Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«20» февраля 2006г. Дело № А76-12389/05-44-804
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2006г.
Полный текст решения изготовлен 20.02.2006г.
Судья Елькина Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хаванцевым А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФГУП ПО «Маяк», г. Озерск
к МР ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в заседании:
от заявителя: Мизина И.П. – представитель по доверенности от 31.12.04г.; Гусаров Ю.В. – представитель по доверенности от 31.12.04г.; Карезин И.К. – представитель по доверенности от 10.01.06г.; Полежаева Е.В. – предствитель по доверенности от 10.01.06г.
от ответчика: Коробкин В.Е. – представитель по доверенности от 30.12.05г.
У С Т А Н О В И Л:
Дело пересматривается в связи с отменой решения арбитражного суда от 15.07.2005 в части признания законным решения Межрайонной ИМНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области от 01.04.2005 № 2 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 129 017 996 руб. (постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2005) и налога на прибыль в сумме 4 443 643 руб. (дополнительное постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2005).
Как следует из материалов дела решение № 2 от 01.04.2005 было принято налоговым органом по результатам проверки, проведенной инспекторами налоговой инспекции в ФГУП ПО «Маяк» с 07.06.2004 по 18.08.2004.
Правонарушения, установленные в ходе проверки нашли отражение в акте от 17.10.2004 № 17 (л.д. 1-75 том 2).
При проверке соблюдения законодательства о порядке исчисления и уплаты НДС, проверяющими действия ПО «Маяк» по исключению из налогооблагаемой базы стоимости услуг по переработке, хранению и перевозке отработанного ядерного топлива (ОЯТ), завезенного с Равенской АЭС (Украина), признано законным, т.к. названные операции оценены как вспомогательные по отношению к реализации основных работ (услуг), местом которой является иностранное государство (пункт 5.5.6 Акта).
Материалы проверки и поданные на акт ФГУП ПО «Маяк» возражения (л.д. 1-17 том 4) были рассмотрены заместителем руководителя МР ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам и принято решение от 17.11.2004 № 15 (л.д. 58-63 том 3).
Согласно указанному решению работы (услуги) по перевозке, хранению и переработке отработанного ядерного топлива, завезенного на переработку и хранение с Ровенской АЭС (Украина) признаны связанными с движимым имуществом, находящимся на территории РФ, НДС по приобретению которых подлежит вычету (п.2 Решения).
С целью определения размеров оборотов по перевозке, хранению и переработке отработанного ядерного топлива (ОЯТ), завезенного с Ровенской АЭС по контракту № 235/98-01 от 01.06.98, были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
В ходе последних предписано уточнить сумму налога на прибыль при исключении суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным с целью использования в переработке и хранении ОЯТ из «общепроизводственных расходов», счет 25.
В ходе проверок были оценены контракты № 08843672/70046-09Д от 20.03.03 с Болгарией, № 235/98-01 от 01.06.98 с Украиной, агентский договор № 059/1 с ВЭО «Техснаб-экспорт» и документы, свидетельствующие о выполнении условий названных договоров (описаны в п.2 Акта № 2 от 05.03.05, л.д. 72 том 3).
Цель, которую преследуют государства – участники соглашений и контрактов, является, по мнению проверяющих, получение (оказание) услуг по вывозу радиоактивных отходов (ОЯТ).
Считая, что в соответствии с п.1 ст.148 НК РФ местом реализации спорной услуги является Российская Федерация, а сама услуга в силу п.1 ст.146 НК РФ создает объект налогообложения, со стоимости услуг по транспортировке, переработке и хранению подлежит уплата НДС.
Неучет выручки от реализации спорной услуги, составившей 840 389 822 руб. (по размеру спор между сторонами отсутствует), повлек неуплату в 2003-2004г.г. НДС в размере 161 355 812 руб.
Суммы НДС, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, списанным на транспортировку, переработку, хранение ОЯТ, неправомерно учитываемые в составе «общезаводские расходы», привели к неуплате налога на прибыль в сумме 4 443 643 руб. (пункт 2.1 Акта проверки № 2).
Установленные правонарушения послужили основанием для принятия оспариваемого решения от 01.04.2005 № 2.
С учетом излишне уплаченного налога размер недоимок по НДС составил 1341 791 590 руб. К налоговой ответственности ПО «Маяк» не было привлечено налоговой инспекцией с учетом осуществления действий налогоплательщиком на основании разъяснения ИНС РФ по вопросу исчисления налога в спорном правоотношении (л.д. 2-4 приложение к делу).
ФГУП ПО «Маяк» не согласилось с принятым решением, оспорив последнее в арбитражный суд.
При этом в обоснование своих доводов указало:
-основной целью заключения контрактов являлась услуга по вывозу радиоактивных отходов, т.к. страны, эксплуатирующие АЭС, не в состоянии хранить эти отходы в виду опасности для окружающего мира. Указанная услуга является неотъемлемой частью поставки «свежего» ЯТ, т.е. вспомогательной. Аналогичную позицию занимала налоговая инспекция, о чем свидетельствуют разъяснения ГНС России от 15.04.98 № 03-5-09/38 и ГНС по Челябинской области от 27.05.98 № 05-11/86, а также ранее принимаемые решения по материалам проверок.
При непризнании услуги вспомогательной, ввезенное отработанное ядерное топливо подпадает под признаки импорта, т.к. согласно ГТД ввозится в режиме выпуска для свободного обращения, а в графе 12 ТД указывается тип декларации – импорт 40. Данная услуга, связанная с импортом в порядке подпункта 2 пункта 1 ст.164 НК РФ облагается НДС по ставке 0 процентов.
Правоотношения в области атомной энергетики между РФ и Болгарией регулируются соглашением от 19.05.1995. Данное соглашение заключено во исполнение Договора о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 года.
В рамках указанного соглашения стороны договорились, что Болгарской стороной, полученные от Российской стороны предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование реэкспортируются (экспортируются) или передаются из-под юрисдикции Республики Болгария только при наличии письменного согласия компетентного органа Российской Федерации (статья 3).
Компетентным органом со стороны РФ является Министерство РФ по атомной энергии и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (статья 10).
Сотрудничество по Соглашению подлежит осуществлению на основе контрактов между предприятиями и организациями сторон в соответствии с действующим законодательством (статья 8).
При этом срок действия Соглашения автоматически продляется на последующие (по истечении первых 10 лет) пятилетние периоды, если стороны не заявят о прекращении его действия, а контракты действуют до момента выполнения обязательств по этим контрактам (статья 13).
Соглашением определено, что организации компетентных органов РФ будут поставлять в Республику Болгария свежее ядерное топливо РФ и принимать на переработку отработавшее ядерное топливо АЭС «Козлодуй» с последующим возвратом в Республику Болгария высокоактивных остеклованных отходов по согласованным сторонами программам и срокам (ст.2 Соглашения).
В рамках Соглашения 20 марта 1998г. между Национальной электрической компанией г.София и Внешнеэкономическим акционерным обществом «Техснабэкспорт» г.Москва заключен контракт № 08843672/70046-09Д на переработку ранее поставленного из России в виде свежего ядерного топлива отработавшее ядерное топливо с условием возврата по истечении срока хранения результата переработки – остеклованных высокоактивных отходов (пункты 1.1, 1.2 Контракта).
Оплата в соответствии со ст.8 Соглашения определена сторонами контракта (п.1.6) в виде стоимости по транспортированию, технологическому хранению перед переработкой, переработке отработавшего топлива и хранению образовавшихся при переработке остеклованных высокоактивных отходов до их возврата в Болгарию из расчета за 1 кг исходной массы изотопов урана в необлученных сборках.
Количество и сроки вывоза отработавшего топлива подлежат дополнительному согласованию (п.2.1 Контракта).
Пунктом 9.2 Контракта стороны предусмотрели, что ВАО «Техснабэкспорт» в момент пересечения границы приобретает право временного владения и обращения с отработавшим топливом без права реэкспорта.
Фактическим исполнителем согласованных условий договора являлось ФГУП ПО «Маяк» – «принципал» по агентскому договору № 059-04-0-80/042 от 30.08.04 (л.д. 42-48 Приложения к делу).
Сотрудничество в области развития атомной энергетики между Украиной и Российской Федерацией регулируется соглашением от 15.01.93, нормы которого аналогичны нормам Соглашения РФ с Республикой Болгарией (л.д. 85-87 Приложения к делу).
Во исполнение названного соглашения (статья 3) в части порядка временного хранения или переработки с последующим возвратом радиоактивных отходов на Украину, заключен контракт между ПО «Маяк» и Национальной атомной энергогенерирующей компанией «Энергоатом» Украина № 235/98-01 от 01.06.1998 (л.д. 88-102 Приложения к делу).
Предметом указанного контракта (пункт 1.1) является переработка отработавшего ядерного топлива реакторов Ровенской АЭС, ранее поставленного Россией в виде сборок из «свежего» урана.
Обязательным условием для принятия в переработку является в силу пункта 1.2 Контракта возврат ПО «Маяк» остеклованных высоко радиоактивных отходов.
Оплата услуги (пункт 3), согласованной сторонами, производится из расчета цены за 1 кг суммы изотопов из урана и плутона в отработавших сборках.
С момента пересечения украинско-российской границы в контексте пункта 10.1 Контракта к ПО «Маяк» переходит право собственности на отработавшее топливо.
Порядок приема для последующей переработки отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврат образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов урегулирован во исполнение Указа Президента РФ от 20.04.95 № 389 Постановлениями Правительства РФ от 29.07.1995 № 773 и от 11.07.2003 № 418.
Обязательными условиями приема Российской Федерации ОЯТ согласно указанным постановлениям является переработка и возврат стране – поставщику образующихся радиоактивных отходов и не предназначенных для дальнейшего использования в Российской Федерации продуктов переработки.
При ввозе на таможенную территорию ОЯТ помещается под таможенный режим выпуска в свободное обращение, а вывозимые из РФ отвержденные радиоактивные отходы могут быть помещены под таможенный режим экспорта.
Из вышеописанного следует, что заключение контрактов о ввозе ОЯТ на территорию РФ является следствием заключенных соглашений с иностранными государствами на поставку (экспорт) ядерного топлива.
На территории Украины и Болгарии на объектах атомной энергетики существуют хранилища ядерного топлива с ограниченной емкостью (письма компании «ЭнергоАтом», Украина и производства «Kozloduv» № РР-РLC», Болгария, л.д. 114, 115 том 4), в связи с чем РФ взяла на себя обязательства по ввозу и переработке ОЯТ.
Последнее по истечение периода переработки и срока хранения, определенного сторонами, подлежит возврату на территории Болгарии и Украины.
Федеральное агентство по атомной энергии в силу соглашений, являющееся компетентным органом РФ по разрешению всех вопросов, возникающих в области атомной энергетики на уровне межгосударственных правоотношений в письме от 29.12.05 № 03-7398 указано, что существующими технологическими регламентами и правилами в области атомной энергетики обязательная переработка отработавшего ядерного топлива, выгруженного из реакторов, не предусмотрена. Объект атомной энергетики может безопасно функционировать независимо от того, перерабатывается ли выгруженное из реакторов ОЯТ или нет.
При этом объективно существует необходимость удаления из временных пристанционных хранилищ выгруженного ОЯТ и передача в иные долговременные хранилища.
Письмом от 17.01.06 № 04-124 (во исполнение поручения Правительства РФ от 27.12.05 № П7-30547) Федеральное агентство по атомной энергии известило о сохранении обязательств по возврату ОЯТ за ПО «Маяк», которым должны быть согласованы с иностранными партнерами условия и графики возврата РАОИ подготовлены соответствующие проекты программ. Таких проектов программ ПО «Маяк» не подготовлено и Правительством РФ не утверждено. Учитывая в силу названных договора, соглашений, контрактов и фактически сложившихся правоотношений услуги по транспортированию, технологическому хранению перед переработкой, переработку и хранение образовавшихся остеклованных отходов после переработки в контексте налоговых правоотношений являются вспомогательными по отношению к реализации свежего ядерного топлива.
Согласно п.3 ст.148 НК РФ, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг) местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Местом реализации ядерного топлива являются иностранные государства, в связи с чем местом реализации услуг по приему на переработку обработанного ядерного топлива с последующим возвратом в республики Украина и Болгария, следует признать названные республики.
В контексте ст.146 НК РФ спорная реализация не создает объект налогообложения, в связи с чем исчисление налога на добавленную стоимость и как следствие доначисление налога на прибыль налоговым органом произведено неправомерно.
Довод заявителя о переходе права собственности на ввезенное ОЯТ не принят судом, как основательный.
Понятие права собственности относится к категории понятий, определяемых гражданским законодательством.
В контексте последнего (ст.209 ГК РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в т.ч. отчуждать имущество в собственность другим лицам, распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению (п.2 ст.209 ГК РФ).
В рамках действующих договоров, соглашений и контрактов прав в указанном ГК РФ объеме у ОА «Маяк» не возникает.
Более того, распоряжение ОЯТ производится в рамках ограничений, указанных в контрактах.
Такими организациями являются: вывоз с целью переработки, хранения и возврата переработанного ядерного топлива, а также отсутствие права экспорта. Без условий контрактов, предусматривающих необходимость возврата результатов переработки, договорные отношения между сторонами не могли бы существовать, т.к. возврат остеклованных отходов является звеном единого цикла – исполнения комплексного договора с элементами подряда, в котором поставщик – РФ является одновременно и подрядчиком и хранителем.
Извлечение в процессе переработки продуктов, которые впоследствии передаются за плату третьим лицам, оформление таможенных документов в порядке оформления «импорта» и помещение ОЯТ под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения не порождают прав собственности, не м.б. критериями определения возникновения права собственности.
Доказательств оплаты ОЯТ или получения на условиях «дарения» суду не представлено. Договоры не содержат условий об уменьшении цены за услуги в счет оплаты стоимости ОЯТ, переходящего к РФ на праве собственности.
РФ (в лице ФГУП) получает ОЯТ топливо в хозяйственное владение, в связи с обязательствами по межгосударственному соглашению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решения М ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области от 01.04.2005г. № 2 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 129 017 996 руб., налог на прибыль в сумме 4 443 643 руб. и соответствующие пени, а также требования № 160 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 129 017 996 руб. и соответствующие пени и № 161 об уплате налога на прибыль в сумме 4 443 643 руб. и соответствующие пени, как не соответствующие нормам Налогового Кодекса РФ.
Возвратить ФГУП ПО «Маяк» из федерального бюджета госпошлину в сумме 5 569,64 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.
Судья Л.А. Елькина
0_5