НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 10.08.2015 № А76-32547/14

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

12 августа 2015 года                                                 Дело №А76-32547/2014

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2015 года    

Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2015 года    

Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Катав-Ивановске Челябинской области

к Фермерскому хозяйству Воробьева Алексея Геннадьевича г. Катав-Ивановск Челябинская область

о взыскании 121510 руб. 83 коп.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: Мочалина Светлана Валерьевна – представитель по доверенности от 12.01.2015г., паспорт, Костина Яна Ивановна – представитель по доверенности от 12.01.2015г., паспорт.

от ответчика: Хрущева Ирина Олеговна – представитель по доверенности от 02.02.2015г., паспорт.

У С Т А Н О В И Л :

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Катав-Ивановске Челябинской области (далее по тексту – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Фермерскому хозяйству Воробьева Алексея Геннадьевича г.Катав-Ивановск Челябинская область (далее –ответчик, КФХ «ВАГ») о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, штрафу в размере  146606  руб. 81 коп., в том числе:  страховые взносы – 118301 руб. 16 коп. из них за 2004 год – 1800 руб., 2005 год -1800 руб., 2006 год – 1800 руб., 2008 год – 3864 руб., 2009 год – 7274,44 руб., 2010 год – 12002,76 руб., 2011 год – 16159,56 руб., 2012 год – 17208,25 руб., 2013 год – 35664,66 руб., 2014 год – 20727,53 руб., доначисленных пени всего 28120,65 руб. из них с 2005-2009 год – 3280,82 руб., 2012 год – 2841,49 руб., с 2005-2009 год – 1525,98 руб., за 2013 год – 5216,55 руб., с 2006-2009 – 1317,29 руб., за 2014 год – 8280,53 руб. и штрафа – 185 руб. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица Крестьянского Фермерского хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича (с учетом уточнений от 10.08.2015).

В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд указывает, что в связи с неуплатой страховых взносов за время регистрации у ответчика имеется задолженность в общей сумме 146606 руб. 81 коп.

Заявитель неоднократно направлял в ликвидационную комиссию (ликвидатору) Фермерского Хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича уведомление о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в размере 80 629 руб. 62 коп. с приложениями требований об уплате страховых взносов и постановлений  о возбуждении исполнительного производства для включения суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.

После направления уведомления от 12.02.2014 КФХ «ВАГ» направлено требование от 06.03.2014 № 08402640077432 об уплате страховых взносов за 2013 год в размере 40881,21 руб. с требованием о включении суммы в промежуточный ликвидационный баланс.

От Фермерского Хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича в адрес Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Катав – Ивановске Челябинской области поступили письма, в соответствии с которыми, ответчик указанную задолженность считает необоснованной, а включение задолженности по фиксированному платежу главы Фермерского Хозяйства Воробьева Алексея Геннадьевича в промежуточный ликвидационный баланс незаконным.

Однако требования и постановления о взыскании задолженности по страховым взносам КФХ «ВАГ» не обжаловались, то есть, по мнению заявителя, задолженность является законной и обоснованной и подлежала включению ликвидатором в промежуточный ликвидационный баланс.

Заявитель считает, отказ о включении суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Ответчик требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзывах по делу от 12.02.2015 (т.д. 1 л.д. 122-123), от 04.06.2015 (т.2 л.д.65), в которых указал, что Фермерское хозяйство Воробьева А.Г. не является лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (членам Фермерского хозяйства), следовательно, отнесение данного юридического лица к категории плательщиков страховых взносов по п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ неправомерно.

Лицом, являющимся плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа в силу закона должен являться глава фермерского хозяйства, а не само фермерское хозяйство.

Ответчик указал, что промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс и ликвидационный бухгалтерский баланс являются формами отчетности юридического лица, а не индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства и иных категорий граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Включение задолженности главы фермерского хозяйства по страховым взносам в промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс юридического лица - Фермерское хозяйство Воробьева А.Г. будет являться нарушением бухгалтерского учета.

Воробьев Алексей Геннадьевич является индивидуальным предпринимателем. В силу Федерального закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа и производит своевременную оплату страховых взносов. Соответственно, предъявление задолженности в виде фиксированного платежа дважды считает противоречащим закону.

Вместе с тем, считает, что истек общий срок исковой давности три года, установленный гражданским законодательством по взысканию предъявленной задолженности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2014 постановление от 08.07.2014 № 08402690026960 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества организации признано неподлежащим применению. Срок давности для обращения с требованием о взыскании данной суммы истцом пропущен.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Фермерское хозяйство Воробьева Алексея Геннадьевича зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.1993 Администрацией г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района, за основным государственным регистрационным номером 1027400759011, который одновременно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

16.12.2013 КФХ Воробьевым А.Г. принято решение о его ликвидации, о чем в «Вестнике государственной регистрации» № 7 (467) от 19.02.2014 и опубликовано сообщение за номером № 1108 (т.д. 1 л.д. 119-120).

Из указанного сообщения следует, что требования кредиторов могут быть заявлены  в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 456110, Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул.Дмитрия Тараканова, 53-25.

Фондом 12.02.2014 в адрес ликвидатора направлено уведомление о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней и штрафов в размере 80629,62 руб. (задолженность по требованиям № 668 от 25.11.2004, № 800 от 05.04.2005, № 147 от 31.03.2006, 284 от 30.03.2007, № 545 от 31.03.2009, акт камеральной проверки № 72 от 04.04.2008, требование № 415 от 30.03.2010, требование № 08402640197840 от 23.08.2011, требование № 08402640081703 от 30.03.2012, требование № 136 от 10.04.2012, требование №   08402640067296   от  04.03.2013,   требование  №   147 от 26.04.2013) с приложениями требований и постановлений о возбуждении исполнительного производства для включения суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.

После направления уведомления от 12.02.2014 КФХ «ВАГ» направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06.03.2014 № 08402640077432 за 2013 год в размере 40881,21 руб. с просьбой о включении указанной суммы в промежуточный ликвидационный баланс.

Общая сумма задолженности составила 121510,83 руб.

18.03.2014 ликвидатор КФХ «ВАГ» направил в УПФР ответ о том, что указанная задолженность является необоснованной.

На письмо УПФР от 26.03.2014 № 08/1383 КФХ «ВАГ» направил ответ от 25.04.2014 о том, что включение задолженности по фиксированному платежу главы КФХ «ВАГ» в промежуточный ликвидационный баланс является незаконным.

На письмо УПФР от 24.04.2014 № 08/1804 представлен КФХ «ВАГ» ответ 08.05.2014 о том, что задолженность не будет включена в промежуточный баланс хозяйства.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19, п. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по их уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках и при отсутствии расчетных счетов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, а при отсутствии расчетных счетов путем принятия постановления (решения) о взыскании задолженности за счет имущества плательщика и направления его в службу судебных приставов.

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании за счет имущества плательщика принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее одного года после истечения указанного срока.

 Постановление органа контроля за уплатой страховых взносов на взыскание сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в службу судебных приставов и подлежит безусловному исполнению.

Для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности перед кредиторами.

В соответствии со 62 Гражданского Кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

В силу ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Частью 4 ст.63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами. Этот срок, согласно ч.1 ст.63 ГК РФ, не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ч. 5 ст.63 ГК РФ).

В силу ч. 4 ст. 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, вслучае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Так как материалами дела установлено, что ответчик до настоящего времени находится в процессе ликвидации, Фондом соблюден порядок предъявления задолженности.

Вместе с тем, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом № 212-ФЗ.

Частью 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом (ч. 2 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

Аналогичная правовая позиция, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 15749/04.

Следовательно, исходя из указанных норм крестьянское (фермерское) хозяйство, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является страхователем в отношении указанных работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.

Одновременно, в силу п. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Глава КФХ «ВАГ» Воробьев А.Г. является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за себя лично, в связи с чем, на него распространяется принцип равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами крестьянских (фермерских) хозяйств, независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждено, что страхователь, зарегистрированный одновременно в качестве главы Фермерского хозяйства Воробьева А.Г. и в качестве индивидуального предпринимателя, регулярно и своевременно уплачивает в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированных платежей за себя лично. Задолженность по уплате страховых платежей у Воробьева А.Г. как у индивидуального предпринимателя отсутствует, что не оспаривается Фондом.

Поскольку источником пенсионного обеспечения Воробьева А.Г. при получении пенсии по обязательному пенсионному страхованию, независимо от того, в каком качестве он зарегистрирован (главы КФХ или индивидуального предпринимателя), являются страховые взносы в виде фиксированных платежей, суд считает, что уплата Воробьевым А.Г. страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя прекращает его обязательства в данной части, в связи с чем взыскание тех же сумм страховых взносов с Воробьева А.Г. как с главы КФХ противоречит принципу недопустимости двойного обложения страховыми взносами и является неправомерным.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для фактически повторного взыскания страховых взносов по тому же основанию и считает, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Предъявленный ко взысканию штраф в сумме 185 руб., суд считает, предъявлен ко взысканию Фондом неправомерно, с пропуском срока на его предъявление, поскольку, как подтверждают материалы дела, штраф был взыскан с индивидуального предпринимателя – Главы КФХ «ВАГ» Воробьева А.Г. решением Арбитражного суда от 27.08.2008 по делу № А76-8414/2008, 23.10.2008 исполнительный лист, выданный по решению суда, предъявлен в Службу судебных приставов Катав-Ивановского городского отдела.

23.10.2008 возбуждено исполнительное производство и окончено 28.11.2008 на основании постановления Судебного пристава-исполнителя Катав-Ивановского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (т.д. 1 л.д. 58).

Повторно исполнительный лист № 204076 от 27.08.2008 Фондом ко взысканию не предъявлялся.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решения органов Пенсионного Фонда РФ о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"). Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены статьей 21 ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ, оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2014 постановление от 08.07.2014 № 08402690026960 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества организации признано неподлежащим применению. Срок давности для обращения с требованием о взыскании данной суммы заявителем пропущен.

На основании изложенного, заявленные требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Катав-Ивановске Челябинской области удовлетворению не подлежат.

Отказ в удовлетворении заявленных требований, по общему правилу ст. 110 АПК РФ, влечет отнесение на заявителя расходов по уплате государственной пошлины. Однако ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333.37 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 110,  167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

   В удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Катав-Ивановске Челябинской области о взыскании задолженности с Фермерского хозяйства «ВАГ» Воробьева Алексея Геннадьевича по страховым взносам в сумме 118301 руб. 16 коп., соответствующие пени в сумме 28120,65 руб. за период с 2004 года по 2014 год и штрафа в сумме 185 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный  суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

СудьяТ.В. Попова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18ааs.arbitr.ru.