НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 27.07.2009 № А76-10604/09

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«28» июля 2009 года Дело № А76-10604/2009-25-130

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2009г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2009г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.Д. Мухлынина

при ведении протокола судебного заседания помощником Пашкульской Т.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала № 2, г. Челябинск

к   ООО «Маршрутное такси № 3», г. Челябинск

о  взыскании 10 354,39 руб.

при участии в заседании:

от заявителя  : Авдиенок Е. А.- начальник отдела правового обеспечения, действующая на основании доверенности от 24.12.2008 № 40

от ответчика:   не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Челябинского филиала № 2 (далее –истец, ГУ- ЧРО ФСС РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «Маршрутное такси № 3» о взыскании не принятых по результатам выездной проверки расходов в сумме 10 354 руб. 39 коп.

Ответчик возражения на исковое заявление не представил, требования не оспорил. Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 19,86), в судебное заседание не явился.

В соответствии с пунктом 3 ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенной стороны не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.

ООО «Маршрутное такси № 3» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.02.2004г., основной государственный регистрационный номер 1047424505479 (л.д. 31-33).

На основании решения директора Челябинского филиала № 2 от 20.10.2008 № 285 в ООО «Маршрутное такси № 3» была проведена выездная документальная проверка по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 (л.д. 37). С указанным решением страхователь ознакомлен 20.10.2008, о чем свидетельствует учиненная на решении подпись руководителя ответчика.

По результатам проведенной проверки 22.12.2008 составлен акт № 321, в котором отражены следующие нарушения:

1. при исчислении среднего заработка Янтуриной З.Т. для расчета пособия по беременности и родам допущена ошибка в определении календарных дней расчетного периода- расчет произведен исходя из рабочих дней, в то время как необходимо применять календарные дни. В результате неправильного исчисления количества дней для среднего заработка, завышен размер пособия на 4 580 руб. 39 коп.

2. страхователем выплачено пособие на погребение Соколовой Н.В., не являвшейся на день смерти сотрудником страхователя. Выплата пособия на погребение Бокина В.В. произведена при отсутствии справки ЗАГСа о смерти. В результате страхователем излишне израсходовано 2 300 руб. средств Фонда социального страхования РФ.

3. в 2005-2006г. страхователем выплачено пособие на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми- инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет в размере 3 474 руб. при отсутствии справки органа социальной защиты населения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении.

Согласно п. 13 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам», утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Справка о проведенной проверке составлена 28.10.2008 (л.д. 34), следовательно, акт должен быть составлен не позднее 28.12.2008.

Акт проверки вручен ответчику 22.12.2008, что подтверждается учиненной на последнем листе акта подписью директора страхователя- Игнатьева.

22 декабря 2008 страхователю было вручено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов проверки (л.д. 35).

На акт проверки ООО «Маршрутное такси № 3» возражений не представило, на рассмотрение материалов проверки ответчик не явился.

28 января 2009 за № 12/321 фондом вынесено решение о непринятии расходов, произведенных страхователем – работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения ФСС на цели обязательного социального страхования (л.д. 14-15). Указанным решением не приняты в счет средств, полученных от отделения с нарушением требований законодательных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо неподтвержденных в установленном порядке, расходы в сумме 10 354,39 руб.

Решение № 13/321 получено страхователем 02.02.2009.

На основании решения о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, отделение Фонда направило страхователю в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения требование о возврате средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования, от 17.02.2009 (л.д. 16), с предложением уплатить 10 354,39 руб. в срок до 27.02.2009.

Указанное требование ответчиком получено 17.02.2009, что подтверждается подписью директора общества на последнем листе, в добровольном порядке не исполнено.

В соответствии с п. 13 Методических указаний, если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный Фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке.

Изучив материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:

В соответствии со статьей 44 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам», утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, за счет средств обязательного социального страхования выплачиваются следующие виды пособий:

пособие по временной нетрудоспособности;

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - до 01.01.2007; с 01.01.2007 - ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

13 сентября 2007 сотруднику ответчика Янтуриной З.Т. медицинским учреждением бы выдан листок временной нетрудоспособности № 2442964 по показаниям- отпуск по беременности и родам (л.д. 45). По данному листку Янтуриной З.Т. страхователь выплатил пособие по беременности и родам в сумме 470 414,65 руб. Выплата произведена за счет средств истца, что подтверждается расчетами по средствам ФСС (л.д. 63-65).

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по беременности и родам регулируется Положением об особенностях порядка исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Согласно п. 6 указанного Постановления пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.

Так как листок временной нетрудоспособности № 2442964 был выдан 13.09.2007, то в силу п. 6 Постановления Правительства № 375 для исчисления среднего заработка подлежит принятию период с сентября 2006 по август 2007.

Согласно расчету страхователя (л.д. 45) период для исчисления среднего заработка был определен ООО «Маршрутное такси № 3» правильно.

При определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются период временной нетрудоспособности, а также другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 8 Постановления). В связи с чем, из расчетного периода работодателем исключены периоды, когда Янтурина З.Т. находилась на листке временной нетрудоспособности и в очередном отпуске. Всего 65 дней.

В соответствии с п. 15 Постановления, средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период.

Из расчета страхователя следует, что, начиная с мая 2007г. при исчислении среднего заработка учитывались только рабочие дни, в результате чего в расчет не оказалось не включенным 65 дней, что привело к уменьшению расчетных дней и увеличению размера среднего заработка, и как следствие, увеличение размера пособия.

Исходя из расчета страхователя среднедневной заработок составил 288 ,675 руб. (76 787,81 руб. : 226 дней), в то время как должен составить 255,96 руб. (76 787,81 руб. :300 дней). Количество дней выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 дней (ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями при временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»). По данным страхователя размер пособия составил 40 414,65 руб. (288,68 руб. х 140 дней) (л.д. 62-65), по данным фонда- 35 834,26 руб. (255,96 руб. х 140 дней). Таким образом, образовалась разница в размере 4 580 руб. 39 коп., излишне уплаченная страхователем за счет средств ФСС РФ Янтуриной З.Т.

При указанных обстоятельствах у страхователя возникла обязанность по возврату фонду ущерба, в размере 4 580,39 руб., образовавшегося в результате выплаты неправильно посчитанной суммы пособия по беременности и родам.

В соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Обязанностью застрахованных лиц является своевременное предъявление страховщику документов, содержащих достоверные сведения и являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

При проведении проверки фондом установлено, что страхователем на основании справки о смерти Соколовой Н.В., уволившейся 18.11.2004, в декабре 2004г. выплачено пособие на погребение в сумме 1 150 руб., а также выплачено пособие на погребение в сумме 1 150 руб. в феврале 2007г. на погребение Бокина В.В. при отсутствии соответствующей справки ЗАГСа. Возмещение указанных расходов произведено по расчетным ведомостям за 11 месяцев 2007 (л.д. 62-65) и за 4 месяца 2007 (л.д. 80-83).

Начисление и выплата пособия производятся на основании Закона N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 и Временного порядка, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 N 16.

Согласно статье 2 вышеуказанного закона, выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером.

Следовательно, для выплаты пособия на погребения организацией необходимо одновременного наличия двух условий- наличие справки ЗАГСа о смерти и трудовых отношений с организацией, плательщиком пособия. В случае, если умерший на день смерти не состоял с организацией в трудовых отношениях выплата производится за счет средств Пенсионного фонда РФ либо органа социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, Соколова Н.В. расторгла с ООО «Маршрутное такси № 3» трудовые отношения 22.11.2004, что подтверждается приказом № 35 от 02.12.2004 (л.д. 46). Справка о смерти № 14964 от 07.12.2004, содержит сведения о том, что Соколова Н.В. умерла 04.12.2004. то есть после расторжения с работодателем трудовых отношений.

В феврале 2007г. страхователем было выплачено пособие на погребение Бокина В.В. в сумме 1 150 руб., умершего 01.02.2007. На момент проведения проверки у страхователя отсутствовало основание выплаты пособия- справка ЗАГСа о смерти.

Требованием о представлении документов от 27.10.2008, фонд запросил у страхователя указанную справку. Требование о представлении документов получено ответчиком 27.10.2008 (л.д. 36), однако подтверждающий документ фонду представлен не был.

При буквальном толковании ст. 2 Федерального закона № 8-ФЗ следует, что на лицо, обращающееся за пособием на погребение возложена обязанность по представлению справки для получении пособия, а на орган уполномоченный выдать пособие- обязанность произвести такую выдачу только при наличии подтверждающей факт наступления предусмотренного законом № 8-ФЗ факта- смерти застрахованного лица, справки.

Из указанного следует, что отсутствие справки о смерти и трудовых отношений с умершим, лишает уполномоченный орган (в данном случае ООО «Маршрутное такси № 3») права на выдачу пособия на погребение.

Так как ООО «Маршрутное такси №3» выдало пособия на погребение Соколовой Н.В. и Бокина В.В. с нарушением условия, предусмотренных ст. 2 федерального закона № 8-ФЗ, действия Фонда социального страхования РФ в лице Челябинского филиала № 2 по взысканию задолженности в сумме 2 300 руб. с страхователя подлежат признанию обоснованными.

На основании личных заявлений Синенко А.А., приказами от 17.08.2005 № 37к, от 15.09.2005 № 45к., от 13.10.2005 № 50к, от 16.11.2005 № 60к, от 29.11.2005 № 66к Синенко А.А. в период с августа по ноябрь 2005г., было предоставлено по 4 дополнительных выходных дня ежемесячно с сохранением средней заработной платы как матери ребенка- инвалида в возрасте 6 лет (л.д. 48-52).

Расходы на эти цели отражаются в расчетной ведомости установленной формы 4-ФСС РФ.

Форма 4-ФСС РФ утверждена Постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 N 111 (в ред. Постановлений ФСС РФ от 31.03.2006 N 37, от 19.01.2007 N 11, от 27.07.2007 N 165, от 21.08.2007 N 192).

Выплаты в сумме 3 474 руб. были осуществлены как в 2005г., так и в 2006г. за счет средств истца, что подтверждается расчетными ведомостями за 2005-2006 годы (л.д. 56-59, 75-78) и платежными поручениями № 707 от 29.03.2006 и 3951 от 25.11.2005 (л.д. 72,54).

В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

Правила предоставления дополнительных оплачиваемых дней в месяц изложены в Разъяснении Минтруда России N 3 и ФСС РФ N 02-18/05-2256 от 04.04.2000 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утвержденном Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 N 26/34 (в ред. Постановления Минтруда России N 26, ФСС РФ N 40 от 15.04.2002).

Согласно п. 10 Разъяснений оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 1 указанных разъяснений предусмотрено, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении

При проведении проверки справка органа социальной защиты населения страхователем представлена не была, как не была представлена и по требованию фонда от 27.10.2008.

При указанных обстоятельствах, страхователем не доказана правомерность выплаты среднего заработка при предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дня на сумму 3474 руб., в том числе за 2006г. -1 884 руб., за 2005г.- 1 590 руб.

Отсутствие подтверждающих обстоятельства документов является основанием для взыскания необоснованно перечисленных денежных средств в сумме 3 474 руб.

Согласно ст. 102 АПК РФ основание и порядок уплаты госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В соответствии со ст. 333.16 НК РФ при обращении с заявлением в арбитражный суд уплачивается госпошлина в размере, определяемом настоящим Кодексом. При этом п. 1 ст. 333.37 НК РФ определяет круг лиц, освобожденных от уплаты госпошлины. К таким лицам относятся государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законов, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В связи с тем, что ГУ-ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала № 2 относится к государственным органам, обратившимся в суд для защиты государственных интересов, заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Как следует из под. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ в случае, если заявитель освобожден от уплаты госпошлины и решение вынесено не в пользу ответчика, ответчик признается плательщиком госпошлины.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Маршрутное такси № 3», г. Челябинск, ОГРН 1047424505479, расположенного по адресу г. Челябинск ул. Труда, 66 в пользу ГУ –ЧРО ФСС РФ в лице Челябинского филиала № 2 10 354 руб. 39 коп. задолженности.

Взыскать с ООО «Маршрутное такси № 3» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в ФАС Уральского округа через Арбитражный суд Челябинской области.

С у д ь я Л.Д. Мухлынина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.