Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск № А76-51879/05-47-1839/338
26 июня 2006г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2006г.
Полный текст решения изготовлен 4 июля 2006г.
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Каюрова С.Б.,
при ведении протокола судьей Каюровым С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
«Магнитогорский психоневрологическийинтернат»г.Магнитогорск
к ИФНС РФ по Ленинскому району города Магнитогорска Челябинской области
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, ФИО2
от ответчика: ФИО3, ФИО4
УСТАНОВИЛ:
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магнитогорский психоневрологическийинтернат» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области № 276/17 от 30.12.1988.
ИФНС РФ по Ленинскому району города Магнитогорска проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2002г. по 31.12.2003г., по результатам которой составлен акт № 53 от 17.05.05. вынесено решение № 53 от 02.11.05.
Указанным решением учреждение привлечено к налоговой ответственности по:
-ст. 123 НК РФ за неправомерное не перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет (2002-2004г.г.) в виде штрафа в размере 22 030 руб.;
-ч.1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в бюджет в результате занижения налогооблагаемой базы (2002-2004г.г.) в виде штрафа в размере 60 328 руб. 11 коп.
Также заявителю было предложено уплатить не полностью уплаченные:
НДФЛ в размере 110151 руб.;
ЕСН в размере 301640,58 руб.
Пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 180 269 руб.
На основании указанного решения, Магнитогорскому психоневрологическому интернату были выставлены требования № 12591 об уплате налога по состоянию на 09.11.2005г. на сумму недоимки 411 791,58руб. и пени на сумму 180269,54руб.; № 756 об уплате налоговой санкции от 09.11.2005г. всего на сумму 82358,31 руб.
В связи с неисполнением требований налоговым органом было вынесено решение № 4005 от 08.12.2005г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Заявитель не согласен с решением, просит признать недействительными решение № 53 от 02.11.2005г. и решение № 4005 от 08.12.2005г о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке. Кроме того, просит взыскать с ИФНС России по Ленинскому району города Магнитогорска судебные расходы в виде оплаты юридической помощи в размере 8 000 руб.
Оспариваемое решение основано на следующих выводах:
Невыполнение налоговым агентом обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 110151,00 руб.
При проверке авансовых отчетов установлен факт списания подотчетных сумм без наличия подтверждающих документов, оформленных в установленном порядке.
Так, в подтверждение произведенных расходов подотчетных сумм прикладывались квитанции к приходным ордерам, выданных индивидуальными предпринимателями, накладные на отгрузку строительных материалов и продуктов питания, которые фактически индивидуальными предпринимателями не выдавались.
Согласно представленных объяснительных предпринимателей, квитанции ' к приходным ордерам не выписывались, расчеты с ГУ Магнитогорским психоневрологическим интернатом частично производились через кассовые аппараты и частично через расчетные счета. В накладных на отпуск товаров стоят подписи им не известные, продуктовые наборы индивидуальные предприниматели не формировали, ассортимент товара в магазине не соответствует наименованию товара, указанному в оправдательных документах. Данные, представленные Магнитогорским психоневрологическим интернатом в отношении товара, приобретенного у индивидуального предпринимателя ФИО5 не соответствует реальным данным, представленных предпринимателем. Таким образом, бухгалтерией предприятия данные документы приняты у учету в качестве оправдательных документов подотчетных лиц в нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Порядка ведения кассовых операций от 22.09.1993 г. № 40, который распространяется только на юридические лица и не предусматривает выдачу квитанций к ПКО индивидуальными предпринимателями. Подотчетными лицами ФИО6, ФИО17, ФИО7 и ФИО8 в качестве оправдательных документов приложены фактически не существующие документы.
Указанные обстоятельства подтверждаются, по мнению налогового органа, объяснительными индивидуальных предпринимателей ФИО9, ФИО5, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.,ФИО14, актами обследования помещений ИП ФИО10. ИП ФИО5, протоколом допроса ФИО6, заявлением об удержании сумм, не подтвержденным по авансовым отчетам, из заработной платы социального работника ФИО6, сестры-хозяйки ФИО15
Таким образом, сумма дохода, подлежащая налогообложению, составила 847305 руб.
Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию 110151,00 руб.
Налог на доходы физических лип с данных доходов не исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет, чем нарушен и. 2 ст. 226, п. 1 ст. 210 НК РФ.
Суммы дохода, полученные работниками МПНИ, увеличивают налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и облагаемую базу по взносам на обязательное пенсионное страхование согласно п. 1 ст. 237 НК РФ на сумму 847305 руб. Сумма ЕСН начисленная по результатам проверки составила 301640,58 руб.
«Магнитогорский психоневрологическийинтернат» не согласен с выводами налогового органа по следующим основаниям:
Согласно п.1. ст. 24 К РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, от которых или в результате отношений с которыми, налогоплательщик получил доходы (за исключением отдельных видов доходов, предусмотренных ст. ст. 214.1., 227 и 228 НК РФ), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога.Такое удержание производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В соответствии с положениями ст.209 НК РФ объектом налогообложения подоходным налогом признается в том числе, полученный налогоплательщиком - физическим лицом, являющимся резидентом РФ, от источников в РФ.
Под доходом понимается экономическая выгода либо в денежной, либо в натуральной форме и оценивается в той мере, в какой ее можно оценить (ст.41 НК РФ).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность налогового агента удержать и перечислить сумму налога на доходы физических лиц возникает только в том случае, когда налоговый агент выплачивает налогоплательщику доход.
Магнитогорский психоневрологический интернат не выдавал ФИО6, ФИО17, ФИО16 и ФИО8 доход, а выдал денежные средства подотчет с конкретной для каждой из работниц целью, связанной с деятельностью предприятия.
Отсутствие оправдательных документов или не правильное их оформление у подотчетных лиц не свидетельствует о получении налогоплательщиком - физическим лицом дохода или экономической выгоды.
Подотчетные суммы не переходят в собственность работника. В случае, если работник не отчитался об их использовании, то у него возникает задолженность перед предприятием. В этом случае предприятие вправе потребовать вернуть этот долг.
Для признания ФИО6, ФИО17, ФИО16 и ФИО8 плательщиками подоходного налога необходимо установить получение ими безвозмездно в свое пользование подотчетных денежных средств.
Налоговый орган не доказал, что указанные лица израсходовали полученные ими денежные средства на иные цели, чем те, которые указаны в документах на приобретение товаров, имеющихся в материалах дела.
Факт поставки товаров, их оприходование и дальнейшее использование не оспаривается налоговым органом и им не опровергнут.
Согласно диспозиции ст. 123 НК РФ объективную сторону налогового правонарушения образуют действия в виде неправомерного неперечисления сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел фактическую возможность при выплате налогоплательщику соответствующих сумм дохода удержать с них подоходный налог.
В соответствии с п.1. ст.236 НК РФ, объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам., т.е. единый социальный налог начисляется на суммы, которые связаны с оплатой по трудовому договору или работ по гражданско-правовому договору.
Подотчетные суммы, полученные ФИО6, ФИО17, ФИО16 и ФИО8, не связаны ни с оплатой по трудовому договору или ни с оплатой работ по гражданско-правовому договору.
Таким образом, подотчетные суммы в соответствии с п.1. ст. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения единым социальным налогом для любого налогоплательщика.
Следовательно, у Магнитогорского психоневрологического интерната отсутствует обязанность по уплате единого социального налога с подотчетных сумм, полученных его работниками.
Магнитогорский психоневрологический интернат является бюджетным учреждением, финансируемым из средств областного бюджета. Денежные средства, находящиеся на расчетном счете № <***> открытом в Магнитогорском филиале ОАО «Челиндбанк» являются целевыми. Денежные средства с этого расчетного счета не могут быть направлены в счет погашения выставленного налоговым органом требования, т.к. предназначены для других целей. В случае, если у Магнитогорского психоневрологического интерната на самом деле была бы задолженность по какому-либо налогу, то возмещение его производилось бы за счет средств областного бюджета по специальному коду экономической классификации с лицевого счета открытого в органах казначейства.
В судебном заседании 19.04.2006г. налоговый орган подтвердил, что все приобщенные к материалам дела документы, представленные для сверки (подтверждающие оприходование товароматериальных ценностей на склад по подотчетным суммам: мемориальные ордера 11, 12, меню-требование, оборотные ведомости по материальным запасам, а так же ведомости распределения продуктов питания проживающим с подписями инвалидов) были представлены для выездной налоговой проверки по требованию № 1 от 17.01.2005 г. и были рассмотрены в ходе проверки.
Суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:
Как следует из протокола допроса ФИО6, она действительно получала деньги в подотчет. Денежные средства расходовались ей по назначению, а также по указанию руководства. Денежные средства, полученные ФИО6, формируются за счет пенсий проживающих в МПНИ лиц, и могут тратиться исключительно на приобретение вещей и продуктов конкретных проживающих согласно их потребностям.
Доказательств расходования полученных ФИО6 денежных средств на личные нужды налоговым органом не представлено.
По пояснению представителей заявителя выдача денежных средств в подотчет производилась согласно Постановления Минтруда РФ от 18 сентября 1997 г. N 45
"Об утверждении разъяснения "О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении"
Так, согласно указанного документа, выплата пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Оформление документов производится в порядке, установленном для выплаты пенсий, путем перечисления на счета по вкладам в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации на основании списка, представленного администрацией учреждения. Действующие лицевые счета на данную категорию пенсионеров хранятся отдельно
Администрация учреждения представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения список недееспособных пенсионеров, опекуном которых оно является. В представленном списке указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, дата рождения, полный адрес места жительства, где пенсионер получал пенсию до помещения в учреждение, дата поступления в учреждение
Суммы пенсий, хранящиеся на депозитном счете, используются на личные нужды пенсионеров в соответствии с решением комиссии, которая создается руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии. Председателем этой комиссии является руководитель учреждения.
Комиссия составляет перечень товаров на личные нужды пенсионера и назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу. Решение комиссии оформляется протоколом. Протоколы ведутся в отдельной книге, страницы которой должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью учреждения. Комиссия осуществляет контроль за целевым расходованием средств.
Бухгалтерия учреждения снимает и выдает суммы пенсии с указанного счета на основании решения комиссии.
Приобретение товаров на личные нужды пенсионеров подтверждается платежными поручениями, чеками, счетами-накладными. Выдача товаров оформляется актом, который подписывается лицами, ответственными за их приобретение и выдачу Акт утверждается руководителем учреждения.
Требуемые по данному постановлению документы представлены в материалы дела и налоговому органу при проверке.
Таким образом, денежные средства, полученные в подотчет, не являлись собственно денежными средствами учреждения, следовательно, в отношении указанных сумм интернат не являлся источником выплаты, следовательно, не может быть признан налоговым агентом или налогоплательщиком. Выдача денег через кассу обусловлена спецификой учреждения и не может являться доказательством принадлежности денежных средств учреждению.
Кроме того, в соответствии со ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В пункте 9 названной статьи указано, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В связи с тем, что интернат не удерживал налог на доходы физических лиц, у него отсутствует обязанность по уплате налога за счет собственных средств.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ, объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, произведенные ими физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Денежные средства, выданные в подотчет, в силу ст. 236 НК РФ, не относятся к объектам налогообложения, а являются задолженностью работника перед предприятием, в связи с чем, включению в налогооблагаемую базу по ЕСН не подлежат.
Учитывая изложенное, требования «Магнитогорского психоневрологического интерната» подлежат удовлетворению.
«Магнитогорский психоневрологический интернат» просит также взыскать с ИФНС расходы в виде оплаты юридической помощи в размере 8 000 руб., однако доказательств в подтверждение понесенных расходов не представил.
руководствуясь ст.ст. 110, 167–168,199-201, 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району города Магнитогорска № 53 от 02.11.2005г. о привлечении к налоговой ответственности и решение № 4005 от 08.12.2005г о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Возвратить Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Магнитогорский психоневрологическийинтернат» госпошлину в сумме 4000 руб. уплаченную по платежным поручениям № 779 от 12.12.05., № 815 от 15.12.05.
Решение может быть обжаловано: в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С. Б. Каюров