НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 09.02.2009 № А76-26200/08

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«16» февраля 2009 года Дело № А76-26200/2008-44-724/22

Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2009г.

Решение в полом объеме изготовлено 16 февраля 2009г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.А. Елькина

при ведении протокола судебного заседания помощником Мухлыниной Л.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» г. Челябинск

к   Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области

о  признании недействительными решений № 37 № 38 от 22.08.2008г.

при участии в заседании:

от заявителя:    Осломщикова М.М.- представитель, доверенность от 29.12.2008 № 132-юу, паспорт 7508 № 312849, выдан 25.08.2008 отделом УФМС РФ по Челябинской области в г. Копейске

от ответчика:   Белов М.И.- доверенность от 11.01.2009 № 03-07, удостоверение 391359.

У С Т А Н О В И Л:

ОАО по добыче угла «Челябинская угольная компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области о признании недействительными решений № 37 и № 38 от 22.08.2008. Указанными решениями налогоплательщик привлечен к ответственности за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (угля бурого и камня строительного), ему предложено уплатить начисленный налог на добычу полезных ископаемых за январь и февраль 2008г., а также соответствующие налогу пени.

В обоснование заявления о признании ненормативных актов инспекции недействительными общество указало, что принятие оспариваемых решений явилось следствием различного определения объекта налогообложения налогоплательщиком и налоговым органом. Налогоплательщик считает, что объектом налогообложения является добытый в результате разработки месторождения уголь бурый в чистых пачках, так как это предусмотрено техническими проектами разработки шахт и разрезов. Добыче подлежит только то полезное ископаемое, которое числится на государственном балансе запасов полезных ископаемых и в количестве, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого. Так как государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о запасах бурого угла по чистым пачкам, то и объем добытого угля и его потери, подлежат исчислению по чистым угольным пачкам. Общество имеет лицензию на добычу камня строительного, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ как вид полезного ископаемого. В связи с отсутствием Госстандарта на строительный камень, обществом разработан собственный стандарт на камень строительный из плотных горных пород. Щебень, получаемый в результате дробления камня, не может расцениваться как полезное ископаемое, поскольку он является продуктом переработки камня. Так как общество не осуществляло реализацию камня строительного, а реализовывало продукт его переработки- щебень, то, налогоплательщик правомерно исчислял налоговую базу исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-2779/2008 от 23.05.2008, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 и постановлением ФАС Уральского округа от 17.11.2008, был рассмотрен спор между теми же сторонами и по тем же основаниям, только за иной отчетный период.

Ответчик требования общества не признал, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы:

Признаваемый обществом в целях налогообложения в качестве добытого полезного ископаемого «уголь в чистых пачках» определен стандартом организации от 01.03.2005 и представляет собой условную величину, определенную содержанием в продукции разработки месторождений количества погашенных государственных запасов угля в целях законодательства РФ о недрах. Материального выражения в качестве продукции (продукта) разработки угольных шахт и разрезов «уголь в чистых пачках» не имеет.

На добываемый обществом уголь бурый установлен ГОСТ Р 51957-2002 (раздел 3 ГОСТ) «Угли Челябинского бассейна для пылевидного, слоевого сжигания и бытовых нужд населения» (введен в действие с 01.07.03), в котором предусмотрено допустимое содержание в полученной продукции различных примесей.

Проектами разработки месторождений угля установлено, что полученный после предварительной отработки отсев не может быть направлен непосредственно потребителю из-за несоответствия ГОСТу. Поэтому отсев подлежит обогащению на обогатительных фабриках. Следовательно, общество реализует продукт горнодобывающей продукции, полученный в результате первичной переработки на обогатительной фабрике фактически добытого из недр минерального сырья (рядового угля), по своему качеству соответствующих ГОСТ Р 51957-2002.

Ссылка общества на то, что добыча угля в чистых пачках предусмотрена проектами разработки месторождений, не правомерна, так как указанные проекты фактически не являются проектами разработки месторождений. Данные проекты предусматривают технологическое объединение шахт и кроме того, продуктом выемки угля из лавы в них указан товарный уголь.

Определенный обществом в целях налогообложения в качестве добытого полезного ископаемого «строительный камень» организацией не реализуется, не используется в строительстве, а согласно проекту отработки месторождения предназначен для получения строительного камня - щебня, соответствующего ГОСТ 8267-93.

Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 17.08.07 № 4822/07, полезным ископаемым в целях налогообложения считается не природные минеральные образования, а продукты горнодобывающей промышленности и карьеров, соответствующие ГОСТ, отраслевому и международному стандарту. И только в случае их отсутствия стандарт утверждается руководством общества. Таким образом, добытым полезным ископаемым является не минеральное сырье, а полученные из нее продукты, соответствующие государственным стандартам.

Из представленных налогоплательщиком проектов разработки каменных карьеров следует, что при добыче полезного ископаемого используются операции дробильно –сортировочного комплекса для получения из камня щебня различных фракций. Добыча и переработка строительного камня заканчивается складированием продукции переработки- щебня и его дальнейшей реализацией. Таким образом, довод общества, что щебень не является добытым полезным ископаемым противоречит пп. 10 п.2 статьи 337 НК РФ, в соответствии с которым видами добытого полезного ископаемого являются все неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Открытое акционерное общество по добыче угля «Челябинская угольная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Челябинска 04.03.2002, основной государственный регистрационный номер 1027402914626 (л.д.25 т.1).

Согласно лицензиям от 22.03.2005 ЧЕЛ № 01592 ТЭ, ЧЕЛ № 01593 ТЭ от 22.03.2005, ЧЕЛ № 01633 ТЭ (л.д. 1-12 том 2) и ЧЕЛ № 07011 ТЭ от 03.05.2005 (л.д. 139-141 том 2) общество занимается добычей угля бурого и строительного камня.

Заявителем 29.02.2008 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2008 (л.д.114-120 том 1) и 01.10.2008 уточненная декларация за указанный период (л.д. 135-141 том 1).

31 марта 2008г. налогоплательщик сдал налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2008г. (л.д. 121-127 том 1) и 01.10.2008 уточненную декларацию за указанный период (л.д. 128-134 том 1).

В период с 29.02.2008 по 11.06.2008 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 по Челябинской области проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации за январь 2008, по результатам которой составлен акт от 11.09.2008 №41, в котором нашли отражение следующие нарушения:

- налогоплательщик в качестве добытого полезного ископаемого признает чистый уголь, количество добытого угля определяется косвенным методом. Добытый уголь доставлялся на обогатительные фабрики и гидрообогатительную установку, где происходило доведение добытого ископаемого до товарного. В связи с чем, добытым полезным ископаемым для общества является совокупность угольной продукции полученной в результате обогащения. То есть указанный уголь является продукцией горнодобывающей промышленности, первой по своему качеству соответствующий Госстандарту. Применение обществом при наличии ГОСИТ Р 51957-2002 собственного стандарта признано инспекцией неправомерным.

Налогоплательщик в проверяемом периоде осуществлял оценку стоимости добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (чистого угля) без учета его дальнейшей переработки и доведения до товарного вида.

- ОАО по добыче угля «ЧУК» в проверяемом периоде осуществлялась в соответствии с лицензией добыча камня строительного на Тимофеевском месторождении порфитов. Общество разработало и утвердило свой стандарт на камень строительный. Данный стандарт распространяется на природный строительный камень, используемый в качестве добытого полезного ископаемого для производства щебня и щебеночно-гравийных смесей, применяемых в качестве заполнителей бетона. Налоговый орган считает, что горная масса, извлекаемая обществом не может рассматриваться как добытое полезное ископаемое, так как отвечает критериям определения «минеральное сырье», а не продукция горнодобывающей промышленности. Данный вывод основан на следующем выводе- полезное ископаемое содержится в минеральном сырье и образуется в результате его первичной обработки, которая предусмотрена проектом разработки месторождений. Инспекция считает, что дробление добытого камня в щебень следует рассматривать не как переработку полезного ископаемого, а как первичную обработку с приведением добытой горной массы в соответствие с Госстандартом.

Акт проверки вручен генеральному директору общества С.Г. Бесову, что подтверждается его подписью на последнем листе акта проверки.

На акт проверки заявителем в налоговый орган представлены возражения от 09.07.2008 № 1-39/10-131.

Решением от 22.08.2008 № 38, принятым на основании акта № 41, налогоплательщик привлечен к ответственности по основанию п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 561 562 руб. за неуплату НДПИ (уголь бурый) и в сумме 6 442 руб. за камень строительный. Обществу предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2 807 808 руб. (уголь бурый) и 32 212 руб. (камень строительный), а также соответствующие налогу пени (л.д. 63-89 том 1).

В период с 31.03.2008 по 30.06.2008 инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДПИ за февраль 2008г.

14 июля 2008г. инспекцией составлен акт № 43, в котором нашли отражение нарушения по исчислению налога на добычу полезных ископаемых, аналогичные указанным в акте № 41.

На акт проверки № 43 обществом поданы возражения от 01.08.2008.

Решением от 22.08.2008 № 37 (л.д. 28-54 том 1) налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы по прочим полезным ископаемым (углю бурому) в сумме 528 951 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 2 644 756 руб. соответствующие налогу пени (уточнение к заявлению от 09.02.2009).

Заслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Общество на основании лицензий на право пользования недрами серии ЧЕЛ N 01633 ТЭ от 14.06.2005, серии ЧЕЛ N 01593 ТЭ от 22.03.2005, серии ЧЕЛ N 01592 ТЭ от 02.03.2005 осуществляет добычу угля бурого и является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Приказом об учетной политике общества от 21.03.2005 N 33 утвержден косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. Техническими проектами разработки шахт предусмотрено, что результатом разработки является получение товарного (чистого) угля, определяемого из добытой массы по угольным пачкам. Для соблюдения требований потребительских стандартов добываемый уголь подлежит обогащению и направляется на обогатительную фабрику.

Обществом разработан стандарт предприятия, в соответствии с которым добытый уголь (бурый) - это органическое полезное ископаемое низшей степени углефикации, добытое из недр, которое по параметрам мощности исходных пачек и показателям их зольности соответствует утвержденным государственной комиссией по запасам полезных ископаемых кондициям для подсчета балансовых запасов угля по каждому разрабатываемому месторождению.

В соответствии со ст. 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Согласно п. 1, 2, 7 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Объем чистого угля отражен в справке маркшейдерского замера объемов добычи полезного ископаемого.

Согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», утвержденных приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.

Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.96, определен порядок определения добытого полезного ископаемого.

Пунктом 1.12 настоящей Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции, а п. 1.5 Инструкции предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.

По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 настоящей Инструкции).

При указанных обстоятельствах обществом правомерно определялось количество добытого полезного ископаемого по данным маркшейдерского учета по чистым угольным пачкам, то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.

Вывод налогового органа о том, что объектом налогообложения должна являться угольная продукция, которой является выработанный товарный уголь, доведенный в соответствии с технологическим процессом разработки месторождения до качества, соответствующего ГОСТ Р 51957-2002, не подтверждается материалами дела и противоречит утвержденной обществом учетной политике.

Приказом об учетной политике от 21.03.2005 № 33. предусмотрено, что количество добытого чистого угля определяется косвенным методом ежемесячно в качестве исходных данных к форме государственного статистического наблюдения 5-ГР (годовая). Косвенный метод предусматривает определение количества добытого полезного ископаемого расчетным путем по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье. Налоговый орган, облагая налогом на добычу полезных ископаемых всю продукцию, полученную после выхода с обогатительной фабрики, применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.

Согласно ст. 339 НК РФ, налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. На государственном балансе запасов полезного ископаемого уголь бурый числится в количестве, соответствующем количеству угля в чистых угольных пачках, т.е. без учета разубоживающих пород, засоряющих полезное ископаемое, а соответственно и погашенные запасы, т.е. извлеченные из недр запасы плюс потери, также учитываются в чистых угольных пачках. В соответствии с пунктом 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10 декабря 1998 года № 76, под фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются: а) твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов.

Данные Методические указания не противоречат Налоговому Кодексу, а уточняют отдельные положения норм Налоговой Кодекса Российской Федерации.

Количество добытого полезного ископаемого для целей учета в государственном балансе запасов, и количество добытого полезного ископаемого для целей налогообложения, могут соответствовать друг другу либо различаться в зависимости от принятых в организациях методов учета и требований к качеству добытого полезного ископаемого. В соответствии с учетом, принятым в обществе, количество добытого полезного ископаемого для целей налогообложения соответствует количеству погашенных запасов для целей учета в государственном балансе запасов.

В проектах разработки месторождений товарный уголь соответствует количеству минерального сырья, выданного из недр на поверхность (проект «Вскрытие и подготовка гор.650 м шахты «Коркинская», рабочий проект «Подготовка запасов северного крыла свиты пл.1А-3, 4 ел. Ниже гор. 510 м шахты «Комсомольская», рабочий проект «Подготовка и отработка запасов угля на южном крыле пласта Е 5 ш. «Капитальная», проект Подготовки горизонта 475-570 м разреза «Коркинский» п/о «Челябинскуголь»).

Из анализа указанных проектов следует, что результатом разработки месторождений на стадии извлечения полезного ископаемого из недр является добыча бурого угля содержащегося в чистых угольных пачках и числящегося на государственном балансе запасов полезных ископаемых. Поскольку после извлечения минерального сырья из недр на поверхность у общества отсутствует возможность определить количество добытого полезного ископаемого прямым методом в результате засорения угля вмещающими породами, общество правомерно применяет косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, по данным о содержании полезного ископаемого в извлеченном на поверхность минеральном сырье, что не противоречит действующему налоговому законодательству.

Ответчик в обоснование обоснованности начисления НДПИ ссылается на п. 7 ст.339 НК РФ, предусматривающий при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывать весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Однако Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 18 декабря 2007 года № 64 указывает, что данные нормы не могут быть истолкованы, как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

Процесс обогащения угля не является первичной обработкой полезного ископаемого. В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами под первичной обработкой полезных ископаемых понимается: для твердых полезных ископаемых - технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).

Как следует из технических проектов разработки месторождений, для соблюдения требований потребительских ГОСТов угли шахты требуют обогащения (раздел 3.3.11.3. проекта «Вскрытие и подготовка гор. 650 м шахты «Коркинская»...), то есть не для доведения полезного ископаемого до соответствующих ГОСТов, установленных для данного полезного ископаемого, а именно для соблюдения потребительских ГОСТов.

Поскольку налогоплательщик реализовывает не добытое полезное ископаемое, а продукт переработки полезного ископаемого, то при расчете налоговой базы ОАО «ЧУК» правомерно руководствуется подпунктом 3 п. 1 и пунктом 4 ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. определяет налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Правомерность такого подхода подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 (абзац 4. 5 пункта 4 Постановления).

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога на добычу прочих полезных ископаемых (бурый уголь) за январь 2008 в сумме 561 562 руб. и февраль 2008г. в сумме 2 644 756 руб., соответствующих налогу пени, а также привлечения к ответственности за неуплату налога.

Основанием для доначисления налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (камень строительный) явился вывод налогового органа о том, что техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, и именно щебень в целях главы 26 НК РФ является добытым полезным ископаемым.

Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству, соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия). Пункт 2 ст. 337 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов добытого полезного ископаемого, к которым отнесено в числе прочих неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, - камень строительный. Таким образом, камень строительный, в отличие от щебня, прямо предусмотрен Налоговым Кодексом Российской Федерации как вид добытого полезного ископаемого.

Согласно лицензии ЧЕЛ 07011 ТЭ от 03.05.2005 и лицензионным соглашениям обществу предоставлено право пользования недрами для добычи строительного камня на Тимофеевском Южном месторождении порфиритов (л.д. 139-141 том 2).

Обществом разработан стандарт предприятия СТП ЧУК 12.19.002-05 на камень строительный из плотных горных пород поскольку государственные стандарты на строительный камень отсутствуют.

Согласно пункта 4.3. указанного стандарта предусмотрены физико-механические и технические нормы для добываемого полезного ископаемого. Согласно пункту 4.2 камень строительный производится путем дробления буровзрывными работами горной массы с максимальным размером кусков в ребре 600 мм.

Таким образом, камень строительный отвечает понятию полезного ископаемого, указанному в п.1 ст.337 НК РФ, так как он содержится в минеральном сырье (горная масса порфиритов) и образуется в результате первичной обработки этой горной массы путем буровзрывных работ и доведением до определенных размеров.

К доводу налогового органа о том, что техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, и именно щебень в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации является добытым полезным ископаемым, суд относится критически. Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. № 64 в абз.2 п.3 разъяснено, что полезным ископаемым не во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

Вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).

Учитывая, что добытое полезное ископаемое - камень строительный – заявителем не реализовывался, что не оспаривается налоговым органом, а реализовывался продукт переработки –щебень, что подтверждено материалами дела и также не оспаривается ответчиком, суд приходит к выводу о том, что налогоплательщик правомерно исчислял налоговую базу исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, которым является камень строительный.

На основании изложенного, налоговым органом неправомерно доначислен налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых за январь 2008 в сумме 32 212 руб., начислены пени, общество привлечено к ответственности за неуплату налога в сумме 6 442 руб.

Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу №А76-2779/2008, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 и постановлением ФАС Уральского округа от 17.11.2008, были рассмотрены аналогичные основания доначисления НДПИ за август 2007г.

Налоговый орган в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, независимо от того в качестве истца или ответчика выступает в арбитражном процессе.

Учитывая, что силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат взысканию со стороны, не в пользу которой принят судебный акт, при этом ответчик освобожден от уплаты госпошлины, то государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из бюджета.

При изготовлении резолютивной части решения судом была допущена опечатка в указании полного наименования заявителя. Указанная опечатка подлежит исправлению в порядке п. 3 ст. 179 АПК РФ как не изменяющая содержания решения.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса РФ, решение Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области

- от 22.08.2008 № 38 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 561 562 руб. (по углю бурому) и 6 442 руб. по камню строительному) (пункт 1 решения); в части начисления пения по налогу на добычу полезных ископаемых (углю бурому) в сумме 173 270,58 руб. и налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых (камню строительному) в сумме 2 020,76 руб. (подпункты 1,2 пункта 2 решения); в части предложения уплатить недоимку по налогу на добычу прочих полезных ископаемых 2 807 808 руб. и налога на добычу полезных ископаемых в сумме 32 213 руб. (подпункты 1,2 пункта 3.1 решения), а также предложения уплатить штрафы (пункт 3.2 решения) и пени (пункт 3.3 решения) и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет с дальнейшим перерасчетом признанных незаконными налоговых обязательств (пункт 4 решения);

-от 22.08.2008 № 37 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 528 951 руб. (по углю бурому) (пункт 1 решения); в части начисления пения по налогу на добычу полезных ископаемых (углю бурому) в сумме 173 740,28 руб. (пункт 2 решения); в части предложения уменьшить начисленный налог в сумме 2 569 руб. (пункт 3 решения) и пени в сумме 102 руб. (пункт 4 решения); в части предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2 644 756 руб. и налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сумме 2 644 756 руб. (пункт 5.1 решения), а также предложения уплатить штрафы (пункт 5.2 решения) и пени (пункт 5.3 решения) и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет с дальнейшим перерасчетом признанных налоговых обязательств (пункт 6 решения).

Возвратить ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» г. Челябинск из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб., уплаченных по платежным поручениям от 13.11.2008 №№ 12685, 12686.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в месячный срок со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в ФАС Уральского округа через Арбитражный суд Челябинской области.

С у д ь я Л.А. Елькина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.