АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
11 февраля 2020 г. Дело № А76-49669/2019
Резолютивная часть решения принята 03 февраля 2020 г.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Кудрявцева А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью «Челябинский химический завод «Оксид», г. Челябинск, ОГРН 1077453009094, о взыскании финансовых санкций в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее – заявитель, УПФР в Курчатовском районе города Челябинска) 03.12.2019 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Челябинский химический завод «Оксид», г. Челябинск, ОГРН 1077453009094 (далее – ответчик, ООО «ЧХЗ «ОКСИД») о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2017 год, апрель 2019 года в размере 15 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 04.12.2019 заявление принято к производству с рассмотрением в упрощенном порядке по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о начале арбитражного процесса и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
До принятия решения по существу спора от ответчика поступил отзыв, в которых считает сумму финансовых санкций чрезмерной, в виду наличия смягчающих обстоятельств. В качестве смягчающих обстоятельств заявитель указывает на признание факта совершения правонарушения, совершения правонарушения впервые, совершение правонарушения не умышленно, отсутствие негативных последствий для бюджета, добровольное исправление недостоверных данных.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020, принятым немедленно после разбирательства дела путем подписания резолютивной части решения заявленные требования удовлетворены частично, суд в связи с заявленными возражениями ответчика снизил сумму финансовой санкции до 2900 рублей на основании решения от 10.06.2019 № 23 nd о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в представлении неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме «СЗВ-СТАЖ» за 2017 год, в остальной части заявленных требований отказал.
От Фонда 05.02.2020 поступило заявление о составлении мотивированного решения. Срок представления заявления о составлении мотивированного решения, установленный абз. 2 ч. 2 ст. 229 АПК РФ, заявителем соблюден.
Удовлетворяя требования фонда частично, суд руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных ООО «ЧХЗ «ОКСИД» сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, в результате которой, выявлен факт представления неполных сведений.
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год были представлены страхователем ООО «ЧХЗ «ОКСИД» в Фонд 19.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи, т. е с соблюдением установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) срока.
Сведения приняты Фондом частично в связи с выявленными ошибками, а именно при заполнении страхователем графы 9 формы СЗВ - СТАЖ «Особые условия труда» должен быть заполнен раздел 5 формы ОДВ – 1 «Основание для отражения данных о периодах работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Фондом 19.02.2018 в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которое получено страхователем 28.03.2018.
В соответствии с пунктом 37 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Страхователем ошибка устранена 22.11.2018 путем представления формы ОДВ-1 с типом «корректирующая» на 29 человек, в связи с чем, специалистом Фонда составлен акт от 25.04.2019 № 23 nd о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, который направлен в адрес страхователя 26.04.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Решением от 10.06.2019 № 23 nd страхователь привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. К страхователю применены финансовые санкции за представление им неполных сведений за отчетный период – 2017 год в отношении 29 застрахованных лиц в размере 500 руб. на каждое застрахованное лицо в общей сумме 14 500 руб. (29х500 руб.).
Решение направлено в адрес страхователя 10.06.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Поскольку требование об уплате финансовых санкций от 09.07.2019 № 23 nd в добровольном порядке исполнено не было, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Таким образом, у Фонда имелись законные основания для привлечения общества к ответственности, существенных нарушений порядка привлечения общества к ответственности и взыскания штрафа не допущено.
Введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Действующее законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не предусматривает возможности снижения штрафных санкций вследствие наличия смягчающих ответственность обстоятельств и не возлагает на орган контроля по уплате страховых взносов выявление и учет таких обстоятельств.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
В пункте 2 указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем постановлении.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 15.07.1999 № 11-П также указал на то, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
С учетом изложенного при применении ответственности, установленной абзацем 2 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, размер штрафа, взыскиваемого со страхователя, должен определяться на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
В рассматриваемом случае размер штрафа определен Фондом в сумме 14 500 рублей, что не отвечает обозначенным выше принципам назначения наказания.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, обстоятельства совершенного обществом правонарушения и степень его вины, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: признание факта правонарушения и вины его совершения, совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения, суд приходит к выводу о возможности снижения размера штрафа в пять раз до 2900 рублей. По мнению суда, данный размер штрафа является обоснованным, соразмерным тяжести допущенного нарушения и отвечает требованиям разумности и справедливости.
Поскольку решение Фонда от 10.06.2019 № 23 nd в части превышающей сумму санкций в размере 2900 рублей не соответствует принципам соразмерности и справедливости, требования о взыскании штрафа подлежат удовлетворению частично о взыскании штрафа в сумме 2900 рублей.
То обстоятельство, что Закон № 27-ФЗ не предусматривает возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств, не является основанием для отказа в удовлетворении требований о снижении размера штрафа, поскольку снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда, занимающего особую роль как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти.
Отказывая в удовлетворении требований фонда о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2019 года, суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если не иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом) представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения по форме СЗВ-М за апрель 2019 года были представлены страхователем в Фонд 15.05.2019 по телекоммуникационным каналам связи, то есть с соблюдением установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) срока.
При проверке специалистом управления Фонда были обнаружены несоответствия по застрахованному лицу Сорокиной Наталье Георгиевне.
При представлении страхователем в фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета допущена ошибка в имени застрахованного лица, в базе УПФР «Наталия», в файле страхователя «Наталья».
Фондом 24.05.2019 в адрес страхователя по почте было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и считаются полученными на шестой день с даты отправления заказного письма, то есть 03.06.2019.
В соответствии с пунктом 37 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Страхователем ошибка устранена 27.06.2019, в связи с чем, специалистом Фонда составлен акт от 28.06.2019 № 108 ndо выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, который направлен в адрес страхователя 02.07.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Решением от 01.08.2019 № № 108 ndстрахователь привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. К страхователю применены финансовые санкции за непредставление им в установленный срок сведений за отчетный период – апрель 2019 года в отношении 1 застрахованного лица в размере 500 рублей.
Решение направлено в адрес страхователя 02.08.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Во исполнение указанного решения в адрес страхователя направлено требование от 30.08.2019 № 108 ndоб уплате финансовой санкции в сумме 500 рублей, которое страхователем добровольно не исполнено.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что ООО «ЧХЗ «ОКСИД» первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за апрель 2019 года – 15.05.2019, то есть в установленный законом срок. Документ принят Фондом, однако при проверке установлена ошибка в имени на одно застрахованное лицо, о чем Фонд уведомил страхователем. Фондом направлено в адрес страхователя уведомление об устранении ошибки в течение 5 рабочих дней, при этом Фонд ссылается на пункт 37 Инструкции от 21.12.2016 № 766н о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России.
Сведения устранены страхователем только 26.06.2019, то есть за пределами 5-дневного строка на их устранение.
Между тем, обществом в исходной форме отчетности была допущена ошибка только в указании имени застрахованного лица в базе УПФР «Наталия», в файле страхователя «Наталья», тогда как страховой номер и другие сведения в отношении этого застрахованного лица (ИНН), позволяющие его идентифицировать, обществом указаны были правильно. Данные обстоятельства, как и тот факт, что допущенная заинтересованным лицом опечатка не привела к неверному исчислению страховых взносов либо иным последствиям, Управлением не оспариваются.
Таким образом, допущенная и устраненная обществом техническая ошибка в имени застрахованного лица является опечаткой не может быть квалифицирована как представление недостоверных сведений, в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 27-ФЗ не препятствовала идентификации застрахованного лица осуществлению персонифицированного учета.
Суд также полагает необходимым отметить, что абзац третий статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за опечатку при обозначении ФИО застрахованных лиц, не препятствующую осуществлению учета.
Также суд считает необходимым указать на то, что в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует оценка всех элементов состава вмененного обществу правонарушения, исследование вопроса о наличии события правонарушения и о виновности страхователя. Орган пенсионного фонда ограничился описанием факта представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не установив, в чем конкретно выражена недостоверность, какие действия совершены противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, т.е. ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.
Таким образом, в действиях ООО «ЧХЗ «ОКСИД» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 500 рублей на основании решения от 01.08.2019 № № 108 ndне имеется.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ и ст.ст. 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-171, 227, 229 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Челябинский химический завод «Оксид», г. Челябинск, ОГРН 1077453009094 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска финансовые санкции в размере 2900 рублей на основании решения от 10.06.2019 № 23 nd о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в представлении неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме «СЗВ-СТАЖ» за 2017 год.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Челябинский химический завод «Оксид», г. Челябинск, ОГРН 1077453009094 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Разъяснить, что до окончания вышеуказанного срока лицо, участвующее в деле, должно предпринять все зависящие от него меры для поступления в суд указанного заявления, либо информации о его направлении (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).
Судья А.В. Кудрявцева