НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Астраханской области от 21.06.2021 № А06-1131/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-1131/2021

24 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен  24 июня  2021 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело  по  исковому заявлению Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к АО "ЦС "Звездочка" филиал "Астраханский СРЗ"  о взыскании излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в сумме 5 758,97 руб.

при участии:

от истца: Шналиева Н.А., представитель по доверенности  от 11.01.2021 (диплом);

от ответчика: Лейбенко Е.С., представитель по доверенности от 28.12.2020 (диплом)

Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее Фонд, Астраханской региональное отделение)  обратилось в арбитражный суд с иском к АО "ЦС "Звездочка" филиал "Астраханский СРЗ"  (далее Общество, ответчик)   о взыскании излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в сумме 5 758,97 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении,  просил суд удовлетворить их полностью.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, просил отказать в их удовлетворении.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, АО "ЦС "Звездочка" филиал "Астраханский СРЗ" состоит на учете в Государственном учреждении -  Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя с 28.11.2008.

В соответствии с пунктом 1 «Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011г. № 294 (далее - Положение), территориальный орган Фонда социального страхования РФ назначает и выплачивает пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.

Сведения о среднем заработке и расчётном периоде, исходя из которого,  производится расчет пособий, а также сведениями об обстоятельствах, которые влекут изменения размера пособий или прекращение выплаты пособий, региональное отделение не располагает. Указанные сведения представляются в региональное отделение непосредственно страхователем.

Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности установлены статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Положения об условиях и продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности и о размере пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены статьями 6, 7  Закона N 255-ФЗ.

От Общества в Астраханское региональное отделение   поступили сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Каражанову У.Б.  на основании листка нетрудоспособности №999000618148 от 06.04.2020  за период с 06.04.2020 по 19.04.2020.

На основании представленных сведений региональным отделением начислено и выплачено Каражанову У.Б.  пособие по временной нетрудоспособности в размере 11 517,94 руб. (10 020, 94 – сумма,  подлежащая выплате застрахованному лицу и 1 497 руб.– НДФЛ).

Однако, по уточненным сведениям на основании письма №879/9-195 КЮС от 16.06.2020, представленного Обществом в региональное отделение, период оплаты по листку нетрудоспособности был изменен на период с 13.04.2020 по 19.04.2020, так как в период с 16.03.2020 по 12.04.2020 Каражанов У.Б.  находился в ежегодном отпуске.

В связи с чем, застрахованному лицу было излишне начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 5 758,97 руб.

Страхователю было предложено возместить расходы, излишне понесенные Астраханским региональным отделением  в сумме  5 758,97 руб. (письмо от 02.10.2020).

Однако, Общество  в добровольном порядке не возместило расходы, излишне понесенные региональным отделением по причине недостоверности представленных страхователем сведений.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Отделения  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 Положения, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

В случае представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка страхователь не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка представляет их в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Территориальным органом Фонда производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка застрахованного лица.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

Согласно п.9(1) Положения суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В соответствии с пунктом 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что  у Фонда существует обязанность и возможность обработки и контроля,  представленных сведений и принятия правильного решения, а также ссылка на п.10 временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам, старше 65 лет и старше, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 №402 (далее Временные правила), в связи с чем  Фонд должен был осуществить выплату, согласно представленных сведений в количестве 7 дней судом  отклонен как несостоятельный.

Согласно пункту 10 Временных правил Фонд осуществляет назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности единовременно за весь период временной нетрудоспособности в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности.

Таким образом,  пунктом 10 Временных правил закреплен семидневный срок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а не количество дней, подлежащих оплате.

При этом, Обществом в региональное отделение поступили сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Каражанову У.Б.  на основании листка нетрудоспособности №999000618148 от 06.04.2020  за период с 06.04.2020 по 19.04.2020.

Фондом произведена выплата  пособия по временной нетрудоспособности Каражанову У.Б. в размере 10 020,94 руб., что подтверждается платежным поручением  №234423 от 15.04.2020.

Между тем, сведения об изменении периода оплаты по листку нетрудоспособности поступили от Общества в Фонд только 16.06.2020 на основании письма №879/9-195 КЮС от 16.06.2020.

Фонд социального страхования в целях правильного исчисления пособия не обладает сведениями о застрахованном лице. Дополнительная проверка сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, содержащихся в документах, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме. Данная норма закреплена в п.7 Положения. Таким образом, проверять достоверность или несоответствие в предоставляемых сведениях не является обязанностью Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с предоставлением недостоверных данных, Фондом было выплачено пособие в завышенном размере. Размер переплаты (убытков) составил 5 758,97  рублей.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с абз.2 п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, являются федеральной собственностью.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08.06.2015 No304-КГ15-5176, подобные расходы являются убытками, понесенными территориальным органом ФСС, и подлежат взысканию со страхователя.

Согласно п.4 ст. 15 Закона N255-ФЗ, суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица, вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

Излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или  недостоверных данных является убытками Фонда

Таким образом, материалами дела  доказано, что страхователь неверно указал период, что привело к  выплате излишне начисленных средств ФСС.

В данном случае Фондом установлен факт излишней выплаты  пособия  в размере 5 758,97 руб.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа  от 16.02.2021г. по делу №А55-6233/2020

При данных обстоятельствах, суд считает, что требования истца обоснованы, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

              Взыскать  с  АО "ЦС "Звездочка" Филиал "Астраханский СРЗ" в пользу   Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в  размере   5 758,97 руб.

Взыскать с  АО "ЦС "Звездочка" Филиал "Астраханский СРЗ  в  доход федерального бюджета госпошлину в размере  2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук