НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 26.10.2011 № А76-12416/11

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

  г. Челябинск

02 ноября 2011 года Дело № А76-12416/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2011

Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011

Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Кунышева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Шальковой, рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, каб. 607, дело по заявлению ГУ-УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области

к ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» (ГУ ОГАЧЧО)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, г. Магнитогорск

о взыскании суммы переплаты трудовой пенсии по старости в размере 923 руб. 97 коп.

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 11.01.2011, паспорт

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 23.08.2011, паспорт

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Государственное Учреждение - УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» (ГУ ОГАЧЧО) о взыскании суммы переплаты трудовой пенсии по старости в размере 923 руб. 97 коп.

ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области обратилось с заявлением о взыскании переплаты с государственного учреждения «Объединенный государственный архив Челябинской области» в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации сумму переплаты трудовой пенсии по старости в размере 923 руб. 97 коп. Считает, что в результате представления ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» недостоверных сведений о заработной плате ФИО1 образовалась переплата трудовой пенсии по старости в размере 923 руб. 97 коп. за период с 09.01.2011 по 28.02.2011., что влечет ответственность, предусмотренную п. 4 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 (далее ФЗ №173- ФЗ).

ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» требования не признал по мотивировке, изложенной в отзыве. Указал, что в выданной ФИО1 справке специалистом ошибочно (техническая ошибка) была указана существенно завышенная заработная плата за март 1991 года, которая составила в 1991 рубль, тогда как в течение года среднемесячная заработная плата ФИО1 не превышала 400 руб. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Однако запрос последовал только в феврале 2011 года, уже после того как ФИО1 была назначена и выплачена пенсия. Просил суд обязать истца произвести перерасчет пенсии ФИО1 на текущую дату.

Судом по делу привлечено третье лицо ФИО1, которое в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке п. 3 ч. 2 ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Челябинской области, на который имеется ссылка во всех определениях Арбитражного суда Челябинской области по настоящему делу, в судебное заседание не явилась (л.д.77, 82). Письменное мнение к судебному заседанию не представила.

Как следует из материалов дела ФИО1 обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением от 09.12.2010 о назначении пенсии по заработной плате за период с 01.11.1986 по 31.10.1991 (л.д. 16). При этом ФИО1 представила архивную справку №499 от 26.10.10 (л.д. 17), выданную ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» о размере заработной платы за 1991 год согласно указанной справки заработная плата пенсионера за март 1991 год составила 1991 руб.

В материалы дела Пенсионным фондом представлен запрос справки о заработной плате на ФИО1 №001, датированной 14.12.2010, согласно которой отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Орджоникидзевского района ГУПФР в г. Магнитогрске Челябинской области просит дооформить справку о заработной плате №499 от 26.10.2010 на ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работавшей в Правобережном райкоме КПСС в период с 13.02.1991 по 10.11.1991 в должности машинистки. Необходимо уточнить сумму заработной платы за март 1991 года, в данной графе указанна сумма 1991 руб., тогда как заработная плата за другие месяцы в среднем 250 рублей (л.д. 21).

При рассмотрении дела судом установлено, что указанный запрос от 14.12.2010 направлен ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» 28.01.2011, что подтверждается представленными в материалы дела Пенсионным фондом журналом регистрации запросов в архивные органы по электронному документообороту (л.д. 85-89) отчетом о получении архивом запроса (л.д. 116-117) и не оспаривается заявителем.

Согласно приказу ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» №22-59/166 от 27.07.2009 (л.д. 92-93) утвержден порядок информационного обмена между территориальными органами ПФР Челябинской области и государственным и муниципальными архивами Челябинской области. Во исполнение Соглашения между Государственным комитетом по делам архивов Челябинской области и государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации об обмене документами в электронном виде №084Д000-040 от 13.07.2009. (л.д. 92-93). Указанным порядком установлено, что при обращении застрахованного лица и (или) пенсионера для установления пенсии, а также в период заблаговременной подготовки документов лиц, уходящих на пенсию, правовой обработки сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, либо поступлении из других территориальных органов ПФР (страхователь, застрахованных лиц) запросов об оказании содействия в получении справок о стаже или заработной плате, специалист клиентской службы (отдела назначения и перерасчета (выплаты) пенсии, отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц) при необходимости: формирует запрос информации о периодах трудовой деятельности и (или) о заработной плате заявителя в электронном виде по установленной форме, контролирует получение запроса архивным отделом (в случае неполучения запроса в течение 3 дней после его отправки сообщает о возникшей ситуации ведущему специалисту - эксперту отдела организации назначения и перерасчета пенсий ОПФР по Челябинской области); контролирует не позднее дня, следующего за днем получения архивным органом запроса, совершения архивным органом последующих процессуальных действий: принятие запроса к исполнению - путем получения уведомления о приеме запроса к рассмотрению, непринятие запроса к рассмотрению - путем получения об отказе в приеме запроса к рассмотрению; контролирует по истечении 30 дней после получения запроса архивным органом поступления из архивного органа уведомления об отработке запроса (л.д. 94-96).

Из материалов дела следует, что ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» при получении 28.01.2011 запроса Пенсионного фонда по электронному документообороту направлена 08.02.201 справка №54 (л.д. 18), согласно которой заработная плата ФИО1 за март 1991 года составила 212 руб. 75 коп.

Между тем Пенсионным фондом с 09.01.2011 назначена и выплачивалась пенсия по старости ФИО1 в соответствии со ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ на основании сведений, отраженных в справке, выданной ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» от 26.10.2010 №499. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п.3 ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о трудовых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пунктом 2 указанной статьи Закона о трудовых пенсиях установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 данного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Специальной нормой права, а именно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков.

Из материалов дела следует, что размер заработной платы ФИО1 за предъявленный период не превышал 700 руб. (л.д. 112-113,110) и, как следует из запроса, направленного Пенсионным фондом в ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» размер заработной платы за март 1991 года, по мнению специалиста Пенсионного фонда, подлежал уточнению.

Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Министерства труда РФ и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб, урегулирована процедура обращения за установлением пенсии.

Согласно пункту 6 данных Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в том числе проверяет правильность оформления заявления и соответствии изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда дает оценку содержащимся в нем сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствия сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Пунктом 13 Правил установлено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Исходя из изложенного, арбитражный суд считает, что при рассмотрении заявления ФИО1 о назначении пенсии и документов, представленных в обоснование заявления, у территориального Пенсионного фонда имелась обязанность по оценке содержащихся в представленных документах сведений и право, в случае необходимости, предложить ФИО1. представить уточненные сведения, либо истребовать самостоятельно.

Таким образом, поскольку причиной выплаты пенсии стало самостоятельное толкование работниками Управления Пенсионного фонда сведений о заработной плате ФИО1, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-168, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.А.Кунышева