АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
16 декабря 2020 года Дело № А76-46794/2020
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А. Захаровой, рассмотрев дело по заявлению акционерного общества «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Челябинской области, ОГРН 119774600000, г. Челябинск к Челябинской таможне
об изменении постановления административного органа по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании: от заявителя – Комиссарова О.А. (доверенность № 14-ПВ от 19.02.20, паспорт),
от административного органа – Женалина Н.Е. (доверенность № 4 от 09.01.2020, служебное удостоверение), Рубцова Ю.С. (доверенность № 28 от 17.01.20, служебное удостоверение).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Почта России» в лице управления федерально почтовой связи Челябинской области обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления №10504000-1722/2020 от 29.10.2020 о назначении административного наказания по части 1 статьи 16.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – оспариваемое постановление) в части назначения административного наказания.
Определением от 12.11.2020 настоящее заявление принято к производству арбитражного суда, предварительное судебное заседание назначено на 10.12.2020.
Определением от 10.12.2020 в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), с учетом мнения сторон, предварительное судебное заседание завершено, открыто судебное заседание.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении (л.д. 3).
В судебном заседании представители таможенного органа требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 31-32).
1. При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
1.1. АО «Почта России» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным за основным государственным регистрационным номером 1197746000000.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) акционерное общество «Почта России» создается в целях обеспечения прав граждан свободно получать, передавать и распространять информацию при условии обеспечения тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, реализации одинаковых возможностей пользования качественными услугами почтовой связи всеми категориями граждан независимо от их места нахождения, создания и поддержания в приоритетном порядке условий удовлетворения социальных интересов граждан, включая право на доставку и выдачу пенсий, пособий, других выплат, а также в целях обеспечения необходимых условий доступа к широкому кругу торговых, транспортных, финансовых и иных услуг, формирования условий для эффективного функционирования объектов почтовой связи и сети почтовой связи, улучшения качества оказания услуг почтовой связи, беспрепятственного перемещения товаров и максимально оперативного оказания услуг, развития электронного взаимодействия граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, поддержания свободы субъектов экономической деятельности и обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации.
В части 1 статьи 5 Закона № 171-ФЗ поименованы основные виды деятельности АО «Почта России», включая:
1) оказание услуг почтовой связи, международной почтовой связи;
2) обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме;
3) оказание услуг по доставке и хранению грузов и товаров, включая доставку товаров в отдаленные и труднодоступные местности;
4) доставка и выдача пенсий, пособий и других выплат;
5) оказание услуг по распространению печатных изданий, приему (оформлению) заказов и доставке периодических печатных изданий подписчикам;
6) оказание транспортных и экспедиционных услуг;
7) информирование населения о социально значимых событиях;
8) осуществление рекламной деятельности, оказание услуг по размещению рекламы;
9) оказание финансовых услуг, в том числе при содействии банков и небанковских кредитных организаций, некредитных финансовых организаций;
10) реализация государственных знаков почтовой оплаты;
11) оказание услуг местной, междугородной и международной телефонной, факсимильной, телеграфной связи, коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
12) инкассация денежных средств;
13) деятельность платежного агента, банковского платежного агента, оказание услуг по приему платы за коммунальные услуги, приему платы за товары (услуги);
14) иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом АО «Почта России» виды деятельности.
В силу частей 1, 2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ АО «Почта России» создается путем реорганизации (преобразования) федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» и является его правопреемником.
1.2. 07.07.2020 на Троицкий таможенный пост Челябинской таможни поступило из Международного российского логистического центра (далее - MP ЛЦ) «Внуково» У ФПС г. Москвы - филиала ФГУП «Почта России» таможенное уведомление № 10129051/160620/0004535LC/AO таможенного поста «Международный почтамт», согласно которому в адрес получателя Кукиной Елены, проживающей по адресу: 457134, Челябинская область, с. Бобровка, ул. Краснопартизанская, д. 22, из Израиля направлено международное почтовое отправление (далее - МГЮ) № RR072217948IE весом 1 кг 980 грамм.
В соответствии с данным уведомлением МПО № RR072217948IL подлежит таможенному оформлению на Троицком таможенном посту Челябинской таможни по причине отсутствия сведений, необходимых для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в соответствии с действующим законодательством.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что согласно сведений, содержащихся в информационной системе АО «Почта России» на сайте www.pochta.ru. МПО № RR0722179481L весом 1кг 980 грамм, направленное в адрес Кукиной Елены, выдано получателю 07.07.2020 в отделении почтовой связи г. Троицк № 457100 (далее - ОПС Троицк) Троицкого почтамта УФПС Челябинской области - филиал АО «Почта России».
Для проверки данной информации в адрес Троицкого почтамта УФПС Челябинской области - филиал АО «Почта России» был направлен запрос от 27.07.2020 № 79-12/00786 сг предоставлении информации по вышеуказанному МПО № RR072217948IL с таможенным уведомлением.
Для проверки данной информации в адрес Троицкого почтамта УФПС Челябинской области - филиал АО «Почта России» был направлен запрос от 27.07.2020 № 79-12/00786 о предоставлении информации по вышеуказанному МПО № RR072217948IL с таможенным уведомлением.
03.08.2020 от Троицкого почтамта УФПС Челябинской области - филиал АО «Почта России» поступило письмо Б/Н от 31.07.2020 с приложением документов, подтверждающих поступление и выдачу МПО № RR072217948IL. Согласно объяснениям, предоставленным Троицким почтамтом УФПС Челябинской области - филиал АО «Почта России» 25.06.2020 сотрудниками ОПС Троицк была вскрыта посылка с таможенным уведомлением № 10129051/160620/0004535LC/AO поступившая в адрес Кукиной Е. Накладные и таможенное уведомление были выданы Кукиной Е. и ее направили на таможенный пост, для последующего разрешения выдачи данной посылки. 07.07.2020 Кукина Е. повторно обратилась за получением посылки.
Сотрудник ОПС Троицк выдала Кукиной Е. МПО № RR072217948IL, приняв у нее документы, на которых отсутствовало отметка таможенного органа о выпуске товара.
02.10.2020 Челябинской таможней в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении по делу № 1054000-1722/2020 (л.д. 85-89).
29.10.2020 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от №1054000-1722/2020 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 320 000 руб. (л.д. 6-10).
Указанное постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2020 №1054000-1722/2020 в части снижения административного наказания было обжаловано заявителем в арбитражный суд.
2. Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
2.1. Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 2 статьи 207 АПК РФ устанавливается, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом в силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
2.2. В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление административного органа вынесено от 29.10.2020, тогда как настоящее заявление подано в арбитражный суд 09.11.2020.
Таким образом, заявитель подал заявление в суд в пределах установленного действующим законодательством срока обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
2.3. В соответствии со статьями 28.3, 23.8 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.9 КоАП РФ, осуществляется должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В силу частей 3, 4 1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении от 23.01.2020 составлен государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Челябинской таможни Ю.А. Меликовой, постановление по делу о назначении административного наказания от 04.03.2020 №10504000-244/2020 вынесено заместителем начальника Челябинской таможни Е.В. Мелеховым, в пределах полномочий, предоставленных законом указанным должностным лицам таможенного органа.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 02.10.2020 составлен в присутствии уполномоченного представителя АО «Почта России». При этом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении АО «Почта России» было уведомлено заблаговременно (л.д. 71-72). Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого филиалу АО «Почта России» правонарушения. При составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал представитель АО «Почта России».
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
29.10.2020 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от №10504000-1722/2020 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 320 000 руб. (л.д. 6-10). При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал уполномоченный представитель АО «Почта России».
Приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения Челябинской таможней порядка привлечения заявителя к административной ответственности. Кроме того, указанный факт заявителем в судебном заседании не оспорен.
2.4. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
АО «Почта России» является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ,
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком выдачи товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективную сторону вмененного предприятию правонарушения согласно диспозиции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ образует выдача (передача) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
Частью 1 статьи 202 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 40 ТК ЕАЭС, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 285 ТК ЕАЭС, международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Порядок и особенности таможенного оформления товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении, закреплены в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 №1381 и Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Согласно пункту 3 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, пересылка МПО через таможенную границу РФ осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.
Согласно пункту 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи от 31.07.2014 №234, выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 56 - 59 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 №1381, при поступлении международного почтового отправления с уведомлением о необходимости проведения таможенного оформления товаров в объект почтовой связи работники этого объекта направляют адресату извещение формы 22.
Из материалов дела следует, что в отделение почтовой связи №456518 Карталинского Челябинского почтамта – филиала АО «Почта России», выдало МПО № RR072217948IL без разрешения таможенного органа, несмотря на то что, вышеуказанное МПО было направлено с таможенным уведомлением № 10129051/160620/0004535LC/AO для таможенного оформления в таможенном органе по месту нахождения адресата.
Наличие события административного правонарушения заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении от 02.10.2020 (л.д. 85-89), уведомлением № 10129051/160620/0004535LC/AO (л.д. 39), таможенной декларацией отправителя от 06.08.2019 (л.д. 36), объяснительными (л.д. 52-56).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП России, образует противоправное действие, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выразилась в выдаче АО «Почта России» МПО № RR072217948IL без уплаты таможенных платежей.
Исследовав и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Почта России» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
2.5. По смыслу статей 49, 50 и 64 Конституции Российской Федерации и в силу требований справедливости и соразмерности ответственности наличие вины выступает необходимым признаком состава правонарушения, а бремя ее доказывания возлагается, по общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 № 17-П, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
Виновность АО «Почта России» в рассматриваемом административном правонарушении подтверждается материалами дела, заключается в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных на него правом ЕАЭС и таможенным законодательством Российской Федерации обязанностей при сохранении возможности исполнения требований материально-правового закона. Наличие вины заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлено таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Таким образом, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает, что действия (бездействие) АО «Почта России» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
2.6. Статьей 4.5 КоАП РФ предусматривается, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное заявителю правонарушение, совершенное 07.07.2020, на дату вынесения оспариваемого постановления (29.10.03.2020) не истек.
2.7. Основываясь на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и конкретизирующих ее содержание разъяснений, приведенных в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации», учитывая характер совершенного заявителем деяния, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.
2.8. При оценке определении вида и размера административного наказания суд исходит из следующего.
Оспариваемым постановлением АО «Почта России» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, что составляет минимум санкции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ составляет 300 000 рублей, что превышает 100 000 рублей, поэтому вопрос о возможности снижении назначенного заявителю административным органом административного штрафа ниже низшего предела санкции подлежит исследованию судом.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривается, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливается, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Как подчеркивается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1738-О, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ допускают возможность не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юридических лиц не менее ста тысяч рублей, благодаря чему предоставляют органам и должностным лицам административной юрисдикции действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Суд, рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, устанавливает наличие вышеуказанных исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, влияющих на характер совершенного заявителем административного правонарушения и его последствия. При этом суд учитывает совокупность конкретных обстоятельств дела, позволяющую считать установленной наличие вышеназванных исключительных обстоятельств, в том числе, следующие обстоятельства:
1) В деле отсутствуют доказательства причинения и определения конкретного размера имущественного и иного вреда личности, обществу и государству в связи с совершенным правонарушением.
2) В деле имеются доказательства сложного финансового положения АО «Почта России», которые административным органом оспорены не были.
При этом довод заявителя о том, что в качестве основания для снижения размера административного наказания ниже низшего предела суд должен учесть помимо прочего социальную значимость деятельности АО «Почта России» не имеет юридического значения, поскольку по смыслу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ указанное обстоятельство не связано с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Суд приходит к выводу, что с учетом вышеуказанных исключительных обстоятельств дела назначение административного штрафа в размере 300 000 рублей в противоречии с целями административного наказания повлечет за собой избыточное использование административного принуждения в отношении заявителя, не будет соразмерным последствиям противоправного деяния, характеру административного правонарушения, степени вины нарушителя, не в полной мере учитывает сложное финансовое и имущественное положение заявителя. Поэтому с целью соблюдения основного принципа соразмерности при одновременном достижении целей административной ответственности имеются основания снижения размера административного штрафа ниже низшего предела минимума санкции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ до 160 000 рублей.
Таким образом, суд, приняв во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и изменить АО «Почта России» наказание в части назначения административного штрафа в размере 320 000 рублей, заменив его на 160 000 рублей.
2.9. В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
2.10. В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Изменить постановление Челябинской таможни от 29.10.2020 по делу № 10504000-1722/2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части определения наказания в виде административного штрафа в размере 320 000 рублей, заменив его на административный штраф в размере 160 000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.А. Петров