Челябинский завод железобетонных изделий №1» было продано недвижимое имущество, расположенное на земельном участке по адресу <...> по договору купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. Закрытому акционерному обществу «Центр административных преобразований» (ИНН <***>), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись номер 74-74-01/287/2005-068. Договор купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службой по Челябинской области с приложением №1 схемой земельного участка.

Фактическая территория (земельный участок) площадью 295 548 кв.м. находится в пользовании ОАО «ЧелЖБИ-1», огорожена забором и находится под охраной предприятия. Отчужденные по договору купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. объекты недвижимости и земельный участок площадью 139 991 кв.м. огорожен забором и охраняется новыми собственниками.

Таким образом, ОАО «ЧелЖБИ-1» не является пользователем земельного участка в части согласованной в приложении № 1 к договору купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г.

ОАО «ЧелЖБИ-1» в своих действиях руководствовалось ответом УФНС России по Челябинской области № 18-П/1 от 16.08.2005г. Из указанного письма следует, что в силу ст.35 и 65 ЗК РФ ЗАО «Центр административных преобразований» является плательщиком земельного налога.

ОАО «ЧелЖБИ-1» предпринимало все необходимые меры для преобразования земельного участка путем раздела. ОАО «ЧелЖБИ-1» заключило договор № 283 на проведение землеустроительных работ от 4 мая 2007 года со специализированной организацией ООО «ЮжУралБТИ». ООО «ЮжУралБТИ» произведены работы по межеванию земельного участка и формированию землеустроительного дела № 235. Новыми собственниками объектов недвижимости также проведены мероприятия по межеванию земельных участков, оформлены землеустроительные дела в части использования принадлежащих им объектов недвижимости, подписан Акт согласования границ земельного участка между ОАО «ЧелЖБИ-1» и новыми собственниками объектов недвижимости.

В нарушение условий п. 9 и п. 10 договора купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г., а также действующего законодательства ЗАО «ЦАП» не оформило право на земельный участок в границах указанных в приложении № 1 к вышеназванному договору.

В связи с тем, что ЗАО «ЦАП» осуществляло продажу объектов недвижимости, ранее приобретенных у нашего предприятия по договору купли-продажи недвижимости № 54 от01.03.2005г., не переоформив землю на себя, у ОАО «ЧелЖБИ-1» отсутствовала возможность согласовать новые границы земельного участка и провести работы по межеванию земельного участка ранее согласованного в названном договоре без согласования границ земельных участков со всеми новыми собственниками.

В связи, с тем, что в законодательстве отсутствует регламент оформления земельного участка при его разделе в случае, владения им на праве бессрочного (постоянного) пользования и существует большое количество противоречий и неясностей, все это затрудняет оформление земельного участка. Так, Администрацией города Челябинска предприятию выдан проект Постановления о межевании территории завода, в котором предусмотрен срок разработки проекта межевания территории ОАО «ЧелЖБИ-1» в течение одного года, а следующим этапом Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска предписано обеспечить проведение публичных слушаний. Таким образом, у предприятия отсутствует возможность, в быстрые сроки, оформить земельный участок в новых границах.

На момент вынесения решения у налогового органа отсутствовала информация, кто фактически является пользователем земли находящейся под проданными объектами недвижимости.

Так же, у налогового органа отсутствовала информация:

-осуществляет ли предприятие ЗАО «Центр административных преобразований» фактическое землепользование;

-не установлена причина, «почему налогоплательщиком ЗАО «Центр административных преобразований» в нарушение п.9 и п. 10 договора купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. право на спорный земельный участок не оформлено и фактически осуществляется бесплатное землепользование», какие либо документы по названному вопросу при принятии оспариваемого решения отсутствовали.

Таким образом, у ИФНС нет доказательств фактического пользования ОАО «ЧелЖ-БИ-1» земельным участком в части 139 991 кв.м.

Налоговым органом признается, что на основании п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение к другому лицу (в нашем случае ЗАО «Центр административных преобразований») приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Однако ИФНС сделаны неверные выводы. По мнению налогового органа «проданное недвижимое имущество, находится на земельном участке, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий №1», а ЗАО «Центр административных преобразований» данный земельный участок не приобрел и расчет по земельному налогу не представил, то плательщиком земельного налога, на котором расположено проданное недвижимое имущество, является ОАО «ЧелЖБИ-1».

Однако, в 2006 году ЗАО «Центр административных преобразований» уплачивал земельный налог за фактическое землепользование, до момента отчуждением им объектов недвижимости новым собственникам.

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Поскольку, глава 31 Налогового кодекса РФ определяя плательщиков земельного налога, связывает понятие «плательщик» с правом на земельный участок, налогоплательщики должны иметь соответствующее право на земельные участки, являющиеся объектом налогообложения.

ОАО «ЧелЖБИ-1» в связи с отчуждением недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. утратило право постоянного (бессрочного) пользование земельным участком в части занятой отчужденными зданиями, строениями, сооружениями и необходимой для их использования.

В соответствии с законом (п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ) Закрытое акционерное общество «Центр административных преобразований» приобрело вышеназванное право (с учетом позиции отраженной п.п. 14 Постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005г. №11 «О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства».

Исходя из принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, ЗАО «Центр административных преобразований», получив на праве собственности недвижимое имущество, получило в фактическое владение и пользование земельный участок.

Довод проверяющего о том, что ОАО «ЧелЖБИ-1» не отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а, следовательно, остается плательщиком земельного налога ошибочен, поскольку, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает у покупателя объектов недвижимости в силу прямого указания закона и для возникновения данного права не требуется отказа со стороны прежнего собственника от ранее предоставленного ему права.

В свою очередь, отсутствие своевременной регистрации права на земельный участок со стороны собственника недвижимости является основанием для предъявления к нему налоговых санкций за сокрытие объектов от налогообложения и не может рассматриваться в качестве основания для доначисления налога лицу, ранее обладающему земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и не имеющему права распоряжаться этим участком в силу запрета, установленного пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, представленная в налоговую инспекцию декларация по земельному налогу за 2008 год, в которой ОАО «ЧелЖБИ-1» применило долю налогоплательщика в праве на земельный участок в размере 69/100, соответствует действующим нормам Земельного и Налогового кодексов Российской Федерации, а потому доначисление налоговым органом платежа по земельному налогу, а так же начисление соответствующих пеней и санкций произведено необоснованно.

Статьей 109 НК РФ (с учетом Постановления ВАС РФ от 08.06.2004г. № 1339/04) установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии с п.3 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. ОАО «ЧелЖБИ-1» в своих действиях руководствовалось ответом УФНС России по Челябинской области № 18-П/1 от 16.08.2005г. Из указанного письма следует, что в силу ст.35 и 65 ЗК РФ ЗАО «Центр административных преобразований» является плательщиком земельного налога.

У ОАО «ЧелЖБИ-1» за 2008 год по земельному налогу в части фактически используемого участка не было задолженности перед бюджетом, что отражено в оспариваемом решении. Следовательно, ОАО «ЧелЖБИ-1» добросовестно исполняло обязательства по уплате земельного налога в части фактически используемого земельного участка.

Налоговый орган не согласен с требованиями заявителя по следующим основаниям:

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ право собственности, право постоянного бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним».

В силу ст. 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Датой государственной регистрации является день внесения записей о правах в Единый государственный реестр прав, следовательно, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента дарственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. Инспекцией установлено, что согласно постановлению Главы администрации Челябинска от 25.06.1992 г. № 591 Обществу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 435539 кв.м., расположенный по адресу: <...> «а».

На основании указанного постановления право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 74:36:06:09:0014:000000:0000 площадью 435539 кв.м. зарегистрировано ОАО «ЧелЖБИ-1» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.2008 г. Обществу выдано Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 13.08.2001 г.

Из материалов проверки следует, что в марте 2005 года ОАО «ЧелЖБИ-1» продало ЗАО «Центр административных преобразований» недвижимое имущество, положенное на земельном участке по адресу: <...> на основании договора купли - продажи недвижимости от 01.03.2005 №54.

В соответствии с п. 3 договора купли - продажи недвижимости от 01.03.2005 №54 ЗАО «Центр административных преобразований» приобретает в собственность объекты движимости, расположенные на спорном земельном участке, принадлежащем заявителю на праве бессрочного постоянного) пользования.

Пунктом 9 договора купли - продажи недвижимости от 01.03.2005 №54 установлено, что согласно ст. 552 ГК РФ и п. 1 ст. 35 ЗК РФ ЗАО «Центр административных преобразований» приобретает право пользования земельным участком, занятым объектами недвижимости, на тех же условиях, что и ОАО «ЧелЖБИ». Права на земельный участок подлежат оформлению и государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно информации, полученной по запросу инспекции, от Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (письмо от 11.03.2009 №01/164/2009-15), Комитета по Управлению имуществом и земельным отношениям ( письмо от .03.2009 №2767), земельный участок с кадастровым номером 74:36:06:09:0014:000000:0000 общей площадью 435539 кв.м принадлежит на праве бессрочного постоянного) пользования ОАО «ЧелЖБИ-1».

ЗАО «Центр административных преобразований» после приобретения объектов недвижимости по договору купли - продажи недвижимости от 01.03.2005 №54 в целях оформления права на спорный земельный участок площадью 139991 кв.м. договор аренды земли не заключало, в собственность земельный участок в соответствии с п. 2 ст. Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ не приобретало.

Ссылка Общества на то, что спорный земельный участок прекратил свое существование в связи с выделением новых земельных участков и присвоением им новых кадастровых номеров, не может быть принята во внимание.

Данные кадастровых паспортов с новыми земельными участками оформлены 1.03.2009 г., следовательно, не относятся к проверяемому налоговому периоду (2008 г.) не имеют правового значения в отношении оспариваемого решения налогового органа.

Правомерность позиции налогового органа о доначислении ОАО «ЧелЖБИ- 1» земельного налога за 2008 г. подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

В частности в п. 1 постановления говорится о том, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, Инспекцией правомерно доначислен Обществу земельный налог за 2008 год на всю общую площадь 435539 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 74:36:06:09 003:0014:000000:0000.

Довод заявителя о том, что при расчете земельного налога за 2008 г. ОАО «ЧелЖБИ-1» руководствовалось ответом УФНС России по Челябинской области № 18- от 16.08.2005 г., а выполнение письменных разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах исключает вину лица в совершении налогового правонарушения, считаем необоснованным.

Письмо УФНС России по Челябинской области № 18-II/1 датировано 16.08.2005 г., еще до вступления в силу гл. 31 НК РФ «Земельный налог», вступившей в силу на территории РФ с 1 января 2006 г. Поэтому при расчете земельного налога за 2008 г. Общество должно было руководствоваться Налоговым Кодексом РФ, регулирующим земельные правоотношения, а не письмом УФНС России по Челябинской области от 16.08.2005 г.

На основании изложенного, обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, в данном случае не имеется.

Кроме того, 20.08.2009 г. Арбитражным судом Челябинской области было рассмотрено дело № А76-10046/2009-43-64 по спору между ОАО «ЧелЖБИ-1» и ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска.

Предметом спора по указанному делу явилось решение инспекции о доначислении Обществу земельного налога за 3 квартал 2008 г. на всю площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> «а».

Решением суда от 20.08.2009 г. в удовлетворении требований Обществу было отказано. Судом установлено, что обязанность по уплате земельного налога лежит на ОАО «ЧелЖБИ-1», поскольку вся площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 74:36:0609003:14 принадлежит Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

С выводами суда первой инстанции согласился и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Решение суда вступило в силу 15.10.2009 г.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не оказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением суда по делу № А76-10046/2009-43-64 установлено, что ОАО «ЧелЖБИ-1» является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0609003:14 площадью 435539 кв.м.

Дело № А76-10046/2009-43-64 имеет преюдициальное значение для рассмотрения стоящего спора.

Суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:

Решением Арбитражным судом Челябинской области от 20.08.2009 г по делу № А76-10046/2009-43-64, вступившим в законную силу, действительно был рассмотрен спор между ОАО «ЧелЖБИ-1» и ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска о признании недействительным решения ИФНС от 23.03.2009г. № 1355 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Предметом спора являлось правомерность доначисления ИФНС авансового платежа за 3 кв.2008г. по земельному налогу в отношении земельного участка, фактическим землепользователем которого является другое юридическое лицо с 2005г.

В данном решении судом, в частности, были установлены следующие обстоятельства:

Как следует из справки Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 19.03.2009г. № 2767, постановлением главы администрации г.Челябинска от 25.06.1992 г. № 591 , государственный акт Ч № 000478-92, Кооперативному предприятию «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 435539 кв.м., расположенный по ул.Героев Танкограда, 1а, в Калининском районе г.Челябинска (т.2 л.д.52-60).

Между ОАО «Челябинский ЖБИ № 1» (Продавец) и ЗАО «Центр административных преобразований» (Покупатель) 1 марта 2005г. заключен договор № 54 купли-продажи недвижимости, в соответствии с которым Продавец продал, а Покупатель приобрел объекты недвижимости, принадлежащие Продавцу на праве собственности, расположенные на земельном участке общей площадью 139 991 кв.м. Остальной земельный участок площадью 295 548 кв.м. продолжал находиться в пользовании у истца. Размеры указанных земельных участков сторонами не оспариваются.

Впоследствии ЗАО «Центр административных преобразований» разделило земельный участок на несколько частей и в свою очередь продало разным собственникам.

В настоящее время в фактическом пользовании ОАО «Челябинский завод ЖБИ № 1» находится земельный участок площадью 295 548 кв.м. Исходя из площади указанного земельного участка истец при налоговом расчете авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008г. указал долю налогоплательщика в праве на земельный участок в размере 69/100.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.03.2009г. № 01/164/2009-275 , правообладателем земельного участка площадью 435 539 кв.м., кадастровый номер 74:36:06 09 006:0014, расположенного по адресу <...> является Открытое акционерное общество «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, поскольку истец является правообладателем всего земельного участка площадью 435 539 кв.м., в объект налогообложения по земельному налогу должен быть включен весь земельный участок, в том числе и занятый под объектами, отчужденными по договору от 01.03.2005г.

Суд приходит к выводу, что в ходе дополнительных мероприятий новых собственников на спорный земельный участок не выявлено, а вопросы фактического землепользования к существу спора и налогоплательщику (ОАО «ЖБИ № 1») отношения не имеют.

Таким образом, решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.08.2009 г по делу № А76-10046/2009-43-64 установлены обстоятельства, существенные для рассмотрения данного спора и им дана надлежащая оценка. Указанные обстоятельства до окончания налогового периода 2008г. не изменились.

В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ, следует полагать верными выводы ИФНС, совершенными в оспариваемом решении в отношении обязанности ОАО «ЖБИ № 1» исчислять и уплачивать земельный налог исходя из площади всего земельного участка площадью 435 539 кв.м., кадастровый номер 74:36:06 09 006:0014, расположенного по адресу <...> предоставленному ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы администрации г. Челябинска от 25.06.1992 г. № 591 , государственным актом Ч № 000478-92.

В отсутствие возражений заявителя в отношении произведенного ИФНС расчета налога в размере 3 010 543,00 руб. и пени в размере 302 258, 35 руб. требования ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» в данной части удовлетворению не подлежат.

В части начисления штрафа, суд считает, следует руководствоваться следующим:

В решении № 9241 от 23.06.2009 г.(т.1 л.д.25-35) налоговый орган указал, что в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата суммы налога в результате неправильного исчисления влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. . Сумма налоговых санкций составила- 602108,60 руб. (3010543 * 20%).

Однако, неправильное исчисление налога само по себе не влечет применения налоговой ответственности, так как, в соответствии со ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Оценка же действий заявителя на предмет наличия вины (ст.110 НК РФ) налоговым органом не осуществлялась.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» было принято 23.07.2009 г. При этом как указано в самом постановлении, его принятие обусловлено возникшими в судебной практике вопросами, связанными с взиманием земельного налога, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению.

Налоговым органом не оспаривается то обстоятельство, что ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий № 1» фактически не пользуется земельным участком, находящимся под недвижимым имуществом, перешедшим по договору купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г. Закрытому акционерному обществу «Центр административных преобразований».

В нарушение условий п. 9 и п. 10 договора купли-продажи недвижимости № 54 от 01.03.2005г., ЗАО «ЦАП» не оформило право на земельный участок в границах указанных в приложении № 1 к вышеназванному договору.

По месту нахождения недвижимого имущества (нежилых помещений) по ул. Героев Танкограда, 1 «а» на учете в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска, состоят следующие юридические лица: ООО «Эрфольг», ООО Регионстрой», ООО «Промнедвижимость», ООО «Прогресс», ООО «Крез-дуэт», ООО Уралпромлизинг», ООО «ЕкатеринбургАвтоГаз».

По месту регистрации по ул. Героев Танкограда, 1 «а» на учете в ИФНС России по в Калининскому району г. Челябинска, состоят следующие юридические лица: ООО Челябинская литейная компания», ЗАО НПО «Пневмаш», ООО «ЕКК», ООО «Завод МеталлСтройМонтаж», ООО ПСК «Восток».(т.2 л.д.72 )

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено ООО «ЮжУралБТИ».

Как следует из отзыва (т.2 л.д. 1-2):

между ООО «ЮжУралБТИ» и ООО «Чистые активы» (действовало на основании Агентского договора № 1 от 31.08.2006 г от имени организаций, указанных в Приложении №1 к договору и обладающих правом собственности на здания, строения и сооружения, расположенные на территории ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий №1».) 06.09.2006.г. был заключен договор б/н на выполнение землеустроительных работ в отношении 28-ми земельных участков, расположенных по адресу: <...> общей площадью ориентировочно 87 380 (восемьдесят семь тысяч триста восемьдесят) кв.м. Работы выполнялись поэтапно, выполнение работ подтверждалось Сторонами путём подписания Актов выполненных работ: №1052 от 04.07.2007 г., №1634 от 14.09.2007г., №1633 от 14.09.2007 г., №1493 от 18.05.2009 г. Одновременно выполнялись землеустроительные работы по договору № 283 от 04.05.2007г., заключенному между ООО «ЮжУралБТИ» и ОАО «Челябинский завод железобетонных изделий №1». Указанные работы были выполнены 28 марта 2008г., о чем свидетельствует акт выполненных работ. (т.1 л.д.57-61)

В отношении ООО «ЕКАТЕРИНБУРГАВТОГA3» КУиЗО г. Челябинска вынесено распоряжение об утверждении границ земельного участка(т.1 л.д.62).

Новыми собственниками объектов недвижимости проведены мероприятия по межеванию земельных участков, оформлены землеустроительные дела в части использования принадлежащих им объектов недвижимости (т.1 л.д.58-59).

В соответствии с п. 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или: орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Налоговым органом не оспаривается, что совместное обращение не имело места, по итогам обращения ОАО «ЧелЖБИ-1» в орган местного самоуправления, Администрацией города Челябинска предприятию выдан проект Постановления о межевании территории завода, в котором предусмотрен срок разработки проекта межевания территории ОАО «ЧелЖБИ-1» в течение одного года, а следующим этапом Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска предписано обеспечить проведение публичных слушаний.

Таким образом, ОАО «ЧелЖБИ-1» предпринимало все необходимые меры для установления новых границ принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем его действия не образуют противоправного поведения.

Учитывая изложенное, оспариваемое решение № 9241 от 23.06.2009 следует признать недействительным в части взыскания штрафа в сумме 602108,6 руб.

В соответствии с п.1 ст.102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., по платежному поручению № 1189 от 24.08.2009, а так же госпошлина в размере 1 000 руб., уплаченная по платежному поручению № 1190 от 24.08.2009. Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167–168, 199 – 201, 324, 327 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требования Открытого акционерного общества «Челябинский завод железобетонных изделий № 1 » г. Челябинск удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска № 9241 от 23.06.2009 в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2008 г. в размере 602 108 руб. 60 коп.

Взыскать с ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению № 1189 от 24.08.2009, госпошлину в размере 1 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 1190 от 24.08.2009.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.Б.Каюров