НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 19.02.2024 № А76-35243/2023

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

26 февраля 2024 года Дело № А76-35243/2023

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2024 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Архипова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Серскова Андрея Николаевича, ОГРНИП 306745123600013 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Челябинской области о признании незаконными действий по отказу в перерасчете земельного налога за 2020-2021 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301, 74:36:0408001:5296, обязании произвести перерасчет земельного налога,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Битюкова Е.И. (доверенность б/н 26.10.2022, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Серсков Андрей Николаевич, ОГРНИП 306745123600013 (далее – заявитель, предпрриниматель, налогоплательщик, ИП Серсков А.Н.) 03.11.2023 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) о признании незаконными действий по отказу в перерасчете земельного налога за 2020-2021 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301, 74:36:0408001:5296, обязании произвести перерасчет земельного налога.

30.11.2023 ИФНС России по Советскому району г. Челябинска переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 29 по Челябинской области.

В обоснование заявления предприниматель указывает, что право собственности на земельный участок прекращено в силу закона в связи с его переходом в общую долевую собственность граждан – жителей многоквартирных жилых домов, возведенных на данных земельных участках.

В отзыве налоговый орган возражает против указанных доводов, ссылаясь на то, что на спорном земельном участке находится несколько объектов недвижимости, в том числе нежилой, в связи с чем положения законодательства о переходе земельного участка в общую долевую собственность граждан – жителей многоквартирного жилого дома к такому земельному участку не применимы.

В судебных заседаниях представители сторон поддержали доводы заявления и отзыва на него.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ИП Серскову А.Н. принадлежали на праве собственности земельные участки, расположенные на территории Советского района г. Челябинска:

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5296, расположенный по адресу г Челябинск, ул. Телевизионная, 6В, площадью 11246 кв.м. с видом разрешенного использования «Объекты административного назначения, многоквартирные дома, объекты инженерной инфраструктуры, объекты хранения автотранспорта, за исключением индивидуальных гаражей» доля владения 2/5 с 13.02.2020 по 25.02.2021.

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5301, расположенный по адресу г. Челябинск, ул. Монакова, 1, площадью 24 537 кв.м., с видом разрешенного использования «Объекты административного назначения, многоквартирные дома, объекты инженерной инфраструктуры, объекты хранения автотранспорта, за исключением индивидуальных гаражей» доля владения 41100 с 28.02.2020 по 03.09.2021.

Так на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0408001:5301 размещены следующие объекты недвижимости:

- жилой дом № 37.2 (стр.) – 4 этап с кадастровым номером 74:36:0408001:7074, общей площадью 10 262,10 кв.м.;

- жилой дом № 37.3 (стр.) – 5 этап с кадастровым номером 74:36:0408001:6519, общей площадью 16 821,8 кв.м.;

- жилой дом № 37.1 (стр.) – 3 этап с кадастровым номером 74:36:0408001:6765, общей площадью 10 262,10 кв.м.;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7563 площадью 15 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 28.05.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7562 площадью 30 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 25.05.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7189 площадью 40 кв.м. «Тепловая
сеть до детского сада на 200 мест, расположенного по адресу: в границах
ул. Орджоникидзе - ул. Телевизионная, пер. Косого, ул. Монакова, створ переулка Красного - местный проезд в Советском районе города Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 17.03.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:8608 площадью 312 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 18.05.2022;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5980 площадью 776 кв.м. «Тепловые
сети к жилым домам, расположенным по ул. Монакова, дом 1 в Советском районе г.
Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 21.04.2020;

- с кадастровым номером 74:36:0000000:62467 площадью 4 920 кв.м. «Тепловые сети Советского района в квартале ул. Овчинникова-Телевизионная-Орджоникидзе-Цвиллинга», дата ввода в эксплуатацию 11.07.2022;

- с кадастровым номером 74:36:0000000:2748 площадью 65 339 кв.м.
«Сооружение (газораспределительная сеть)», дата ввода в эксплуатацию 06.09.2016.

На земельном участке с кадастровым номером 74:36:0408001:5296 размещены следующие объекты недвижимости:

- жилой дом № 40.1 (стр.) – 1 этап с кадастровым номером 74:36:0408001:5305, общей площадью 15 491,2 кв.м.;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5980 площадью 776 кв.м. «Тепловые сети к жилым домам, расположенным по ул. Монакова, дом 1 в Советском районе г. Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 21.04.2020;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7561 площадью 80 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 25.05.2021.

Право общей долевой собственности Серскова А.Н. на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0408001:5296 прекращено на основании заявления 25.02.2021.

Право общей долевой собственности Серскова А.Н. на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0408001:5301 прекращено на основании заявления 03.09.2021.

В соответствии с действующим законодательством налоговыми органами ежегодно Серскову А.Н. исчислялся земельный налог на основании налоговых уведомлений от 01.09.2021 № 13292717 (за 2020 год), от 01.09.2021 № 927689 (за 2021 год):

- на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0408001:5301 за 2020 год в сумме 134 539 рублей, за 2021 год в сумме 114 317 рублей,

- на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0408001:5296 за 2020 год в сумме 157 900 рублей, за 2021 год в сумме 12 779 рублей.

Основанием для исчисления земельного налога послужили сведения ЕГРН о праве собственности Заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301 с 28.02.2020 по 03.09.2021, 74:36:0408001:5296 с с 13.02.2020 по 25.02.2021.

Предпринимателем произведена уплата земельного налога в полном объеме.

17.04.2023 ИП Серсков А.Н. обратилась в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска с заявлением о перерасчете земельного налога за 2020-2021 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301, 74:36:0408001:5296.

В обоснование заявления предприниматель ссылался, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301, 74:36:0408001:5296 прекращено в силу Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) с 14.01.2021 и 31.03.2020, соответственно поскольку данные земельные участки перешли в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов с момента регистрации первым собственником квартиры права на жилое помещение.

17.05.2023 ИФНС России по Советскому району г. Челябинска направило в адрес предпринимателя ответ № 20-09/006700, в котором выразило отказ в пересмотре земельного налога со ссылкой на сведения, поступившие в налоговый орган из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.

Полагая отказ инспекции в пересмотре земельного налога незаконным предприниматель обратилась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 28.09.2023 № 16-07/003319 жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с отказом инспекции в перерасчете налога, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога или сбора, согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В связи с этим необходимо исходить из того, что по общему правилу, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Вместе с тем согласно пункта 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем (часть 5 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме,

Таким образом, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников этих помещений. При этом каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Указанная позиция соответствует позиции изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пунктах 66 и 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 11642/11, а также письмах Минфина России от 22.08.2016 № 03-05-06-02/48918 и Федеральной налоговой службы от 14.03.2017 № БС-4-21/4539@.

Из системного толкования указанных норм следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, с того момента, как будет зарегистрировано право собственности на любое из помещений таких многоквартирных домов, в силу закона переходят под режим общего имущества многоквартирного дома и, следовательно, в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома, а потому в силу прямого указания в подпункте 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации такие земельные участки не признаются объектом налогообложения.

Первое право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме с кадастровым номером 74:36:0408001:5305, расположенном на земельном участке 74:36:0408001:5296, зарегистрировано 31.03.2020, что подтверждается актом приема-передачи квартиры, а также выпиской и ЕГРН.

Первое право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме с кадастровым номером 74:36:0408001:7074, расположенном на земельном участке 74:36:0408001:5301, зарегистрировано 14.01.2021, что подтверждается актом приема-передачи квартиры, а также выпиской и ЕГРН.

Таким образом, с даты первой регистрации права собственности на помещения в многоквартирных домах части земельных участков, предназначенные для размещения многоквартирных домов, перестали быть объектом обложения земельным налогом для заявителя в силу закона.

Отказ инспекции в перерасчете земельного налога нарушает императивную норму подпункта 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, безосновательно полностью ограничивая возможность ее применения при возникновении прямо указанного в ней условия для исключения части земельного участка из числа объектов обложения земельным налогом.

Доводы налогового органа о том, что в проверяемом налоговом периоде часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, как самостоятельный объект права в установленном законом порядке не сформирован, его границы на местности не определены, межевание не произведено и из состава земельного участка с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5305, 74:36:0408001:5296 не выделена, признаются несостоятельными, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора с учетом положений пункта 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и возникновения права долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома в данном случае в силу закона.

В качестве способа восстановления нарушенного права суд пролагает необходимым обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска произвести перерасчет земельного налога за 2020-2021 года в отношении части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5301, занятого многоквартирными жилыми домами (кадастровые номера 74:36:0408001:7074, 74:36:0408001:6519, 74:36:0408001:6765), а также части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5296, занятого многоквартирным жилым домом (кадастровый номер 74:36:0408001:5305).

В остальной части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0408001:5301, 74:36:0408001:5296 заявитель, являясь собственником согласно данным ЕГРП, продолжала оставаться плательщиком земельного налога вплоть до прекращения данного права по сведениям ЕГРП.

Состав принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и пп. 2, 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491.

Так в соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Принимая во внимание положения частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 189-ФЗ), в данном случае земельный участок под многоквартирным домом не образован в установленном порядке, поскольку на данном участке располагаются и иные объекты, не относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома, а именно:

1. на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0408001:5301:

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7563 площадью 15 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 28.05.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7562 площадью 30 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 25.05.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7189 площадью 40 кв.м. «Тепловая
сеть до детского сада на 200 мест, расположенного по адресу: в границах
ул. Орджоникидзе - ул. Телевизионная, пер. Косого, ул. Монакова, створ переулка Красного - местный проезд в Советском районе города Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 17.03.2021;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:8608 площадью 312 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 18.05.2022;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5980 площадью 776 кв.м. «Тепловые
сети к жилым домам, расположенным по ул. Монакова, дом 1 в Советском районе г.
Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 21.04.2020;

- с кадастровым номером 74:36:0000000:62467 площадью 4 920 кв.м. «Тепловые сети Советского района в квартале ул. Овчинникова-Телевизионная-Орджоникидзе-Цвиллинга», дата ввода в эксплуатацию 11.07.2022;

- с кадастровым номером 74:36:0000000:2748 площадью 65 339 кв.м.
«Сооружение (газораспределительная сеть)», дата ввода в эксплуатацию 06.09.2016.

2. земельном участке с кадастровым номером 74:36:0408001:5296:

- с кадастровым номером 74:36:0408001:5980 площадью 776 кв.м. «Тепловые сети к жилым домам, расположенным по ул. Монакова, дом 1 в Советском районе г. Челябинска», дата ввода в эксплуатацию 21.04.2020;

- с кадастровым номером 74:36:0408001:7561 площадью 80 кв.м. «Тепловая сеть», дата ввода в эксплуатацию 25.05.2021.

Данные объекты не являются внутридомовыми, расположены протяженно на нескольких земельных участках, а также предназначены для обслуживания не только жилых домов, находящихся на спорных земельных участкахе, соответственно, не относятся к общему имуществу, расположенных на спорных земельных участках многоквартирных домов, в связи с чем и части земельного участка расположенные под данными объектами не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

С учетом изложенного суд полагает возможным в целях проведения перерасчета земельного налога учитывать площадь земельных участков за минусом площади занятой указанными объектами инженерной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Соответственно, в связи с частичным удовлетворением требований заявителя, судебные расходы по уплате им государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-168, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление индивидуального предпринимателя Серскова Андрея Николаевича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Челябинской области в перерасчете земельного налога за 2020-2021 года в отношении части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5301, занятого многоквартирными жилыми домами (кадастровые номера 74:36:0408001:7074, 74:36:0408001:6519, 74:36:0408001:6765), а также части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5296, занятого многоквартирным жилым домом (кадастровый номер 74:36:0408001:5305).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 29 по Челябинской области произвести перерасчет земельного налога за 2020-2021 года в отношении части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5301, занятого многоквартирными жилыми домами (кадастровые номера 74:36:0408001:7074, 74:36:0408001:6519, 74:36:0408001:6765) с 14.01.2021, а также части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0408001:5296, занятого многоквартирным жилым домом (кадастровый номер 74:36:0408001:5305) с 31.03.2020.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Челябинской области в пользу индивидуального предпринимателя Серскова Андрея Николаевича, ОГРНИП 306745123600013 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.В. Архипова