НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 12.09.2022 № А76-20735/2022

              Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

19 сентября 2022 года

                                                Дело № А76-20735/2022

            Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2022 года

            Решение в полном объеме изготовлено 19 сентября 2022 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Челябинской области в интересах муниципального образования «Каслинское городское поселение» к Администрации Каслинского городского поселения о признании незаконным бездействия,

при участии в заседании:

           от заявителя: Дроженко И.Н., личность удостоверена по служебному удостоверению,

           от ответчика: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Челябинской области в интересах муниципального образования «Каслинское городское поселение» (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Каслинского городского поселения (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Определением от 23.06.2022 заявление принято к производству суда.

Заявитель в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ (вх. от 09.09.2022).

Представитель прокурора в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки исполнения администрацией Каслинского муниципального района требований законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг, был установлен факт бездействия администрации Каслинского муниципального района, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению положения о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Кроме того, на территории Каслинского городского поселения решениями Совета депутатов утверждены правовые акты, регламентирующие следующие виды муниципального контроля:

- решением от 24.02.2022 № 88 утверждено положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Каслинского городского поселения;

- решением от 24.02.2022 № 89 утверждено положение о муниципальном жилищном контроле на территории Каслинского городского поселения;

- решением от 24.02.2022 № 90 утверждено положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Каслинского городского поселения;

- решением от 24.02.2022 № 91 утверждено положение о муниципальном лесном контроле на территории Каслинского городского поселения;

- решением от 23.12.2021 № 79 утверждено положение о муниципальном земельном контроле на территории Каслинского городского поселения.

При этом, соответствующие программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценнтостям по каждому из вышеперечисленных видов муниципального контроля до настоящего времени не разработаны.

Обратного суду не представлено.

Обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, прокурор указал, что бездействие администрации Каслинского муниципального района нарушает права и законные интересы как самого муниципального образования, так и неограниченного круга субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Как следует из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).

Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4.1 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.8 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из вопросов местного значения городского поселения является осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

На основании ч.2 ст. 3 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном  контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248) порядок организации и осуществления муниципального контроля для каждого вида муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Согласно п.4 п.1 ст.32 Устава Каслинского городского поселения администрация поселения осуществляет муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

В силу п.4 ч.2, п.3 ч.5 ст.3 Федерального закона № 248 перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля определяется положением о виде муниципального контроля, которое утверждается представительным органом муниципального образования.

На основании ч.2,5 ст.44 Федерального закона № 248 программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля.

Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым  законом ценностям установлены постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.06.2021 № 990.

В нарушением положений ст.44 Федерального закона № 248 Администрацией Каслинского городского поселения не разработаны и не опубликованы  на официальном сайте администрации поселения программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по видам муниципального контроля, по которым утверждены соответствующие положения.

С учетом изложенного, Администрацией Каслинского городского поселения не были предприняты все зависящие от нее меры по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом № 248, размещению информации на официальном сайте администрации городского поселения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по разработке правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Обязать администрацию Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, разработать правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Признать незаконным бездействие Администрации Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не разработке программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по следующим видам муниципального контроля: муниципальный земельный контроль, муниципальный контроль в сфере благоустройства, муниципальный жилищный контроль, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципальный лесной контроль.

Обязать администрацию Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области разработать,  принять и опубликовать на официальном сайте администрации  программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по следующим видам муниципального контроля: муниципальный земельный контроль, муниципальный контроль в сфере благоустройства, муниципальный жилищный контроль, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципальный лесной контроль.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

            Судья                                                  подпись                                                       И.В.Мрез