НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 03.07.2008 № А76-6542/08

Арбитражный суд Челябинской области Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-6542/200847-114

03 июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2008 года Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2008 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Каюров СБ.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордеевой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Софтмет», г. Магнитогорск Челябинской

области

к Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской

области

о признании недействительным решения налогового органа от 08.04.2008

№2265/2259/2267

в заседании участвовали:

от заявителя: Малахова О.А., адвокат, доверенность № 01/2008 от 15.05.2008,

служебное удостоверение, Малахов С.А., адвокат, доверенность № 02/2008 от

04.06.2008, служебное удостоверение

от ответчика: Большаков А. И., главный специалист-эксперт, доверенность

№04/14 от 23.01.2008, служебное удостоверение

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Софтмет», далее ЗАО «Софтмет», зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС РФ по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области, ОГРН 1047420009636 (свидетельство л.д. 24).

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС за август, сентябрь 2007 года и по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года, представленных ЗАО «Софтмет», о чем составлен акт проверки от 06.03.2008 № 3929/3927/3931.

По результатам проверки вынесено решение от 08.04.2008 №2265/2259/2267 о привлечении ЗАО «Софтмет» к налоговой ответственности в виде штрафа:

1

по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС за август 2007 года в виде штрафа в размере 100 руб.;

по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 года в виде штрафа в размере 39 103,10руб.;

по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года в виде штрафа в размере 199 528,65 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО «Софтмет» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области от 08.04.2008 № 2265/2259/2267 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налогоплательщик, не соглашаясь с выводами налогового органа, указывает, что налоговые декларации по НДС за август, сентябрь 2007 года и по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года были направлены в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в адрес вышестоящей налоговой инспекции - ФНС России по Челябинской области (код 7400), вместо надлежащей инспекции - ФНС РФ по Ленинскому району г.Магнитогорска Челябинской области (код 7444). Декларации были направлены в установленные НК РФ сроки. Кроме того, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет согласно декларациям, налогоплательщиком были уплачены. Тем самым, заявитель считает, что вина налогоплательщика в совершении правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, налоговой инспекцией не установлена.

Налоговый орган в отзыве (л.д. 34-37) требования заявителя не признал, полагая свое решение законным и обоснованным, указывая, что налогоплательщиком были нарушены сроки представления деклараций, поскольку предприятием не подтверждено получение налоговым органом (Управлением ФНС) налоговой отчетности. Повторно налоговые декларации были представлены в инспекцию с нарушением сроков их представления.

Суд считает, что при разрешении спора следует руководствоваться следующим:

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 174 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию

2

по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию (расчеты) по налогу на прибыль в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

В силу п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора; налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с п. 5 раздела IПорядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (п. 4 раздела IIПорядка).

В соответствии с пунктом 6.10 Приказа МНС Российской Федерации от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ налоговая декларация (расчет, бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП Оператора. В соответствии с пунктом 6.12. формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде не считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, б случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил

3

протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль. Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, т.е. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа и направляется налогоплательщику (п. п. 3.4.1, 3.4.2 ) Формы налоговой бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми в случае, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

При представлении налогоплательщиком налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о её приёме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, пописанную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и (или) протокол входного контроля, он заявляет налоговому органу и (или) Оператору о данном факте и при необходимости повторяет процедуру сдачи налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

Согласно представленных в материалах дела подтверждениям специализированного оператора связи ЗАО «СКБ Контур», подписанное ЭЦП Оператора (л.д. 21 - 23) налогоплательщиком в электронном виде в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области (код инспекции получателя 7400) были отправлены декларация по НДС за август 2008 года - 18.09.2007 (по сроку представления 20.09.2007), декларация по НДС за сентябрь 2007 года - 19.10.2007 (по сроку представления 20.10.2007), декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года -29.10.2007 (по сроку представления 29.10.2007, поскольку 28.10.2007 является выходным днем).

В Инспекцию ФНС РФ по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области (код инспекции получателя 7444) указанные декларации были направлены 14.11.2007, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, посредством услуг ЗАО «СКБ Контур» (протокол приема отчета-отчет принят успешно) (л.д.38-43).

Таким образом нарушение срока представления деклараций обусловлено их первоначальным направлением по неправильному адресу (электронному) и

4

несвоевременным реагированием налогоплательщика на не получение от налогового органа в установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и (или) протокол входного контроля.

Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (ВЕРСИЯ 3.00) Общие требования к составу и структуре показателей (ВЕРСИЯ 3.00) (в ред. Приказов ФНС РФ от 13.04.2007 N ММ-3-13/230@, от 08.10.2007 N ММ-3-13/563@) устанавливает в качестве обязательного при отправлении декларации реквизита - "Идентификатор получателя", определяя при этом: «Указывается код получателя информации по классификатору СОНО. Данный классификатор можно получить в инспекциях МНС России.»

В возражениях на акт проверки (л.д.10) налогоплательщик указывал, что внедрение сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности посредством Интернет произошло 01.09.2007., и что при отправке деклараций была допущена ошибка. При рассмотрении материалов дела налоговым органом не выяснялся вопрос о получении налогоплательщиком классификатора СОНО. Таким образом, налоговым органом не доказан факт осведомленности налогоплательщика о надлежащем коде получателя информации.

В то же время ссылаясь на то, что при представлении налогоплательщиком налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о её приёме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, пописанную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа или протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается электронной цифровой подписью налогового органа; налоговый орган представил в материалы дела протокол приема отчета (л.д. 39,41,43) не подписанный электронной цифровой подписью налогового органа. Таким образом, ссылаясь на несоблюдение налогоплательщиком порядка представления деклараций, налоговый орган сам допускает несоблюдение его положений.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Статья ПО НК РФ определены формы вины в совершении налогового правонарушения:

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших

5

вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговым органом в оспариваемом решении указано, что вина налогоплательщика в совершении правонарушения установлена и состоит в том, что он в силу возложенных на него НК РФ обязанностей не мог не осознавать противоправный характер своего бездействия и сознательно допускал наступление вредных последствий указанного бездействия, а именно, нарушение сроков подачи налоговой отчетности, установленных НК РФ, препятствующее осуществлению налогового контроля.(л.д.П). Таким образом, налоговым органом признано, что правонарушение совершено умышленно.

Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, толкуются в пользу этого лица.

Однако, налоговым органом не учтено, что налогоплательщиком не допущено бездействия - декларации в исполнение обязанности, установленной ст.23 НК РФ, были составлены и отправлены своевременно. Ошибка в указании адреса не может в данном случае обратить действие в бездействие.

Сознательное допущение наступления вредных последствий указанного бездействия, в виде нарушения сроков подачи налоговой отчетности, препятствующее осуществлению налогового контроля также не подтверждается материалами дела, поскольку налогоплательщиком самостоятельно устранена ошибка, допущенная при направлении деклараций по . неправильному электронному адресу. Проверка осуществлена на основе представленных 14.11.2007. деклараций, начата 14.11.2007, окончена 14.02.2008., акт проверки в нарушение ст. 100 НК РФ составлен 06.03.2008.

Кроме того, из материалов дела следует, что по состоянию на дату, соответствующую установленному сроку представления налоговому органу налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 г., то есть на 20.10.2007, сумма налога, начисленная к уплате за указанный налоговый период, составила согласно декларации 782 062 руб. (л.д.67, 69) и была уплачена в бюджет в полном объеме платежным поручением налогоплательщика от 19.10.2007 N149 (л.д. 72); по налогу на прибыль сумма налога составила 841 071 руб. (декларация - л.д.55, 56) и уплачена по платежному поручению от 29.10.2007 № 158 в полном объеме (л.д. 74); согласно декларации по НДС за август 2007 года сумма, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует (л.д. 63 - 66).

Таким образом, суд считает, что вина ЗАО «Софтмет» в умышленном непредставлении в установленный срок налоговых декларации по НДС и налогу на прибыль налоговым органом не доказана.

в

Учитывая изложенное, привлечение к ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ необоснованно, следовательно требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 19.05.2008 № 85. Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-168, 201, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ЗАО «Софтмет» удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ по
 Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области от 08.04.2008
 №2265/2259/2267 о привлечении к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения. ,

Взыскать с Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области в пользу ЗАО «Софтмет» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.m.

СудьяW\\С.Б.Каюров

7