НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Челябинской области от 01.11.2022 № А76-19353/2022

Арбитражный суд Челябинской области

ул. Воровского, д. 2, г. Челябинск, 454000,

www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

01 ноября 2022 года                                                  Дело № А76-19353/2022

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Свечникова А.П.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевченко Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Отделочный комплекс» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области, при участии в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, о признании незаконным действий и бездействия,  

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Алькиной Н.Н. (доверенность от 01.01.2022, диплом от 25.06.1989, паспорт РФ), от ответчика – Волегова В.И. (доверенность от 10.09.2022, диплом от 05.07.2015, служебное удостоверение); от третьего лица – Толкачева О.А. (доверенность от 27.12.2021, диплом от 02.07.2007, служебное удостоверение

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Отделочный комплекс» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «Отделочный комплекс») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным:

- действий по вручению обществу электронных документов, подписанных 19.05.2022 одной электронной подписью: требование об истребовании документов № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, требование об истребовании документов № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, требование об истребовании документов № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, требование об истребовании документов № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручение об истребовании документов № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, поручение об истребовании документов № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, поручение об истребовании документов № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответ от имени ООО «Инжспецмонтаж СПБ»,

- бездействия по невручению обществу банковских выписок по движению денежных средств по счетам ООО «Меркурий», ООО «Магторг-Мир», ООО «Магальфа», ИП Юсубов В.И. 

К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – третье лицо, управление).

Инспекцией и управлением представлены отзывы, в котором их податели просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы заявления по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.

Представители инспекции и управления в судебном заседании против доводов заявления возражали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражным судом отказано в удовлетворении ходатайства общества об истребовании доказательств, поскольку такие доказательства инспекцией представлены. 

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами участвующими в деле, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией 15.02.2022 представителю общества по доверенности вручены акт налоговой проверки № 672 от 08.02.2022, с приложением материалов проверки на электронном носителе (в том числе требования: № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручения: № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответ ООО «Инжспецмонтаж СПБ», банковские выписки по счетам: ООО «Меркурий», ООО «Магторг-Мир», ООО «Магальфа», ИП Юсубов В.И.), что зафиксировано в протоколе от 15.02.2022.

Указанные выписки вручены в полном объеме, за исключением информации, составляющей налоговую тайну (без отражения номера расчетного счета и КПП), при этом, во врученных выписках содержатся сведения о произведенных операциях (дата, номер платежного документа, контрагент, сумма, назначение платежа) в полном объеме.

В ответ на заявление от 22.02.2022 об ознакомлении, представитель общества ознакомлен инспекцией с материалами проверки (в том числе с требованиями: № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручениями: № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответом ООО «Инжспецмонтаж СПБ», банковскими выписками по счетам: ООО «Меркурий», ООО «Магторг-Мир», ООО «Магальфа», ИП Юсубов В.И), что отражено в протоколе от 25.02.2022.

В ответ на заявление от 02.03.2022 об ознакомлении путем копирования на электронный носитель, представитель общества ознакомлен инспекцией с материалами проверки (в том числе с требованиями: № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручениями: № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответом ООО «Инжспецмонтаж СПБ», банковскими выписками по счетам: ООО «Меркурий», ООО «Магторг-Мир», ООО «Магальфа», ИП Юсубов В.И), что отражено в протоколе от 04.03.2022. Также инспекцией представителю общества вручен испрашиваемый электронный носитель с материалами проверки с сопроводительным письмом от 04.03.2022.

В ответ на заявление от 28.03.2022 об ознакомлении путем копирования на электронный носитель, инспекцией обществу предоставлено письмо от 31.03.2022 о невозможности вручения испрашиваемых документов путем копирования на электронный носитель, при открытии которых на документах отражалась бы электронно-цифровая подпись, в связи с отсутствием технической возможности.

19.05.2022 с сопроводительным письмом представителю общества вручены испрашиваемые документы (в том числе требования: № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручения: № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответ ООО «Инжспецмонтаж СПБ») на электронном носителе в архивном файле, заверенном электронной-цифровой подписью, что зафиксировано в протоколе от 19.05.2022.

Решениями управления № 16-07/002342 от 19.04.2022 и № 16-07/003072 от 25.05.2022 жалобы общества оставлены без удовлетворения.

Полагая незаконными действия инспекции по вручению электронных документов, подписанных 19.05.2022 одной электронной подписью, а также бездействие инспекции по невручению обществу полных банковских выписок по движению денежных средств, общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соответственно, для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие совокупности 2 условий: не соответствие действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

В силу п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

При этом НК РФ не содержит обязательных требований к перечню документов, обязательных к приложению к акту, принятому по итогам налоговой проверки. Перечень первичных и иных документов может быть как перечислен в тексте акта, так и приложен к акту налогового органа в виде оформленных приложений.

Нормой ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного   самоуправления, служащие   основаниями   для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены НК РФ на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Направление инспекцией требований, поручений осуществляется посредством формализованного документооборота по телекоммуникационным каналам связи и обеспечивает формирование, шифрование, подписание и передачу документов через специализированного оператора связи.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

Нормой ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ закреплены принципы использования электронной подписи, одним из которых является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронных подписей в информационной системе.

Согласно Приказа ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@ программа АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

В соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.        

Порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.

В силу ст. 13 этого Порядка отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота, при этом отправитель фиксирует дату отправки такого документа.

Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права гражданина распространяются и на объединения граждан, в том числе имеющие статус юридического лица; объединениям граждан - поскольку они не только способствуют осуществлению и защите прав и свобод граждан, но и в отдельных случаях сами являются формой их реализации - эти права и свободы, в том числе право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, должны быть гарантированы.

Исходя из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Нормой ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

В силу п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением перечисленных в этом пункте сведений. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Таким образом, документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В данном случае, инспекцией обществу вручены акт налоговой проверки № 672 от 08.02.2022, а также с целью соблюдения прав общества неоднократно вручались приложения к акту налоговой проверки (в том числе испрашиваемые обществом требования: № 10-11/КН/2 от 05.01.2022, № 10-11/КН/3 от 05.01.2022, № 10-11/КН/993 от 24.01.2022, № 10-11/КН/11220 от 30.11.2021, поручения: № 10-11/КН/7 от 05.01.2022, № 10-11/КН/8 от 05.01.2022, № 10-11/КН/9 от 05.01.2022, ответ ООО «Инжспецмонтаж СПБ», банковские выписки по счетам: ООО «Меркурий», ООО «Магторг-Мир», ООО «Магальфа», ИП Юсубов В.И.), что зафиксировано в протоколах от: 15.02.2022, 25.02.2022, 04.03.2022, 19.05.2022.

При этом, у инспекции отсутствуют основания не вручать проверяемому налогоплательщику документы, являющиеся приложением к акту налоговой проверки.

Применительно к доводам общества, указанные требования и поручения направлялись в программном комплексе налогового органа АИС «Налог-3» в виде контейнера, содержащего файлы форматов «xml» и «pdf», имеющих статус «Подписан», при этом выгрузка полученных файлов (требований, поручений, ответов и пр.) ввиду технических особенностей реализована в АИС «Налог-3» без визуализации файла подписи.

Выписки по расчетным счетам вручены обществу в полном объеме, без отражения в них номера расчетного счета и КПП, при этом, во врученных выписках содержались сведения о произведенных операциях (дата, номер платежного документа, контрагент, сумма, назначение платежа) в полном объеме.

Таким образом, оснований признать незаконными действия инспекции по вручению электронных документов, подписанных 19.05.2022 одной электронной подписью, а также бездействие инспекции по невручению обществу полных банковских выписок по движению денежных средств, не имеется.

Ссылки налогоплательщика на отсутствие в акте налоговой проверки № 672 от 08.02.2022 анализа счетов спорных контрагентов, наличие вывода об отсутствии поставки товара и обналичивании денежных средств не принимается, поскольку законность указанного акта находится за пределами предмета исследования по настоящему делу.

При этом, обществом не раскрыто суду, каким образом нарушены его права тем, что на каждом из указанных требований, поручений, ответе отсутствует электронная подпись, при ее наличии в полученном обществом посредством электронного носителя архивном файле, содержащим в себе обозначенные требования, поручения, ответ, как и не раскрыто, каким образом нарушены его права тем, что в полученных им выписках по расчетным счетам не содержалось номеров расчетных счетов и КПП, при наличии в таких выписках всех остальных данных о произведенных операциях (в том числе дат и номеров платежных документов, наименований контрагентов, сумм и назначений платежей). 

Как указано выше, законность акта налоговой проверки № 672 от 08.02.2022 и вынесенного на его основании решения инспекции по результатам налоговой проверки не является предметом заявленных по настоящему делу требований.

Отсутствие совокупности условий для признания оспоренных действий и бездействия инспекции незаконными исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Довод инспекции о необходимости оставления требования общества о признании незаконными действий инспекции по вручению электронных документов, подписанных 19.05.2022 одной электронной подписью, без рассмотрения не принимается, поскольку обстоятельства вручения инспекцией обществу электронных документов 19.05.2022 подробным образом исследованы управлением в разрезе доводов общества и оценены в решении № 16-07/003072 от 25.05.2022, а кроме того, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица управление, в лице своего представителя, в судебных заседаниях 29.09.2022 и 01.11.2022 считало все требования общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению, о чем в материалы дела представлен отзыв управления.

Учитывая переплату государственной пошлины и принятие судебного акта не в пользу общества, государственная пошлина в размере 21 000 руб. подлежит возвращению обществу из Федерального бюджета Российской Федерации, в остальной части судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на общество.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Отделочный комплекс» из Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 21 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                                               А.П. Свечников