НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 04.12.2009 № А76-39621/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

11 декабря 2009 Дело №А76-39621/2009-39-790

Резолютивная часть объявлена 04 декабря 2009

Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2009

Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.А. Кунышева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Шальковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска

к ООО «Челябинское предприятие «Поликом», г.Челябинск

о взыскании штрафа в сумме 164 755, 70 руб.

при участии в заседании:

от заявителя: Рожковой С.П. – представителя по доверенности № 1 от 11.01.2009, удостоверение

от ответчика: Нековкиной Г.Э. – представителя по доверенности № 06/371 от 20.11.2009, паспорт; Усмановой Т.Ш. – представителя по доверенности № 03/388 от 26.11.2009, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Челябинска обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Челябинское предприятие Поликом», г.Челябинск штрафных санкций в сумме 164 755, 70 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик в отзыве (л.д. 76-78) и в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что обществом своевременно и в полном объеме исполнило обязанность по представлению сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем считает привлечение к ответственности неправомерным.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Челябинское предприятие «Поликом» (далее – общество, страхователь, ответчик) зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по Центральному району г.Челябинска 15.12.2002, ОГРН № 1027403884441 (л.д. 6-7).

Управлением ПФ в Центральном районе г.Челябинска проведена камеральная проверка индивидуальных сведений о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (формы АДВ-11, СЗВ-4-1, СЗВ-4-2), принятых от страхователя для целей обязательного пенсионного страхования, на соответствие сведений, содержащихся на бумажных и магнитных носителях информация, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 08.04.2009 № 503 (л.д.11).

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения: несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г.

Обществом на акт камеральной проверки № 503 от 08.04.2009 представлены возражения от 20.04.2009 № 03/123 (л.д. 55).

На основании акта камеральной налоговой проверки, в присутствии представителя ООО «Челябинское предприятие «Поликом», начальником Управления ПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска 14.05.2009 года принято решение № 185 о привлечении ООО «Челябинское предприятие «Поликом» к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и взыскании финансовых санкций в размере 164 755, 70 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 16-18).

Копия решения вручена главному бухгалтеру Нековкиной Г.Э., о чем имеется подпись последней в решении (л.д. 18).

Требованием № 42 от 24.06.2009 (л.д. 19) ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска страхователю предложено уплатить сумму финансовых санкций в размере 164 755, 70 руб. в течение 10 календарных дней с момента получения требования.

Неисполнение ООО «Челябинское предприятие «Поликом» в установленный срок требования № 42 от 24.06.2009 явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя штрафных санкций в размере 164 755, 70 руб.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» N 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии со ст. 19 Закона № 27-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция), в соответствии с которой территориальный орган ежегодно до 1 марта осуществляет прием индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку сумм уплаченных им страховых взносов за расчетный период с данными о суммах платежей, учтенных в базе данных территориального органа. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Положениями п. 35 Инструкции предусмотрено, что контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно п. 36 Инструкции страхователь устраняет выявленные расхождения между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и представляет в территориальный орган уточненные данные в 2-недельный срок после уведомления территориального органа о наличии указанных расхождений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год направлены страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР по Центральному району г.Челябинска и получены последним 02.02.2009 года, о чем свидетельствует представленное в материалы дела извещение о доставке (л.д.54, 61).

В ходе проведенной проверки представленных 02.02.2009 сведений, органом Пенсионного фонда выявлены следующие нарушения: количество ЗЛ в АДВ-11 - 130, проверено ЗЛ - 131, нет информационного письма, нет поименного списка лиц, имеющих право на ДПО, списка лиц, уходящих на пенсию, о чем составлен протокол проверки файлов от 04.02.2009 (л.д. 65-67).

Уведомлением (л.д. 53) страхователю в срок до 18.02.2009 предложено устранить выявленные в ходе проверки нарушения.

Позднее (12.03.2009) общество повторно направило сведения, которые также были возвращены в связи с имеющимися ошибками, отраженными в соответствующих протоколах. Окончательный исправленный вариант сведений представлен обществом 02.04.2009 по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР по Центральному району г.Челябинска и получены последним 03.04.2009 года, при этом, все замечания, указанные в протоколе проверки от 04.02.2009 устранены в полном объеме.

Из материалов дела следует, что орган Пенсионного фонда, привлекая общество к ответственности за несвоевременное представление сведений, исходил из того, что указанные сведения представлены страхователем 02.04.2009 г. (л.д. 16-18).

Согласно ст. 2 Закона N167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Порядок производства по делу о правонарушении, предусмотренном ст. 17 Закона N27-ФЗ, названным Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен.

В соответствии с положениями п. 2 и п. 4 ст. 101 Налогового Кодекса РФ (далее – Кодекс) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Из анализа п. 6 ст. 108 Кодекса и ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте совершения налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Судом установлено, что из решения Управления ПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска от 14.05.2009 № 185 о привлечении ООО «Челябинское предприятие «Поликом» к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что проверяющим органом установлено представление страхователем сведений индивидуального учета 02 февраля 2009 при этом указано, что 02 апреля 2009 страхователем представлены исправленные сведения.

При этом, в материалы дела ответчиком представлен отчет-журнал проверки файла (л.д. 31-33), согласно которому по телекоммуникационным каналам связи переданы ИС СЗВ-4-2 в количестве 128 документов в 1-й пачке, сведения ИС СЗВ-4-1 в количестве 1 документ в 1-й пачке, ведомость уплаты – 1 документ в 1-й пачке.

При этом, из протокола проверки файлов (л.д. 65-68) следует, что страхователем представлены достоверные сведения в 3-х пачках в отношении 131 человек, но в ведомости форма АДВ-11 отражено представление 2-х пачек и количество застрахованных лиц – 131.

Ответчик привлечен к ответственности за несвоевременность представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что опровергается имеющимися в деле доказательствами. В связи с этим, не имеется правовых оснований для удовлетворения требования управления о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений в виду отсутствия в действиях ООО «Челябинское предприятие «Поликом» состава правонарушения, за представление недостоверных и (или) неполных сведений Общество к ответственности УПФ РФ по Центральному району г. Челябинска не привлекалось и в решении № 185 от 14.05.2009 органом Пенсионного фонда не указано, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина страхователя, что противоречит требованиям п. 3 ст. 100, п. 5, 8 ст. 101, ст. 106 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных ч.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ в виде штрафа за недостоверное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год.

Доводы заявителя о том, что факт представления обществом сведений 02.02.2009 нельзя рассматривать в качестве надлежащего исполнения обязанности по представлению индивидуальных сведений в Пенсионный фонд РФ, в связи с тем, что данные сведения содержали ошибки, отклоняются судом, поскольку решением N 185 от 14.05.2009 общество привлечено к ответственности по ст. 17 ФЗ РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений, иных оснований для привлечения к ответственности решение управления не содержит.

Диспозиция ст. 17 ФЗ РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает ответственности за повторное несвоевременное представление сведений.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь 167-170, 176, 181, 212, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru .

Судья Н.А. Кунышева