НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Брянской области от 23.01.2020 № А09-10336/19

Арбитражный суд Брянской области

Трудовой пер., 6; г. Брянск, 241050, сайт: www.bryansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Брянск Дело №А09-10336/2019

29 января 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 января 2020 года.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Кокотовой И. С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области, Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп,

к Администрации Почепского района, Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп,

о признании права оперативного управления,

третьи лица: 1) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск, 3) муниципальное унитарное предприятие «Водстройсервис», Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп, 4) общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Брянск», г. Брянск, 5) акционерное общество «Газпром газораспределение Брянск», г. Брянск, 6) Коротченко Владимир Александрович, Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп,

при участии в судебном заседании:

от истца: Гвановская О. О. (доверенность № 27 от 09.01.2020, копия диплома от 22.08.2003 л.д. 123),

от ответчика: не явились,

от третьих лиц: 1) не явились, 2) не явились, 3) не явились, 4) не явились, 5) не явились, 6) не явились,

установил:

государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп, (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Почепского района, Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп (далее – ответчик) о признании права оперативного управления на: газопровод-ввод протяженностью 5 м., кадастровый номер 32:20:0380235:70, водопровод протяженностью 14 м., кадастровый номер 32:20:0000000:1490, канализацию протяженностью 124 м., кадастровый номер 32:20:0380235:71.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 07.10.2019 исковое заявление государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: муниципальное унитарное предприятие «Водстройсервис», Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп, общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Брянск», г. Брянск, акционерное общество «Газпром газораспределение Брянск», г. Брянск.

Определением арбитражного суда от 19.11.2019 дело назначено к судебному разбирательству. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Коротченко Владимир Александрович, Брянская обл., Почепский р-н, г. Почеп.

15.11.2019 в материалы дела от третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях поступил отзыв на исковое заявление, в котором сообщается, что в реестре федерального имущества объекты недвижимости: газопровод-ввод протяженностью 5 м., кадастровый номер 32:20:0380235:70, водопровод протяженностью 14 м., кадастровый номер 32:20:0000000:1490, канализацию протяженностью 124 м., кадастровый номер 32:20:0380235:71, расположенные по адресу: Брянская обл., г. Почеп, ул. Затинская, не значатся (л.д.109-110).

18.11.2019 от третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области поступил письменный отзыв на иск, в котором сообщается, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) содержатся актуальные сведения о зарегистрированных правах на следующие объекты:

- газопровод-ввод, назначение: сооружения газохимического комплекса, протяженностью 5м. с кадастровым номером 32:20:0380235:70, расположен по адресу: Брянская обл., Почепский р-он, г. Почеп, ул. Затинская. В ЕГРН внесена запись № 32:20:0380235:70-32/010/2019-1 от 21.08.2019 о постановке на учет бесхозяйного имущества;

- водопровод, назначение; сооружения водозаборные, протяженностью 14м., с кадастровым номером 32:20:0000000:1490, расположен по адресу: Брянская Почепский р-он, г. Почеп, ул. Затинская. В ЕГРН внесена запись № 32:20:0000000:1490-32/010/2019-1 от 09.08.2019 о постановке на учет бесхозяйного имущества.

Также, третье лицо указало что, сведения о зарегистрированных правах на канализацию, протяженностью 124 м., с кадастровым номером 32:20:0380235:71 в ЕГРН отсутствуют. Разрешение спора третье лицо оставило на усмотрение суда (л.д. 111-112).

В судебном заседании 23.01.2020 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований в части основания возникновения права оперативного управления на газопровод-ввод, в котором истец указал на то, что в 2003 году за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по адресу: Брянская область, г. Почеп, ул.Затинская, д. 3 проводился капитальный ремонт административного здания УПФР в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное). Одновременно с капитальным ремонтом административного здания УПФР производились работы по укладке инженерных сетей, в частности, газопровода-ввода, протяженностью 5 м. Согласно акта приемки законченного строительства объекта газораспределительной сети газопровод-ввод, протяженностью 5м. с кадастровым номером 32:20:0380235:70 считается принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 10.11.2003.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Арбитражного суда Брянской области (http://www.bryansk.arbitr.ru/).

Дело, рассмотрено исходя из уточненных исковых требований по имеющимся в деле материалам в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в порядке, установленном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позицию представителя истца, суд установил следующее.

ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) на праве оперативного управления принадлежит здание управления пенсионного фонда, расположенное по адресу: Брянская область, г.Почеп, ул.Затинская, д.3.

ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат: земельный участок с кадастровым номером 32:20:0380235:9, адрес: Брянская область, г.Почеп, ул.Затинская, д.3 (запись регистрации № 32-1.38-1.5/2001-92 от 21.12.2001) и земельный участок с кадастровым номером 32:20:0380235:17, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - здание, почтовый адрес ориентира: Брянская область, г.Почеп, ул.Затинская, д.3 (запись регистрации № 32-1.38-6/2002-357 от 27.11.2002, назначение: для эксплуатации здания пенсионного фонда (л.д.76-77).

В соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1, в 2003 году за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ по адресу: Брянская область, г. Почеп, ул. Затинская, д. 3 окончено проведение капитального ремонта административного здания УПФР в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное). Одновременно с капитальным ремонтом административного здания УПФР в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) производились работы по укладке инженерных сетей газопровода-ввода протяженностью 5м., водопровода протяженностью 14м., канализации протяженностью 124 м.

Газопровод-ввод протяженностью 5м. с кадастровым номером 32:20:0380235:70 принят заказчиком (ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)) вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 10.11.2003, что подтверждается актом приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 10.11.2003 (л.д.16).

В связи с вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н, в целя выявления объектов учета, нефинансовых активов в составе недвижимого имущества, в том числе линейные сооружения – наружные инженерные сети, для проведения учета вышеперечисленных объектов в соответствии с пунктом 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н и проведением инвентаризации в 2018 году в ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) установлена необходимость приведения в соответствие данных бухгалтерского учета и фактического наличия инвентарных объектов линейных сооружений.

В результате проведенной инвентаризации истцом выявлены фактически эксплуатируемые, но не принятые к бухгалтерскому учету линейные объекты недвижимости: газопровод-ввод протяженностью 5 м., кадастровый номер 32:20:0380235:70, водопровод протяженностью 14 м., кадастровый номер 32:20:0000000:1490, канализацию протяженностью 124 м., кадастровый номер 32:20:0380235:71.

В целях легализации спорных объектов ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) обратилось в адрес архитектурного отдела Администрации Почепского района Брянской области с соответствующим обращением, в ответ на которое последовал отказ по причине отсутствия документов, указанных в частях 3-4 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что истец на протяжении всего времени занимает вышеуказанное административное здание, а все вышеуказанные линейные объекты находятся в фактическом пользовании истца и предназначены для обеспечения деятельности административного здания и здания клиентской службы ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых интересов имеют заинтересованные лица. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Истец просит признать право оперативного управления на газопровод-ввод протяженностью 5 м., кадастровый номер 32:20:0380235:70, водопровод протяженностью 14 м., кадастровый номер 32:20:0000000:1490, канализацию протяженностью 124 м., кадастровый номер 32:20:0380235:71, расположенные по адресу: Брянская область, г.Почеп, ул. Затинская, д. 3.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п.5 ст. 214 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из содержания статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что с иском о признании права собственности вправе обратиться лицо, считающее себя собственником имущества, к лицам, которые оспаривают его право собственности.

В соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

На основании пункта 4 статьи 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. В пункте 1 статьи 296 Кодекса предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовым актами для приобретения права собственности (статья 299 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Из приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право оперативного управления является производным от права собственности, может быть признано в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Равным образом, право оперативного управления не может возникнуть ранее признания права государственной или муниципальной собственности на объект недвижимости.

При этом, в случае уклонения собственника имущества от государственной регистрации права оперативного управления соответствующее лицо вправе защищать свои права и законные интересы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанный правовой подход сформулирован и в Определении Верховного Суда РФ от 17.12.2018 №304-ЭС18-20524 по делу №А45-572/2018.

В данном случае истец не является собственником имущества, а владеет и пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления собственником.

Право собственности на указанные объекты за Российской Федерацией в установленном порядке не признано.

Истец не является тем лицом, которое имеет право требовать признания права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости.

Доказательства передачи либо отнесения спорного имущества в федеральную собственность суду не представлены. Фактическое пользование истцом спорным имуществом не является основанием для возникновения права оперативного управления на него.

В этой связи, в отсутствие собственника объектов недвижимого имущества не может возникнуть право оперативного управления.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что спорные объекты не являются федеральным имуществом и ввиду отсутствия доказательств возникновения у истца прав на спорные объекты в установленном порядке, суд пришел к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

При подаче иска в суд истец освобожден от уплаты госпошлины в доход федерального бюджета согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области к Администрации Почепского района о признании права оперативного управления на газопровод-ввод протяженностью 5 м., кадастровый номер 32:20:0380235:70; водопровод протяженностью 14 м., кадастровый номер 32:20:0000000:1490; канализацию протяженностью 124 м., кадастровый номер 32:20:0380235:71, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Туле.

Судья И. С. Кокотова