241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
05 марта 2024 года Дело №А09-11669/2023
город Брянск
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2024.
Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Копыта Ю.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шабашовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Росгвардии по Брянской области (ОГРН 1163256062914, ИНН 3257047020)
к ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» (ОГРН 1153256014064, ИНН 3257035674)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя: Перепечко А.В. – представитель (доверенность в деле),
от ответчика: Масленникова Е.А. – представитель (доверенность в деле),
у с т а н о в и л :
Заявитель – Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) в лице Отдела лицензионно-разрешительной работы по г.Брянску, Брянскому и Карачевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области (далее – Управление Росгвардии по Брянской области, Управление, административный орган) – обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ответчик – общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Агентство Экскалибур» (далее – ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур», Общество) – в письменном отзыве на заявление не отрицал факт вменяемого правонарушения, однако, просил суд отказать в удовлетворении заявленных административным органом требований по основаниям, изложенным в данном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителей административного органа и ответчика, суд установил следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) основным видом деятельности ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» как юридического лица является деятельность охранных служб, в том числе частных.
24.12.2018 Управлением Росгвардии по Брянской области Обществу «ЧОО «Агентство Экскалибур» была выдана лицензия №Л056-00106-32/00018128 на осуществление частной охранной деятельности, сроком действия до 24.12.2023.
В рамках осуществления территориальными органами Росгвардии функций федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности распоряжением Управления Росгвардии по Брянской области от 31.10.2023 №204/9-3296 было предписано провести в период с 03.11.2023 до 01.12.2023 проверку в отношении ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур».
По результатам проведенной внеплановой выездной (документарной) проверки соблюдения Обществом лицензионных требований должностным лицом Управления составлен акт от 01.12.2023 №204/9-3533 проверки органом государственного контроля (надзора) частной охранной организации, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а именно, установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №2487-1), пункта 11 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Перечень №587), ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» осуществляет охранные услуги на объектах по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной полиграфической продукции, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В частности, административным органом в ходе проверки установлено, что на основании заключенных с Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) (Заказчик) государственных контрактов от 20.09.2023 №0131, от 24.11.2023 №0190-2023 на оказание охранных услуг ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» (Исполнитель) оказывает соответствующие услуги в отношении объектов, расположенных по следующим адресам:
- Брянская обл., Комаричский р-он, р.п.Комаричи, ул.Советская, д.19,
- Брянская обл., Карачевский р-он, г.Карачев, ул.Советская, д.39,
- Брянская обл., Брасовский р-он, р.п.Локоть, пр-т Ленина, д.13,
- Брянская обл., Суземский р-он, п.Суземка, ул.Спортивная, д.1,
- Брянская обл., Навлинский р-он, п.г.т.Навля, ул.Ленина, д.64 А.
При этом указанные объекты ОСФР по Брянской области специализируются на оказании государственной услуги по выдаче свидетельства пенсионера, осуществление которой связано с нахождением в данных объектах на хранении бланков свидетельств пенсионера, относящихся, в свою очередь, к защищенной полиграфической продукции (уровень защищенности «Б»).
По факту незаконного оказания охранных услуг на объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется, административным органом в отношении ООО «ЧОО «Агентство Экскалибур» составлен протокол от 11.12.2023 №32ЛРР019111223359 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, оказание охранных услуг на объектах по хранению защищенной полиграфической продукции, на которые частная охранная деятельность не распространяется
В порядке абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и на основании вынесенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ должностным лицом административного органа определения от 11.12.2023 указанный протокол и материалы административного дела направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу положений части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из примечания к указанной норме следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного данной нормой права, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона рассматриваемого деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ), исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ частная охранная деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №498 (далее – Положение №498).
Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения №498 лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона №2487-1, является соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой, второй и третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона №2487-1.
В соответствии с абзацем «а» пункта 10 Положения №498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране», иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется.
Как следует из статьи 1 Закона №2487-1, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона №2487-1, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (часть первая статьи 11 Закона №2487-1).
Согласно части третьей статьи 11 Закона №2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в том числе включены объекты по производству и хранению защищенной полиграфической продукции (пункт 11 Перечня №587).
Согласно пункту 45 Приложения к приказу Минтруда России от 05.08.2021 №546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера…» факт назначения пенсии по желанию пенсионера может подтверждаться свидетельством пенсионера, оформленным на материальном носителе или в форме электронного документа (свидетельство пенсионера содержит: фамилию, имя, отчество гражданина, страховой номер индивидуального лицевого счета, вид пенсии и срок, на который она установлена, а также фотографию гражданина); свидетельство пенсионера оформляется и выдается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 7.5 Перечня государственных услуг, предоставляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 17.02.2023 №210, предусмотрено оказание государственной услуги по выдаче свидетельства пенсионера.
Таким образом, осуществление указанной государственной услуги связано с хранением на объектах территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации бланков свидетельства пенсионера, которые, в свою очередь, относятся к защищенной полиграфической продукции.
Факт оказания Обществом «ЧОО «Агентство Экскалибур» охранных услуг на объектах территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОСФР по Брянской области), на которые частная охранная деятельность не распространяется, подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом от 11.12.2023 №32ЛРР019111223359 об административном правонарушении, и самим ответчиком признан.
При этом довод ответчика о составлении административным органом протокола об административном правонарушении за пределами установленных частями 1, 2 статьи 28.5 КоАП РФ сроков судом отклонен как несостоятельный, поскольку установленные названной нормой сроки не являются пресекательными, следовательно, приведенное ответчиком обстоятельство относится к несущественным недостаткам протокола (разъяснения абзаца третьего пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии со статьей 21 Закона №2487-1 нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что частная охранная деятельность не распространяется на охрану объектов ОСФР по Брянской области, оказывающих государственную услугу по выдаче свидетельства пенсионера, суд находит обоснованным вывод административного органа о допущенном Обществом «ЧОО «Агентство Экскалибур» грубом нарушении лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В свою очередь, ответчик, признавая факт совершенного административного правонарушения, в судебном заседании просил назначить ему наказание в виде предупреждения.
Частями 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Учитывая, что факт совершения вменяемого административного правонарушения ответчик признает, при этом доказательств того, что допущенное нарушение причинило материальный ущерб либо создало угрозу наступления таких последствий материалы дела не содержат, принимая также во внимание выраженную в судебном заседании позицию административного орган, суд полагает, что, применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора, имеются основания для установления Обществу административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Агентство Экскалибур» (ОГРН 1153256014064, ИНН 3257035674) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в 20-й Арбитражный апелляционный суд (г.Тула).
Судья Ю.Д.Копыт