Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-558/2023
01 августа 2023 г.
Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01 августа 2023 г.
Судья арбитражного суда Челябинской области Н.А. Кунышева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Прокопенко, рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 607, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное объединение», г. Челябинск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: А.В. Фомичевой – представителя по доверенности №05-10/000958 от 17.01.2023 года, личность удостоверена служебным удостоверением, С.А. Тукпаева – представителя по доверенности №05-24/037133 от 23.12.2022 года, личность удостоверена служебным удостоверением, С.С. Козловой – представителя по доверенности №05-10/001815 от 24.01.2023 года, личность удостоверена служебным удостоверением.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное объединение», г. Челябинск (далее – заявитель, общество, ООО «Автотранспортное объединение») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган, Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска) с требованием о признании недействительным решения № 8 от 14.07.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 14.07.2022 № 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого обществу начислены:
- НДС за 2 квартал 2019 года в сумме 6 500 руб., пени по НДС в размере 2 739,08 руб., штрафы: по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ) в сумме 402 569,90 руб. за неполную уплату НДС за 2 – 4 кварталы 2019 года и 1 – 4 кварталы 2020 года в результате неправильного исчисления налога, по пункту 3 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ) в сумме 455 514,20 руб. за неполную уплату НДС за 3 квартал 2019 года и 3, 4 кварталы 2020 года в результате неправильного исчисления налога, совершенного умышленно, и в связи с невыполнением предусмотренных п.4 ст.81 НК РФ условий для освобождения от ответственности;
- НДФЛ за 2020 год в общей сумме 187 160 руб., пени по НДФЛ в размере 423 250,42 руб., штраф по п.1 ст.123 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в общей сумме 115 762,33 руб., в том числе за 2019 год – 25 403,23руб. (1 016 129*20%/8), за 2020 год – 90 359,10 руб. (3 614 364*20%/8) за неправомерное неперечисление в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом;
- страховые взносы за 2019, 2020 годы в общей сумме 5 845 604,13 руб. (в том числе ОСС – 98 099,13 руб., ОМС – 1 748 659,75 руб., ОПС – 3 998 845,25 руб.), пени за неполную уплату страховых взносов – 1 966 532,91 руб. (в том числе ОСС – 47 888,38 руб., ОМС – 559 977,82 руб., ОПС – 1 358 666,71 руб.), штраф по п.1 ст.122 НК РФ (с учетом п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ) – 182 777,75 руб. (в том числе ОСС – 5 079,22 руб., ОМС – 50 554,88 руб., ОПС – 127 143,65 руб.) за неполную уплату страховых взносов за 2019 - 2020 годы в результате занижения налоговой базы и в связи с невыполнением предусмотренных п.4 ст.81 НК РФ условий для освобождения от ответственности;
- штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в размере 81 100 руб. за непредставление в установленный срок документов в количестве 3 244 штук;
- штраф по п.1 ст.126.1 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в сумме 1 437,50 руб. за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения.
Заявитель, полагая, что налоговым органом вынесено неправомерно указанное решение, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
НДС.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что ООО «Автотранспортное объединение» представлены налоговые декларации по НДС за 1 – 4 кварталы 2019, 2020 годов, в которых налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС в общей сумме 34 209 955 руб. (таблица № 2.20 оспариваемого решения).
В отношении ООО «Автотранспортное объединение» проведена камеральная налоговая
проверка на основе налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года, по результатам которой Инспекцией вынесено решение от 22.07.2021 № 4246 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого налогоплательщику отказано в применении налоговых вычетов по НДС в размере 4 626 226,31 руб. по счетам-фактурам от контрагентов ООО «ТЕРРИТОРИЯ», ООО «ГАЛЕТТО», ООО «ОРИОН», ООО «ГРАЦИЯ», в связи с чем начислены налог в сумме 4 626 226 руб., пени – 442 241,50 руб., штрафы по п. 3 ст. 122 НК РФ – 1 850 490,40 руб.
По результатам рассмотрения жалобы на решение Инспекции от 22.07.2021 № 4246 Управлением вынесено решение от 01.12.2021 № 16-07/008260@ о частичном удовлетворении жалобы, решение Инспекции от 22.07.2021 № 4246 изменено путем отмены в резолютивной части решения подпункта 3.1 в части начисления штрафа по п. 3 ст. 122 НК РФ в сумме 448 300 руб., в остальной части данное решение Инспекции Управлением утверждено и вступило в силу 01.12.2021.
С учетом изложенного, в оспариваемом решении Инспекции от 14.07.2022 № 8 при определении налоговых обязательств по НДС сумма НДС в размере 4 626 226,31 руб. во 2 квартале 2020 года, принятая к вычету по счетам-фактурам от контрагентов ООО «ТЕРРИТОРИЯ», ООО «ГАЛЕТТО», ООО «ОРИОН», ООО «ГРАЦИЯ», налоговым органом не учитывается.
В ходе выездной налоговой проверки с целью получения документов,
подтверждающих право ООО «Автотранспортное объединение» на получение налоговых
вычетов по НДС в сумме 28 505 013 руб., с учетом положений статей 169, 171, 172 НК РФ,
Инспекцией в соответствии со ст.93.1 НК РФ направлены поручения об истребовании
документов у контрагентов-поставщиков ООО «Автотранспортное объединение», установленных на основании банковских выписок по расчетному счету и книг покупок налогоплательщика.
Истребуемые налоговым органом документы контрагентами ООО «Стройком», ООО «Автотрейд», ООО «Молот», ООО «Торион», ООО «Алисана», ООО «Омега», ООО «Саланг», ООО «Клио», ООО «Глобал Лоджик», ООО «Инвестторг66.ру», ООО «Лидер», ООО «Техтранс», ООО «ТКТРАНС», ПАО «Центр Трансконтэнер», ООО «РГА», ИП Николаев Д.А., ООО «ЭР-Партс», ООО «СтройЭкспресс», ООО «Сталь Профиль», ИП Исаков Е.С., ООО «Северстальторг», ООО ТК «Перевозчик-Урал», ООО «Штурман», ИП Прокопенко А.С., ООО «СоюзЛайн», ООО «ТрансГруз», ООО «Альянс Плюс», ООО «Реверс», ООО «УТК», ООО «ОРТК», ИП Маменко А.С., ООО «ТрансЛогистика», ООО «Вектор-Ч Плюс», ООО «Учет Сервис», ООО МТК «УралМехСервис», ООО «Форс-трек», ООО «Южуралтранс» не представлены.
Согласно пунктам 1,2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и товаров (работ, услуг) для перепродажи.
В соответствии с п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Счета-фактуры подлежат составлению на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
По смыслу указанных правовых норм факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), являются наличие надлежаще оформленных счетов-фактур, фактическое наличие товара (работы, услуги) и принятие его к учету.
Таким образом, налоговым органом установлено неправомерное применение Обществом налоговых вычетов по НДС за 1 – 4 кварталы 2019, 2020 годов в сумме 19 394 729 руб.
Кроме того, материалами проверки подтверждается нарушение налогоплательщиком п.1 ст. 54.1, статей 169, 171, 172 НК РФ, поскольку обществом неправомерно применены налоговые вычеты по НДС за 3 квартал 2019 года, 3, 4 кварталы 2020 года в общей сумме 9 110 284 руб. по причине умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни ООО «Автотранспортное объединение» путем создания формального документооборота по «приобретению» ТМЦ (услуг) у контрагентов ООО «Промстроймаш», ООО «Автострой», ООО «Азимут», ООО «Адамант», с целью получения необоснованной налоговой экономии.
Подпунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Пунктами 5, 6 указанного постановления разъяснено, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Так, в ходе проверки Инспекцией от провайдера ЗАО «Интерсвязь» ИНН 7448068879 в порядке ст. 93.1 НК РФ получена следующая информация:
- ip-адрес 78.29.43.100 для выхода в систему интернет (Банк-Клиент) принадлежал абоненту ООО «Автотранспортное объединение» ИНН 7452127936 по договору № 2456-2018 от 30.07.2018 в период с 30.07.2018 по август 2021 года, по договору № 2711-2021 от 01.08.2021 в период с 01.08.2021 по 02.09.2021. Адрес установки оборудования для ООО «Автотранспортное объединение»: г.Челябинск, пр-кт Победы, д.215, оф. 8 (приложение № 10.66 к акту проверки).
Данный ip-адрес 78.29.43.100 для выхода в систему интернет (Банк-Клиент) также использовался контрагентами проверяемого налогоплательщика: ООО «Автострой», ООО «Промстроймаш», ООО «Азимут», ООО «Адамант», что свидетельствует о подконтрольности расчетных счетов данных организаций проверяемому налогоплательщику ООО «Автотранспортное объединение» и согласованности действий по распоряжению денежными средствами данных организаций.
С расчетных счетов организаций: ООО «Автострой», ООО «Азимут», ООО «Адамант» в 2020 году перечислялась заработная плата Катиркиной Ольги Альбертовне, которая являлась в проверяемом периоде (2019-2020г.г.) бухгалтером ООО «Автотранспортное объединение».
Проверкой установлено, что индивидуальные предприниматели и организации, в адрес которых транзитом перечислялись денежные средства с назначением платежа: «За транспортные услуги без НДС», являлись реальными исполнителями (перевозчиками) транспортных услуг в адрес подконтрольных организаций (ООО «Автострой», ООО «Азимут», ООО «Адамант»), а соответственно и в адрес проверяемого налогоплательщика.
После получения (13.05.2022) акта выездной налоговой проверки от 22.04.2022 № 3 налогоплательщиком в Инспекцию по ТКС 17.06.2022, 21.06.2022, 22.06.2022 представлены уточненные налоговые декларации по НДС за следующие налоговые периоды:
-1 квартал 2019 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Стройком», ООО «Инвестторг66.РУ», ООО РГА, Николаев Д.А., ООО «ЭР-Партс», ООО «СтройЭкспресс», ООО МТК «УралМехСервис» на общую сумму 3 291 933 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 3 386 594 руб.;
-2 квартал 2019 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Молот», ООО «Инвестторг66.РУ», ООО «СтройЭкспресс», ООО «Форс-трек» на общую сумму 3 672 767 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 3 771 333 руб.;
-3 квартал 2019 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Промстроймаш», ООО «Глобал Лоджик», ООО «Автотрейд», ИП Исаков Е.С., ООО «Северстальторг», ООО ТК «Перевозчик-Урал», ООО «Штурман», ИП Прокопенко А.С., ООО «Южуралтранс» на общую сумму 4 075 333 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 4 240 664 руб.;
-4 квартал 2019 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Торион», ООО «Алисана», ООО «Омега», ООО «СоюзЛайн», ООО «ТрансГруз», ООО «Альянс Плюс» на общую сумму 4 130 750 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 4 252 325 руб.;
-1 квартал 2020 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Саланг», ООО «Клио», ООО «Реверс», ООО «УТК» на общую сумму 4 016 166 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 4 244 913 руб.;
-2 квартал 2020 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Клио» на общую сумму 35 333 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 293 937 руб.;
-3 квартал 2020 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Лидер», ООО «Техтранс», ООО «ОРТК», ИП Маменко А.С., ООО «Автострой» на общую сумму 4 595 974 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 4 876 346 руб.;
-4 квартал 2020 года, согласно которой исключены из раздела 8 (книги покупок) ранее заявленные налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО «Азимут», ООО «Адамант», ООО «ТКТРАНС», ПАО Центр «Трансконтэнер», ООО «ТрансЛогистика», ООО «Вектор-Ч Плюс», ООО «Учет Сервис» на общую сумму 4 680 257 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, по уточненной налоговой декларации составила 4 940 194 руб.
Таким образом, ООО «Автотранспортное объединение» из вычетов по НДС за 1 – 4 кварталы 2019, 2020 годов исключены счета-фактуры, выставленные от имени спорных контрагентов ООО «Стройком», ООО «Автотрейд», ООО «Молот», ООО «Торион», ООО «Алисана», ООО «Омега», ООО «Саланг», ООО «Клио», ООО «Глобал Лоджик», ООО «Инвестторг66.ру», ООО «Лидер», ООО «Техтранс», ООО «ТКТРАНС», ПАО «Центр Трансконтэнер», ООО «РГА», ИП Николаев Д.А., ООО «ЭР-Партс», ООО «СтройЭкспресс», ИП Исаков Е.С., ООО «Северстальторг», ООО ТК «Перевозчик-Урал», ООО «Штурман», ИП Прокопенко А.С., ООО «СоюзЛайн», ООО «ТрансГруз», ООО «Альянс Плюс», ООО «Реверс», ООО «УТК», ООО «ОРТК», ИП Маменко А.С., ООО «ТрансЛогистика», ООО «Вектор-Ч Плюс», ООО «Учет Сервис», ООО МТК «УралМехСервис», ООО «Форс-трек», ООО «Южуралтранс», ООО «Промстроймаш», ООО «Автострой», ООО «Азимут», ООО «Адамант» на общую сумму 28 498 513 руб.
Обществом суммы налога, подлежащие к доплате по данным уточненным налоговым декларациям, и соответствующие пени в бюджет не уплачены.
С учетом представления Обществом уточненных налоговых деклараций по НДС за 1 – 4 кварталы 2019, 2020 годов после получения акта выездной налоговой проверки от 22.04.2022 № 3, Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки установлено неправомерное применение налоговых вычетов по НДС за 2 квартал 2019 года в сумме 6 500 руб. (28 505 013 руб. - 28 498 513 руб.) по контрагенту ООО «СтальПрофиль», в отношении которого Обществом в нарушение ст. 169, п. 2 ст. 171 НК РФ документы не представлены.
Согласно п.п.1 п.4 ст.81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму
налога и соответствующие ей пени.
Поскольку обществом уточненные налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2019, 2020 годов представлены после того, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период и после обнаружения налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащих уплате сумм налога в налоговых декларациях в оспариваемом решении правомерно начислены НДС за 2 квартал 2019 года в сумме 6 500 руб., пени по НДС в размере 2 739,08 руб., штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ) в размере 402 569,90 руб. (16 102 796 руб.*20%/8) за неполную уплату НДС за 2 – 4 кварталы 2019 года, 1 – 4 кварталы 2020 года в общей сумме 16 102 796 руб. в результате неправильного исчисления налога, по пункту 3 статьи 122 НК РФ (с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ) в размере 455 514,20 руб. (9 110 284 руб.*40%/8) за неполную уплату НДС за 3 квартал 2019 года, 3, 4 кварталы 2020 года в результате неправильного исчисления налога, совершенную умышленно, и в связи с невыполнением предусмотренных п.4 ст.81 НК РФ условий для освобождения от ответственности.
НДФЛ.
Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового
периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему
Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за
исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие
государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Автотранспортное объединение» не исчислило, не удержало и не перечислило в бюджет НДФЛ за 2019 – 2020 годы в общей сумме 5 183 219 руб., в том числе за 2019 год в сумме 1 568 855 руб., за 2020 год – 3 614 364 руб., с сумм доходов, перечисленных с расчетных счетов Общества на лицевые счета работников Общества.
В расчетах по форме № 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом ООО «Автотранспортное объединение» за 2019 – 2020 годы, зарплата сотрудников отражена в значительно меньшем размере.
ООО «Автотранспортное объединение» 29.06.2022, то есть после получения (13.05.2022) акта выездной налоговой проверки от 22.04.2022 № 3 в Инспекцию представлены уточненные расчеты по форме № 6-НДФЛ за 3 месяца, полугодие, 9 месяцев, 12 месяцев 2020 года, в которых увеличены суммы фактически полученных доходов в разрезе дат выплат, соответствующих датам и суммам, установленным налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки.
Общая сумма налоговых обязательств по НДФЛ, самостоятельно увеличенных ООО «Автотранспортное объединение» за указанные отчетные периоды, составила 3 426 924 руб.
При этом, налоговым агентом в разделе 2 расчета по форме № 6-НДФЛ за 9 месяцев 2020 года в отношении суммы дохода в размере 1 439 692,78 руб., фактически полученного 25.08.2020, неверно указана:
- дата удержания налога - 25.08.2022 (вместо 25.08.2020);
-срок перечисления налога - 26.08.2022 (вместо 26.08.2020);
-срок с учетом первого рабочего дня - 26.08.2022 (вместо 26.08.2020), в связи с чем строка начисления не сформирована, сумма исчисленного НДФЛ в размере 187 160 руб. в карточку лицевого счета не перенесена.
В связи с неверным заполнением налоговым агентом раздела 2 расчета по форме № 6-НДФЛ за 9 месяцев 2020 года установленное Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки нарушение не устранено, НДФЛ в размере 187 160 руб. с суммы дохода-1 439 692,78 руб., выплаченного 25.08.2020, не исчислен.
При указанных обстоятельствах, Инспекцией в оспариваемом решении правомерно начислен НДФЛ за 2020 год в сумме 187 160 руб. и соответствующие пени.
Поскольку Обществом уточненные расчеты по форме № 6-НДФЛ за 3 месяца, полугодие, 9 месяцев, 12 месяцев 2020 года представлены после того, когда налоговый агент узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период и после обнаружения налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащих уплате сумм налога, ООО «Автотранспортное объединение» правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ (с учетом п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ) за неправомерное неудержание и неперечисление НДФЛ за 2019 - 2020 годы в бюджет и в связи с невыполнением предусмотренных п.4 ст.81 НК РФ условий для освобождения огт ответственности, в виде штрафа в общей сумме 115 762,33 руб., в том числе за 2019 год – 25 403,23 руб. (1 016 129 руб. (с 15.07.2019 по 31.12.2019)*20%/8), за 2020 год – 90 359,10 руб. (3 614 364 руб.*20%/8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126.2 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Автотранспортное объединение» в налоговый орган представлены справки по форме № 2-НДФЛ в количестве 23 штук, содержащие недостоверные сведения о начисленной заработной плате работникам за 2019, 2020 годы (в том числе за 2019 год в количестве – 11 справок, за 2020 год – 12 справок).
В связи с представлением налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, в количестве 23 штук, 000 «Автотранспортное объединение» правомерно привлечено к ответственности по пункту 1статьи 126.1 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в виде штрафа в размере 1 437,50 руб. (23 шт. * 500 руб.)/8.
Страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты, и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Автотранспортное объединение» в нарушение статей 420, 421 НК РФ занижена база по страховым взносам за 2019 – 2020 годы в сумме 7 311 109,67 руб. (в том числе в 2019 году – 2 538 298,45 руб., в 2020 году – 4 772 811,22 руб.), что привело к неисчислению и неуплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование.
ООО «Автотранспортное объединение» 30.06.2022, то есть после получения (13.05.2022) акта выездной налоговой проверки от 22.04.2022 № 3 в Инспекцию представлен уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года, в котором увеличены суммы выплат и других вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, а также сумма налоговых обязательств по страховым взносам.
Таким образом, плательщиком самостоятельно устранены нарушения по страховым взносам за 3 месяца 2020 года, при этом взносы по обязательному социальному страхованию в уточненном расчете исчислены в завышенных размерах. Так, ООО «Автотранспортное объединение» исчислило взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – (свыше 912 000 руб.) по застрахованным физическим лицам, в связи с чем плательщику в оспариваемом решении предложено представить уточненный расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года.
По результатам проверки установлена неуплата страховых взносов в результате неправомерного занижения базы по страховым взносам, что привело к неуплате страховых взносов:
в 2019 году в общей сумме 2 538 298,45 руб., в том числе:
-на обязательное пенсионное страхование – 1 807 050,29 руб.;
-на обязательное медицинское страхование – 606 943,09 руб.;
-на обязательное социальное страхование – 124 305,07 руб.;
в 2020 году в общей сумме 3 307 305,68 руб., в том числе:
-на обязательное пенсионное страхование – 2 191 794,96 руб. (3 278 695,66 руб. – 1 086 900,70 руб.);
-на обязательное медицинское страхование –1 141 716,66 руб. (1 415 252,11 руб. – 273 535,45руб.);
-на обязательное социальное страхование образовалась излишняя уплата в сумме 26 205,94руб. (78 863,45 руб. – 105 069,39 руб.).
ООО «Автотранспортное объединение» правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ) за неполную уплату страховых взносов за 2019 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 63 457,47 руб. (в том числе ОСС – 3 107,63 руб., ОМС – 15 173,58 руб., ОПС – 45 176,26 руб.).
Поскольку Обществом уточненный расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года представлен после того, когда плательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период и после обнаружения налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащих уплате сумм страховых взносов в расчете, то в соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ ООО «Автотранспортное объединение» правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п.1 ст.112, п.3 ст.114 НК РФ) за неполную уплату страховых взносов за 2020 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 119 320,28 руб. (в том числе ОСС – 1 971,59 руб., ОМС – 35 381,30 руб., ОПС – 81 967,39 руб.).
Довод заявителя о нарушении инспекцией положений ст. 101 НК РФ судом отклонен по следующим основаниям.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 22.04.2022 №3.
Из материалов дела следует, что экземпляр №2 акта от 22.04.2022 №3 выездной налоговой проверки на 1 диске №990дсп от 25.04.2022 (размер 374 Мб №LH3176AK18152090D5) и приложения к Акту на электронных носителях: №987дсп (размер 582 Мб № LH3178ak18151680D4), №988дсп (639 Мб № LH3178AK18151972D3) и №989 ДСП (298 Мб №LH3176AK18152092D1, а также извещение от 13.05.2022 №1984/1 о времени и месте рассмотрения материалов проверки (21.06.2022 в 14.00 часов) были получены 13.05.2022лично Гиммельшпах Анастасией Владимировной, директором Общества, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на документах.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки (21.06.2022 в 14.00 часов) налогоплательщик извещен надлежащим образом, на рассмотрение не явился.
По акту от 22.04.2022 №3 выездной налоговой проверки Обществом по ТКС представлены письменные возражения (исх.№б/н от 20.06.2022; вх. № 028085 от 21.06.2022).
Однако 21.06.2021 рассмотрение материалов проверки не состоялось, ввиду неявки налогоплательщика. Инспекцией принято решение №90 от 21.06.2022 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 30.06.2022 на 10.00 часов, экземпляр которого был направлен в адрес Общества по ТКС 21.06.2022 в 13.26.45 через специализированного оператора связи АО ПФ СКБ Контур(1BM), о чем свидетельствует электронный технологический документ - Подтверждение даты отправки, и получен Обществом 27.06.2022, о чем свидетельствует электронный технологический документ -Квитанция о приеме.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки (30.06.2022 на 10.00 часов) налогоплательщик извещен надлежащим образом, на рассмотрение не явился.
Обществом по ТКС представлено дополнение (исх.№б/н от 29.06.2022; вх. № 029536 от 30.06.2022) к возражениям по акту от 22.04.2022 №3 выездной налоговой проверки.
Однако 30.06.2021 рассмотрение материалов проверки не состоялось, Инспекцией принято решение №7 от 30.06.2022 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на 10 дней. Основанием для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилась необходимость оценки доводов налогоплательщика в связи с предоставлением налогоплательщиком дополнительных возражений и уточненных налоговых деклараций.
Указанное решение №7 от 30.06.2022 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки было направлено в адрес Общества по ТКС 02.07.2022 в 19.43.38 через специализированного оператора связи АО ПФ СКБ Контур(1BM), о чем свидетельствует электронный технологический документ - Подтверждение даты отправки, и получено Обществом 02.07.2022, о чем свидетельствует электронный технологический документ -Извещение о получении электронного документа.
Соответствующее извещение №3317 от 30.06.2022 о времени и месте рассмотрения материалов проверки (14.07.2022 в 12.00 часов) было направлено в адрес Общества по ТКС30.06.2022 в 15.58.59 через специализированного оператора связи АО ПФ СКБ Контур(1BM), о чем свидетельствует электронный технологический документ -Подтверждение даты отправки, и получено Обществом 30.06.2022, о чем свидетельствует электронный технологический документ - Извещение о получении электронного документа.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки (14.07.2022 в 12.00 часов) налогоплательщик извещен надлежащим образом, на рассмотрение не явился.
14.07.2022 в Инспекцию от ООО «АТО» поступило обращение №б/н от 14.07.2022 с просьбой об отложении рассмотрения материалов ВНП в связи с невозможностью явки руководителя, ввиду его нахождения в командировке (направлено с электронной почты проверяемого лица 174ato@mail.ru – 14.07.2022г.).
При этом документы, подтверждающие нахождение в командировке Гиммельшпах А.В. - руководителя ООО «АТО», не представлены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ Инспекцией принято решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие лица, в отношении которого проведена проверка, ООО «АТО» (его представителя).
Материалы проверки, письменные возражения Общества возражения (исх.№б/н от 20.06.2022; вх.№028085 от 21.06.2022), дополнения (исх.№б/н от 29.06.2022; вх.№029536 от 30.06.2022) к возражениям по акту от 22.04.2022 №3 выездной налоговой проверки, письменные возражения (исх.№538-10/21 от 29.10.2021; вх.№057089 от 01.11.2021) на рассмотрены 14.07.2022 в отсутствие налогоплательщика (протокол рассмотрения №б/н от 14.07.2022).
По результатам вышеуказанного рассмотрения Инспекцией вынесено решение от 14.07.2022 №8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанное решение от 06.12.2021 №20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на 275 листах, с приложениями на 115 листах получено 18.07.2022лично Тиуновым Алексеем Александровичем, уполномоченным представителем Общества по доверенности от 14.07.2022 №1, о чем свидетельствует его подпись на документе.
Таким образом, из материалов проверки следует, что инспекцией соблюдены предусмотренные пунктом 14 статьи 101 НК РФ существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно: налогоплательщику обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять возражения (объяснения) по акту налоговой проверки, права налогоплательщика не нарушены.
Ст. 126 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом в адрес ООО «Автотранспортное объединение» (454106, г. Челябинск, проспект Победы, дом 215, офис 7) заказной почтой направлены уведомление от 24.08.2021 № 15-26/027260 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, и требования от 24.08.2021 № 15-26/кн/11/1, от 03.09.2021 № 15-26/кн/11/1, от 28.09.2021 № 15-26/кн/11/2, от 28.09.2021 № 15-26/кн/11/3, от 29.09.2021 № 15-26/кн/11/4, от 06.12.2021 № 15-26/кн/11/5, от 06.12.2021 № 15-26/кн/11/6, от 07.02.2022 № 15-26/сюс/1643 о представлении документов (информации), необходимых для проведения выездной налоговой проверки.
Однако, налогоплательщиком истребуемые документы в установленный срок в налоговый орган не представлены.
На основании статьи 92 НК РФ налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки проведен осмотр офиса ООО «Автотранспортное объединение», находящегося по адресу: 454106, г. Челябинск, проспект Победы, дом 215, офис 7 (акт обследования от 15.02.2022 б/н), в ходе которого Инспекцией установлено, что Общество по указанному адресу не находится.
Поскольку в период проведения выездной налоговой проверки ООО «Автотранспортное объединение» по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, не находилось, у налогового органа отсутствовала возможность ознакомиться с оригиналами документов по финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотранспортное объединение»,
поименованных в уведомлении от 24.08.2021 № 15-26/027260.
В ходе проведения проверки Инспекцией в адрес ООО «Автотранспортное объединение» направлено по ТКС письмо от 07.02.2022 № 1 с предложением в срок до 15.02.2022 письменно уведомить налоговый орган о дате и времени проведения инвентаризации имущества Общества. Однако, ответ от Общества налоговым органом не получен, в связи с чем Инспекции не представилось возможным в ходе выездной налоговой проверки провести инвентаризацию имущества налогоплательщика.
В рамках проведения выездной налоговой проверки Инспекцией направлены повестки о вызове на допрос в качестве свидетелей директору (учредителю) Общества Гиммельшпах А.В. (повестки от 03.02.2022 №15-26/11/1-1/1, от 16.02.2022 № 358), а также работникам Общества Ботовой В.А. (повестка от 03.09.2021 №15-26/11/1), Волосниковой А.С. (повестки от 03.09.2021 №15-26/11/2, от 16.02.2022 № 357), Гариповой З.А. (повестка от 03.09.2021 №15-26/11/3), Усаковой Л.Н. (повестка от 03.09.2021 №15-26/11/9), Лобиковой Н.С. (повестка от 03.09.2021 №15-26/11/10), Молчановой А.А. (повестка от 03.09.2021 №15-26/11/13), Гиммельшпах А.П. (повестка от 22.02.2022 № 686), Золотухиной Е.Ф. (повестки от 16.02.2022 № 360, от 03.09.2021 №15-26/11/4), Катиркиной О.А. (повестки от 16.02.2022 № 362, от 03.09.2021 №15-26/11/5), Коротковой Н.Е. (повестки на допрос от 16.02.2022 № 363, от 03.09.2021 №15-26/11/6), Молчановой Е.В. (повестки на допрос от 17.02.2022 № 806, от 03.09.2021 №15-26/11/12), Поддубного А.В. (повестки на допрос от 22.02.2022 № 695, от 03.09.2021 №15-26/11/7), Сиволапову А.В. (повестки на допрос от 16.02.2022 № 365, от 03.09.2021 №15-26/11/8), которые на допрос в Инспекцию в назначенное время не явились, пояснения по фактам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотранспортное объединение» не представили.
Таким образом, обществом в нарушение статей 23, 89, 93 НК РФ не представлены в Инспекцию документы, необходимые для проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, проверяемым налогоплательщиком не обеспечена возможность должностным лицам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку Общества, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, помещение для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиком не предоставлено, что свидетельствует о воспрепятствовании проведению налоговой проверки.
Поскольку проверяемым налогоплательщиком не представлены документы (счета-фактуры в количестве 3 244 штук) по требованию налогового органа от 29.09.2021 № 15-26/кн/11/4, а именно, счета-фактуры за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, отраженные в книгах покупок и книгах продаж за 1 –4 кварталы 2019 – 2020 годов, 000 «Автотранспортное объединение» правомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ (с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ) в виде штрафав размере 81 100 руб. (3 244 шт. * 200 руб.)/8.
Довод заявителя о том, что им ранее представляло все документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в том числе и до проведения выездной налоговой проверки, документально не подтвержден, в связи с чем подлежит отклонению.
Расчет доначисленных инспекцией налогов, и штрафа обществом не оспорен, проверен судом, в том числе при исследовании подробных письменных пояснения инспекции, представленных по системе Мой Арбитр 21.07.2023.
На основании изложенного, суд считает, что решение инспекции является законным и, что влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
При принятии судом заявления общества к производству последнему предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В связи с отказом в удовлетворении требований, в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ и разъяснениями, указанными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» согласно которым при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была дана отсрочка в уплате государственной пошлины, с общества в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 3000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное объединение» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А. Кунышева