НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 14.03.2019 № А76-38601/18

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск                                                                    Дело № А76-38601/2018

21 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2019 года     

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.В. Белый, при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышевой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, кабинет 708 дело по заявлению индивидуального предпринимателя Тырыкиной Галины Александровны, ОГРНИП 304742221600020, г. Озерск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Челябинской области

о признании незаконным и отмене постановления №4593 от 09.11.2018 о привлечении к административной ответственности за нарушение ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения

при участии представителей:

от заявителя: не явился, извещен

 от ответчика: Галкина М.С., удостоверение УР № 099792, доверенность № 2 от 09.01.2019 года.

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Тырыкина Галина Александровна (далее –заявитель, ИП Тырыкина Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №3 по Челябинской области (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №4593 от 09.11.2018 о привлечении к административной ответственности за нарушение ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения, мотивируя требования тем, что осуществляет деятельность без привлечения работников, по агентскому договору.

Административный орган представил копии материалов административного дела, а также отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, указав, что вина ИП Тырыкиной Г.А. подтверждается материалами административного дела.

Заявитель явку в судебное заседание не обеспечил, извещен о судебном разбирательстве с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Тырыкина Г.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС №17 по Челябинской области, о чем 03.02.2011 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304742221600020.

Сотрудниками Межрайонной ИФНС №3 по Челябинской области, на основании поручения от 13.09.2018 №33 проведена проверка применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в отношении индивидуального предпринимателя Тырыкиной Галины Александровны по месту осуществления деятельности: Челябинская область, г. Озерск, пр. Карла Маркса, 29А, 1 этаж ТК «Орфей», отдел «BEFREE».

В ходе проверки налоговым инспектором выявлено нарушение требований статьей 4.2, 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществления расчётов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ), выразившееся в применении контрольно-кассовой техники с нарушением порядка регистрации ККТ, порядка и условий ее применения.

Так, при продаже товара Карих Елена Валерьевна, оказывающая агентские услуги ИП Тырыкиной Г.А. на основании агентского договора от 30.08.2018 б/н (со сроком действия с 30.08.2018 по 25.09.2018), применила ККТ модели АТОЛ 92Ф, заводской №00108405694716, зарегистрированный в  налоговом органе 24.08.2018 за №0002651671009898 по адресу: 456780, Челябинская область, г. Озерск, пр. Карла Маркса, 29 В, отдел «BEFREE», тогда как фактический адрес осуществления деятельности: 456780, Челябинская область, г. Озерск, пр. Карла Маркса, 29 А, 1 и выдала кассовый чек № 00002 от 13.09.2018 на общую сумму 30,00 руб., с неверными (отсутствующими) обязательными реквизитами: неверно указан адрес осуществления расчёта, а также отсутствуют должность и фамилия лица, осуществившего расчёт с покупателем, оформившего кассовый чек и выдавшего (передавшего) его покупателю, тем самым были нарушены п. 1 ст. 1.2, ст. 4.7, п. 4 ст. 4.2, ст. 5 Федерального Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации»

Указанное нарушение нашло отражение в акте проверки от 13.09.2018 №33.

02.11.2018 в присутствии ИП Тырыкиной Г.А. налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 02.11.2018 №4593. Копия указанного протокола получена ИП Тырыкиной Г.А. лично 02.11.2018.

09.11.2018 начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Челябинской области Суминым Алексеем Сергеевичем в присутствии Индивидуального предпринимателя Тырыкиной Г.А., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении надлежащим образом, вынесено Постановление по делу об административном правонарушении №4593 о назначении административного наказания на основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ИП Тырыкина Г.А.обратилась с настоящим заявлением в суд.

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Пунктом 6 указанной статьи установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.

В вину предпринимателю административный орган вменяет несоблюдение требований п.1 ст. 1.2, ст.4.7, п. 4 ст. 4.2, ст.5 Федерального Закона РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа».

Частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели на территории Российской Федерации при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в Государственном реестре.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 54).

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ при регистрации контрольно-кассовой техники в соответствующем заявлении должны быть указаны в том числе адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники.

Согласно п. п. 18 и 19 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@ "Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе") по строке 050 в качестве адреса установки (применения) контрольно-кассовой техники пользователем указываются почтовый индекс, регион (код), район, город, населенный пункт, улица, номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (помещения), соответствующие фактическому адресу установки (применения) контрольно-кассовой техники, а в поле 060 в качестве места установки (применения) контрольно-кассовой техники, в частности, при осуществлении торговли через торговый объект, - местонахождение этого торгового объекта.

Таким образом, налогоплательщик при регистрации контрольно-кассовой техники, применение которой планируется при торговле в торговом центре, в качестве адреса установки (применения) контрольно-кассовой техники указывает адрес торгового центра, а в качестве места установки (применения) контрольно-кассовой техники - информацию о точном месторасположении помещения, где находится кассовый аппарат.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 6 - 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных      видов      деятельности  до 01.07.2019 в случае, если они не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры (п. 2 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона №290-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД (розничная торговля), в случае заключения трудового договора с работником, обязан в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику (ч. 7.3 ст. 7 Федерального закона №290-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ (ст. 8 Федерального закона №290-ФЗ).

Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий ЕНВД (розничная торговля), вправе как до 01.07.2018, так и до 01.07.2019 не применять ККТ, если не будет принимать на работу работников.

При этом, ИП Тырыкиной Г.А. в Межрайонную ИФНС России №3 по Челябинской области самостоятельно представлено заявление о регистрации контрольно - кассовой техники марки АТОЛ 92Ф, заводской номер 00108405694715, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр-кт. Карла Маркса, 29В, магазин «Орфей», отдел «BEFREE».

Вышеуказанная контрольно-кассовая техника 24.08.2018 была зарегистрирована Инспекцией по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр-кт Карла Маркса, 29В, магазин «Орфей», отдел «BEFREE».

Представленные Тырыкиной Г.А. в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники сведения были внесены налоговым органом в карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

Пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, в том числе адрес  и место установки (применения) ККТ.

В случае осуществления расчетов в месте осуществления пользователем ККТ деятельности ККТ устанавливается (применяется) в указанном месте.

Между тем, в ходе проверки выявлен факт несоответствии адреса установки контрольно-кассовой техники по регистрационной карточке (Челябинская область, г. Озерск, пр-кт. Карла Маркса, 29В, магазин «Орфей», отдел «BEFREE») фактическому адресу установки (456780, Челябинская область, г. Озерск, пр. Карла Маркса, 29 А, 1).

Статья 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ содержит обязательный перечень реквизитов, которые должны содержаться в кассовом чеке и бланке строгой отчетности, а именно:

наименование документа; порядковый номер за смену; дату, время и место (адрес) осуществления расчёта (при расчёте в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчёте в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчёте в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя -пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемую при расчёте систему налогообложения; признак расчёта (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объём и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учётом скидок и наценок, стоимость с учётом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчётов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчётов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); сумму расчёта с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчётов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчётов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); форму расчёта (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумму оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке; должность и фамилию лица, осуществившего расчёт с покупателем (клиентом),оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчётов, осуществлённых с использованием автоматических устройств для расчётов, применяемых в том числе при осуществлении расчётов в безналичном порядке в сети "Интернет"); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчёта и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных); QR-код.

Судом установлено, что вопреки требованиям вышеуказанной правовой нормы, при осуществлении расчета продавцом Карих Е.В. выдан кассовый чек № 00002 от 13.09.2018 на общую сумму 30,00 руб. с неверным адресом осуществления расчёта, а также на чеке отсутствовала должность и фамилия лица, осуществившего расчёт с покупателем, оформившего кассовый чек и выдавшего (передавшего) его покупателю.

С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие доказательств того, что в момент проведения проверки ККТ применялась по адресу, указанному в регистрационных документах, а также был выдан кассовый чек, соответствующий нормам законодательства, суд приходит к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях заявителя признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью  4 статьи 14.5 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер по применению при расчетах с населением ККТ, соответствующей установленным законодательством требованиям, материалы дела не содержат.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Ссылки заявителя на то, что при подаче им заявления о регистрации ККТ  налоговым органом не проведена процедура проверки подлинности заявления, судом отклоняется, исходя из следующего.

Порядок представления заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники предусмотрен ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

ИП Тырыкиной Г.А. в Межрайонную ИФНС России №3 по Челябинской области лично представлено заявление о регистрации контрольно - кассовой техники, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр-кт. Карла Маркса, 29В, магазин «Орфей», отдел «BEFREE». Достоверность и полнота сведений, указанных на каждой странице заявления о регистрации ККТ подтверждены подписью заявителя - ИП Тырыкиной Галиной Александровной.

Государственная регистрация носит заявительный характер, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовала обязанность по проверке сведений, содержащихся в таких заявлениях.

ИП Тырыкина Г.А. также просит отменить оспариваемое постановление, поскольку считает, что административным органом неправильно истолкованы нормы Федеральных законов №290-ФЗ, №54-ФЗ.

Заявителем в исковом заявлении указано, что между ИП Тырыкиной Г.А. и Карих Е.В. был заключен агентский договор. В то время как налоговым органом данные правоотношения расценены как трудовые отношения.

Вместе с тем, данные доводы судом отклоняются, в силу следующего.

В соответствии с п. 1.1 Агентского договора от 30.08.2018, представленного ИП Тырыкиной Г.А., Принципал (ИП Тырыкина Г.А. поручает, а Агент (Карих Е.В.) берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, указанные договором, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за выполнение этого поручения.

Пунктом 3.1 Агентского договора от 30.08.2018 предусмотрено выполнение работ за вознаграждение в размере 50 рублей за 1 отработанный час.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом №54-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, если получение средств происходит в рамках агентского договора, где агент действует от имени принципала, то, по мнению налогового органа, агентом должна быть применена ККТ принципала и соответственно выдан (направлен) кассовый чек. Таким образом, ККТ, зарегистрированная на принципала, на основании договора будет физически использоваться агентом. В таком случае в кассовом чеке возможно отражение фамилии и должности лица, осуществившего расчет, с указанием на организацию-агента. Кассовый чек выдается (направляется) в момент расчета на всю сумму, поступившую от физического лица.

Поскольку в указанном случае обязанность по применению ККТ возникает непосредственно у принципала, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники несет принципал.

Данные разъяснения даны в письме Минфина РФ от 26.06.2017 №03-01-15/39999 «О применении ККТ при реализации товаров в рамках агентского договора».

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что заключение агентского договора между ИП Тырыкиной Г.А. и Карих Е.В. в подобном случае не соответствует обычаям делового оборота, а действия индивидуального предпринимателя направлены на возможное избежание привлечения к административной ответственности.

До вынесения оспариваемого постановления, налоговым органом по заявлению ИП Тырыкиной Г.А. контрольно - кассовая техника, расположенная по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр-кт. Карла Маркса, 29А, магазин «Орфей», отдел «BEFREE» была 29.10.2018 перерегистрирована.

Поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения установлен, подтверждается материалами дела, суд считает, что ИП Тырыкина Г.А. правомерно привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения.

Оснований для признания правонарушения по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности суд не находит. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 211 КоАП РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку, при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд установил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования, в силу положений ч.3 ст.211 КоАП РФ, должно быть отказано.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 176, 181, 211 АПК РФ,   арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья                                                                                             Белый А.В.