Арбитражный суд Челя бинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2023 года. Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2023 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Архипова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области к обществу с ограниченной ответственностью «ТД Луккор», г. Челябинск, ОГРН 1227400032848 о взыскании убытков в сумме 2271,94 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – истец, Фонд, ОСФР по Курганско области) 21.06.2023 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТД Луккор», г. Челябинск, ОГРН 1227400032848 (далее – ответчик, общество, страхователь, ООО «ТД Луккор») о взыскании ущерба в сумме 2271,94 рублей, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М.
В обоснование иска Фонд ссылается на факт излишней выплаты страховой пенсии пенсионеру – работнику общества за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 2271,94 рублей, вследствие представления обществом по истечение установленного законом срока 25.01.2023 отчета по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года в отношении застрахованного лица, которому в связи с этим была выплачена пенсия в повышенном размере за указанный период.
Заявитель считает, что представление работодателем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере с учетом индексации неработающему пенсионеру и как следствие возникновение материального ущерба у внебюджетного фонда.
Поскольку сумма излишне выплаченной пенсии не была добровольно возвращена пенсионером и обществом, пенсионный фонд обратился в суд с иском.
Ответчиком не представлен отзыв на исковое заявление.
Суд, в отсутствие возражений сторон на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 16.08.2023 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания путем направления в их адрес копии определения о назначении судебного заседания заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области, в судебное заседание явку своих представителей не
обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – Закон № 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона № 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах».
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Статья 3 Закона № 385-ФЗ дополнила Федеральный закон от 28.12. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400_ФЗ (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 13 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7, 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
При этом в силу части 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
В части 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н были утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов,
необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, в соответствии с пунктом 85 которого определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
При прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2022 Приказом Минтруда России от т 05.08.2021 № 545н утверждены Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила № 545н).
Статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) установлена ответственность работодателей за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (далее – ГК РФ), право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие следующих обязательных условий:
- наличие вреда и его размера,
- противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков,
- наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями,
- вина причинителя вреда,
- доказанность существования всех этих условий ответственности в их совокупности.
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Согласно положениям гражданского законодательства (пункт 1 статьи 15, пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.
Из содержания изложенных выше норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
То есть с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.
При этом уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию органом пенсионного фонда, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу или нет, пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору по форме СЗВ-М.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно
проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Из материалов дела следует, что ответчиком сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года не представлены в установленный срок, что послужило основанием для принятия Фондом решения о повышении пенсионеру с 01.01.2023 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру и выплате с указанного момента пенсионеру пенсии в повышенном размере.
Впервые сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2022 года с указанием спорного застрахованного лица представлены обществом 25.01.2023.
Следовательно, для целей индексации пенсии спорное застрахованное лицо считалось прекратившим трудовые отношения в ноябре 2022 года и, соответственно неработающим в указанный период, что является основанием для индексации пенсии с 01.01.2023.
Факт выплаты с января 2023 года по февраль 2023 года пенсионеру пенсии в повышенном размере (с учетом произведенной индексации пенсии) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Установление страховой пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или принятие решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В связи с представлением ответчиком формы СЗВ-М за ноябрь 2022 – 25.01.2023, с указанием застрахованного лица в качестве работающего лица, Фондом установлено неправомерная индексация пенсии указанному работнику с 01.01.2023 по 28.02.2023, что повлекло излишнюю выплату индексированной пенсии за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 2271,94 рублей.
Соответственно Фондом сделан вывод, что произведенная индексация пенсии как неработающему пенсионеру в связи с отсутствием сведений о его трудоустройстве в ноябре произведена необоснованно, а выплата за последующие периоды пенсии в повышенном размере в сумме 2271,94 рублей осуществлена излишне.
Истец посчитав, что представление страхователем недостоверных сведений повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии пенсионеру в общем размере 2271,94 рублей, направил ответчику претензию от 28.03.2022 № 04-02-18283 с требованием о возврате излишне выплаченной суммы пенсии.
Общество оставило названное требование без удовлетворения в связи с чем фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В рассматриваемом случае последующее удержание излишне выплаченной пенсии из пенсии работающего пенсионера не производится в силу части 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.
Согласно позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015 действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий пенсионного фонда при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Следовательно, вопросы взыскания ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений (персонифицированного) учета рассматриваются при участии пенсионного фонда и работодателя-страхователя, без предварительного обращением к пенсионеру-выгодоприобретателю.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, на предмет их относимости, допустимости, достоверности,
а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, арбитражный суд на основании анализа фактических обстоятельств конкретного дела, исходя из отсутствия у контролирующего органа пенсионного фонда на дату принятия решения об индексации пенсии сведений о работе пенсионера в период ноябрь 2022 года, считает, что у ответчика имеется обязанность возместить истцу ущерб излишней выплатой пенсии.
При этом факт представления сведений по форме СЗВ-М за последующие периоды декабрь 2022 года в отношении указанного застрахованного лица, не имеет правового значения для дела.
Так в силу части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
При этом в силу части 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, поскольку право на индексацию пенсии возникает при прекращении работы в течение календарного года со следующего месяца после прекращения работы, а в случае возобновления работы в том же году пенсионер сохраняет право на проиндексированную пенсию, соответственно, факт представления сведений на пенсионера за периоды до ноября 2022 года и после ноября 2022 года не влияет на право пенсионера на индексацию пенсии в ноябре (в связи с отсутствием сведений о работе) и сохранение повышенной пенсии в последующие периоды, несмотря на факт трудоустройства с декабря 2022 года. И только получение сведений о том, что пенсионер не прерывала работу в ноябре 2022 года влечет необходимость перерасчета пенсии в виду того, что пенсионер на самом деле не имел права на индексацию пенсии в ноябре и, соответственно ее последующее получение в повышенном размере.
Учитывая установленный порядок индексации пенсии неработающим пенсионерам получение Фондом сведений об осуществлении застрахованным лицом трудовой деятельности в декабре 2022 года не могло повлиять на право пенсионера на индексацию пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
По правилам части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку в соответствии со статьей 105 АПК РФ, статьей 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины за рассмотрение иска в суде, в виду удовлетворения исковых требования государственная пошлина в сумме 2000 рублей по настоящему делу взыскивается с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-168, 176, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТД Луккор», г. Челябинск, ОГРН 1227400032848 в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области убытки в сумме 2271,94 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТД Луккор», г. Челябинск, ОГРН 1227400032848 в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.
Судья А.В. Архипова