Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«15» сентября 2008г. Дело № А76-9592/2008-41-199
Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15.09.2008 г
Судья Попова Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урайкиной Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Планета озер» г.Челябинск.
кИФНС России по Советскому району г.Челябинска
о признании незаконным действий налогового органа.
при участии в заседании:
от заявителя: Григорьева О.И. – предс. по дов. от 08.07.2008г., паспорт 7502 349203 выдан 20.03.2002г. УВД г.Копейска.
от ответчика : не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Планета озер» г.Челябинск обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Советскому району г.Челябинска о признании незаконными действий инспекции, выраженных в письме ИФНС от 07.05.2008г. №15-41491, по отказу в праве на централизованную уплату налога на имущество в 2008г. и централизованное представление декларации (авансовых расчетов) по налогу на имущество в 2008г.
В обоснование заявления ссылается на п.1 ст. 386 НК. РФ, п 1.4 Приказа МНС РФ от 23.03.2004г. №САЭ – 3 – 21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам и инструкции по ее заполнению», ст.56 Бюджетного кодекса РФ, закон Челябинской области от 27.09.2007г. №200 – ЗО «Об областном бюджете на 2008 год», считает, что ни в одном из нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога на имущество не предусмотрены особые условия перехода на централизованное представление налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на имущество по месту нахождения Общества. Единственным условием является – зачисление налога на имущество полностью в областной бюджет без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований.
Ответчик требования заявителя отклонил отзывом по делу от 11.08.2008г. №03/80790, мотивируя, что в данном случае не применяется Приказ МНС РФ от 23.03.2004г. №САЭ – 3 – 21/224 и Инструкция по его заполнению (утратили силу), поскольку принят новый Приказ Минфина РФ от 20.08.2008нг. №27-н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядок их заполнения», который вступил в силу начиная с представления налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организации за 1-й квартал 2008г. В случае если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении сумм налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ только по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.
Заявитель не согласен с выводами ответчика, указанными в письме, обжаловал отказ в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, по результатам рассмотрения жалобы принято решение от 16.06.2008г. №26-07/001876, которым также констатировано о правомерности отказа в праве
применения перехода налогоплательщика на централизованное представление налоговых деклараций. Налоговый орган ссылается на то, что на момент рассмотрения жалобы письменное заявление о предоставлении права уплачивать налог на имущество централизованно, 1-й квартал 2008г. в инспекцию от ОАО «Планета Озер» не поступало, не представлены и вторые экземпляры уведомлений (по месту нахождения объектов недвижимости) с отметкой налогового органа об отсутствии задолженности по налогу на имущество организаций за налоговые периоды 2004, 2005, 2006, 2007 годы.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ОАО «Планета озер» г.Челябинск зарегистрировано в ИФНС России по Советскому району г.Челябинска от 22.02.2005г. (государственный регистрационный номер 1057423511133), имеет несколько объектов недвижимого имущества на территории Челябинской области и в соответствии со ст.373 НК РФ является налогоплательщиком налога на имущество.
30 апреля 2008 года ОАО «Планета озер» направило в налоговый орган по своему местонахождению, а также в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества уведомления о предоставлении Обществом налоговых деклараций по налогу на имущество только по месту своего нахождения (регистрации)-ИФНС по Советскому району г.Челябинска, а не по месту нахождения каждого объекта недвижимости, в т.ч МИФНС России №3, МИФНС №10, МИФНС №5 по Челябинской области.
ИФНС по Советскому району г.Челябинска письмом от 7 мая 2008 года №15-4149 отказала ОАО «Планета озер» г.Челябинск в применении централизованного представления налоговых деклараций по налогу и уплаты налога на имущество по месту нахождения Общества, мотивируя свой отказ не соблюдением Обществом «порядка» перехода на централизованную сдачу отчетности и уплаты налога. Не указав, какие нормы были нарушены либо не применены Обществом при переходе на централизованную сдачу отчетности и уплату налога на имущество и нормативный акт, которым был утвержден данный «порядок».
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что для принятия централизованного представления декларации налогоплательщиком должны быть соблюдены определенные условия, изложенные в письме УФНС России по Челябинской области от 02.03.2006г. №18-10/7/000209, а именно:
1. Отсутствие задолженности по уплате налога на имущество организаций за налоговые периоды 2004, 2005, 2006, 2007 годы в налоговых органах по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
2.Наличие письменного уведомления в адрес всех налоговых органов по месту нахождения указанных объектов о прекращении уплаты налога по соответствующему месту нахождения в связи с переходом на централизованную уплату налога в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, начиная с расчетов за первый квартал 2008 года. На втором экземпляре уведомления налоговый орган по прежнему месту уплаты налога проставляет отметку об отсутствии задолженности по налогу на имущество за налоговые периоды 2004 - 2007 годы, указанный экземпляр выдается налогоплательщику для его представления в налоговый орган по новому месту уплаты налога (ИФНС России по Советскому району г. Челябинска)
3. Представление в налоговый орган по новому месту уплаты налога (в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) письменного заявления о предоставлении права уплачивать налог на имущество централизованно, начиная с авансового платежа за первый квартал 2008 года, с указанием наименования, местонахождения и балансовой стоимости на 01.01.2008 объектов имущества, по которым будет производиться централизованная уплата налога, а также с приложением ранее направленных в налоговые органы по прежнему месту уплаты налога уведомлений о прекращении уплаты налога со стоимости этого имущества в связи с переходом на централизованную уплату налога по новому месту уплаты с отметкой соответствующего налогового органа об отсутствии задолженности по налогу на имущество организаций за налоговые периоды 2004 - 2007 годы.
Доводы инспекции суд считает несостоятельны и противоречат действующему законодательству.
ОАО «Планета озер» имеет несколько объектов недвижимою имущества на
территории Челябинской области и в соответствии со ст.373 НК РФ является налогоплательщиком налога на имущество.
Согласно п.п.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст.386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также по месту нахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
В соответствии со ст.56 Бюджетного Кодекса РФ, Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 года №200-30 «Об областном бюджете на 2008 год» предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в областной бюджет в размере 100%.
Из п. 1.4. Приказа МНС РФ от 23 марта 2004 года №САЭ -3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению», следует, что в случае если налог на имущество организаций зачисляется полностью в бюджет субъекта РФ налоговая декларация(расчет) заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплаты в бюджет субъекта РФ.
Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества находящихся вне места нахождения Общества отсутствует отдельный порядок исчисления и уплаты налога и в соответствии с п.1 ст.386 ПК РФ не требуется представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы курирующие муниципальные образования, где находятся объекты недвижимого имущества.
Поскольку налог на имущество организаций на территории Челябинской области зачисляется полностью в областной бюджет, организация вправе представить одну налоговую декларацию и уплачивать налог на имущество по месту нахождения организации (государственной регистрации) за все имущество, подлежащее налогообложению на территории региона, в том числе в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации.
Таким образом, ни налоговое, ни бюджетное законодательство не предусматривает особого порядка (условий) перехода на централизованную уплату налога на имущество и представления налоговой отчетности.
Кроме того указанный в письме порядок согласования не опубликован в официальных документах, письмо УФНС России по Челябинской области от 02.03.2006г. №18-10/000209 направлено инспекцией для служебного пользования.
В силу ст. 30 НК РФ налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, следовательно налоговая инспекция имела возможность проверить наличие задолженности по уплате налога на имущество за предшествующие периоды, включая муниципальные образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действия Инспекции ФНС России по Советскому району г.Челябинска, выраженное в письме ИФНС от 07.05.2008г. №15-41491 по отказу в праве ОАО «Планета озер» г.Челябинск перехода на централизованную уплату налога на имущество в 2008г. и централизованное представление налоговой декларации (авансовых расчетов) по налогу на имущество организаций в 2008 году.
Взыскать с ИФНС России по Совентскому району г.Челябинска в пользу заявителя судебные расходы в сумме 2000 руб.. уплаченные по платежному поручению №1528 от 08.07.2008г.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах
Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
С у д ь я Т.В. Попова