АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Кунышева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Прокопенко, рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 607 дело по исковому заявлению ОСФР ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ , ОГРН 1027403882626, г. Челябинск, к ООО "ГЕНСТРОЙ", ОГРН 1177456061452, г. Озерск Челябинская область, о взыскании 2000 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
ОСФР ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ , ОГРН 1027403882626, г. Челябинск, (далее – истец), 29.05.2023 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ООО "ГЕНСТРОЙ", ОГРН 1177456061452, г. Озерск Челябинская область, (далее – ответчик), о взыскании 2000 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2023 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определение от 31.07.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и назначил рассмотрение дела на 05.10.2023.2023 года.
Суд, в отсутствие возражений сторон на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 05.10.2023 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 05.10.2023 объявлен перерыв до 09.10.2023. В судебном заседании 09.10.2023 объявлен перерыв до 11.10.2023. Стороны в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Согласно пункту 3 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных сторон не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии.
Ответчик отзыв на заявление, в порядке ст. 131 АПК РФ, не представил.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме отчетности СЗВ-
СТАЖ.
Таким образом, перечисленные выше сведения страхователь обязан представить в срок не позднее:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года — 15.10.2018,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - 17.12.2018,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - 01.03.2019.
Сведения по форме СЗВ-М представлены страхователем по телекоммуникационным каналам связи
(ТКС):
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года — 15.10.2018,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года — 17.12.2018,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - 01.03.2019.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление
страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,
предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются
финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
УПФР в городе Озерске Челябинской области составлены акты о выявлении правонарушения в сфере
законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования (далее — акт):
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - № 249 от 10.12.2018,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - № 86 от 26.04.2019,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - № 8 от 17.04.2019.
Акты направлены в адрес страхователя по почте заказными письмами:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - 13.12.2018,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - 30.04.2019,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - 18.04.2019.
На основании актов и в отсутствии представителей страхователя, извещенных надлежащим образом о
дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, после всесторонней оценки всех представленных на
рассмотрение документов в отношении страхователя приняты решения о привлечении к ответственности за
совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма финансовых санкций
определена с учетом непредставления в установленные сроки сведений на 1 (одно) застрахованное лицо и
составила 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, за каждый месяц:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - № 249 от 24.01.2019 - 500 рублей,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года — № 86 от 14.06.2019 — 500 рублей,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - № 8 от 30.05.2019 - 1 000 рублей. Решения направлены в адрес
страхователя по почте заказным письмом:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - 28.01.2019,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - 18.06.2019,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - 03.06.2019.
В соответствии с частью 15 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и ст. 213 АПК РФ
должнику направлены требования об уплате финансовых санкций:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - № 249 от 27.02.2019 - 500 рублей,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - № 86 от 12.07.2019 - 500 рублей,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - № 8 от 01.07.2019 - 1 000 рублей. Требования направлены в адрес
страхователя по почте заказными письмами:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года — 01.03.2019,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - 16.07.2019,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - 05.07.2019.
Поскольку задолженность до настоящего времени не оплачена, пенсионный фонд обратился в
арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, а также ходатайствовал о восстановлении срока для
взыскания задолженности в судебном порядке.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или
неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых
санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном
порядке.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об
оплате финансовых санкций, учитываемого при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей
взысканию, и такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, заявление о взыскании финансовых
санкций подается в суд в течение 6 (шести) месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Датой истечения срока исполнения требований об оплате финансовых санкций
СЗВ-М за сентябрь 2018 года - № 249 от 27.02.2019 – 25.07.2019
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - № 86 от 12.07.2019 – 05.08.2019
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - № 8 от 01.07.2019 – 22.03.2019.
Датой истечения трехлетнего срока исполнения требования об оплате финансовых санкций указанных требований – 25.01.2023, 05.02.2023, 22.09.2022 соответственно.
Заявление о взыскании финансовых санкций подано в суд 23.05.2023, то есть по истечении указанного трехлетнего срока.
Фондом 05.10.2023 заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд без указания уважительных причин пропуска срока.
Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом, порядок и сроки обращения в суд Законом № 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Закона № 167-ФЗ относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Судом установлено, что по взысканию финансовых санкций УПФР в городе Озерске Челябинской области обращалось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями о выдаче судебного приказа, в принятии которых судом отказано определениями в связи с тем, что сумма взыскания составляет менее 3 000,00 рублей:
- СЗВ-М за сентябрь 2018 года - № А76-30845/2019 от 15.08.2019,
- СЗВ-М за ноябрь 2018 года - № А76-53389/2019 от 30.12.2019,
- СЗВ-СТАЖ за 2018 год - № А76-50300/2019 от 13.12.2019.
При этом, с заявлением о взыскании штрафа фонд обратился 23.05.2023, то есть за пределами срока, установленного для обращения в суд, что не оспорено фондом.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако, такое восстановление производится судом на основании ходатайства фонда, то в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований фонда.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче фондом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя фонда в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя фонда (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" внутренние организационные проблемы юридического лица не являются уважительными причинами несвоевременного совершения процессуальных действий. Уважительными причинами пропуска срока признаются такие обстоятельства, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить необходимое процессуальное действие.
Суд считает, что фондом наличие уважительных причин пропуска срока не доказано.
Таким образом, суд считает ходатайство фонда о восстановлении пропущенного срока не подлежащим удовлетворению, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока отказать.
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А. Кунышева